«Кайрат» сыграет с «Маккаби» из Хайфы (да, опять!). Но почему в Израиле у всех команд одинаковые названия?
Антон Лысяк пытается разобраться.
Алматинцев можно назвать самой израильской командой чемпионата. И дело тут совсем не в Гае Ассулине или Йоссефе Шекеле, которые в разное время играли за «Кайрат». Команда из южной столицы уж очень часто встречается с представителями Израиля.
Алматинцы пересекались с «Маккаби» из Хайфы и Тель-Авива, а также играли против «Хапоэля», что представляет Беер-Шеву. Названия городов всегда неразрывно связаны с израильскими клубами, иначе можно просто запутаться.
Сейчас только в Премьер-лиге Израиля можно найти 4 «Маккаби» и 6 «Хапоэлей», а еще есть «Ирони», «Бейтар» и «Бней».
Что же все это означает? Давайте попробуем разобраться.
Сейчас модно говорить, что спорт – вне политики. Но в Израиле, похоже, думают совсем иначе. Два основных спортивных общества страны «Маккаби» и «Хапоэль» напрямую связаны с политикой и религией.
«Хапоэль» (хотя в русскоязычных изданиях Израиля все же «Апоэль») – это клуб рабочих, созданный еще в начале прошлого века. В логотипе любой команды с таким названием вы найдете несколько коммунистических символов – серп, молот и спортсмена-боксера. Члены «Хапоэля» в основном были социалистами и даже участвовали в ежегодных парадах на 1 мая. Хотя и сейчас коммунистическое прошлое никто не забыл.
Иногда вместе с «Хапоэлем» встречается слово «Ирони» (хотя есть и самостоятельные клубы с таким названием). На иврите это значит «городской», так называли команды, у которых не было ярко выраженной социальной позиции. Но горожан сейчас не так много, лишь одна команда в Премьер-лиге и две в лиге Леумит (первый дивизион).
Название «Маккаби» происходит от религиозного Маккавеи. Это династия евреев-мучеников. Они сыграли важную роль в становлении евреев как нации, о чем даже упоминалось в Библии. Религиозность этого спортивного общества можно определить по эмблеме – найти «Маккаби» без звезды Давида на лого почти невозможно.
«Хапоэль» и «Маккаби» – это два главных оппонента в израильском спорте (речь не только о футболе). Причем болельщики поддерживают не только клуб, но и придерживаются философии или политического уклона.
Президент Израиля Реувен Ривлин, несмотря на свои религиозные взгляды, в юности выступал за социалистический «Хапоэль» Ришон-Ле-Цион. Другого клуба в окрестностях просто не было. Отец будущего президента даже заключал с клубом специальное соглашение, чтобы Ривлин не ходил на коммунистические парады.
Третьей по мощности ассоциацией считается «Бейтар» – в Премьер-лиге сейчас только один клуб, но есть несколько в дивизионах ниже. Эта сионистская организация появилась в Риге в 1923-м. Спортивных задач тогда никто не ставил, основная цель – создание полноценной армии для еврейской самообороны. Клуб, как и его болельщики, придерживаются правых взглядов, но не поддерживают ни одной из действующих в Израиле партий.
В конце 2020-го многих удивила новость о новом владельце иерусалимского «Бейтара». Сообщалось, что клуб может купить шейх Хамад бин Халифа аль-Нахайян из Эмиратов. Загвоздка в том, что за всю историю «Бейтара» в составе не было ни одного араба или мусульманина, а главная кричалка болельщиков – «смерть арабам».
Доходило даже до крайностей. В 2019-м активные фанаты «Бейтара» потребовали у своего игрока нигерийца-христианина Али Мохамеда, сменить имя на менее арабское. Тогда президент клуба заявил, что подаст в суд на тех, кто выдвинул такие требования.
Тут же стоит рассказать и противоположный случай. «Бней» Сахнин – это наполовину арабский клуб в Премьер-лиге Израиля. Команду создали палестино-израильские бизнесмены, а состав формируется по этническому признаку, где 50% игроков – арабы, а вторая половина – евреи. Что интересно, «Бней» играет на стадионе «Доха», построенным на деньги правительства Катара.
В 20 веке в большинстве городов Израиля создавались спортивные сообщества, на основе которых и базировались будущие клубы. Почти в каждом уголке страны был собственный «Маккаби», «Хапоэль» или «Бейтар». Впрочем, в Казахстане и Россия была похожая история со «Спартаком», «Динамо» или СКА.
В эпоху приватизации связь с первоначальными названиями и значениями в Израиле потихоньку ослабевает. Все чаще израильские клубы находят частных владельцев, которые не хотят ассоциировать свой бренд с религией или политикой, поэтому нередко названия меняют на более нейтральные.
Хотя даже сейчас в высшей лиге Израиля есть лишь один клуб, который никак не связан с крупными спортивными сообществами – это «Ашдод», получивший название в честь города.
Фото: «Кайрат», «Маккаби Хайфа», «Бней Сахнин»
Допустим, что ваш аргумент верный, и тот факт, что русский народ является носителем русского языка (тут неоспоримо) является достаточным, чтобы диктовать остальному миру как на нем правильно говорить и писать.
Возьмем английский язык, который основной для нескольких десятков стран и народов/народностей/национальностей. По вашей логике у них всех должен быть единый язык с едиными правилами. То есть если англичане произносят/пишут слово так как им привычно, то и американцы должны так говорить/писать? Конечно же нет. Поэтому и существуют понятия британский английский, американский английский.
Русский язык один из государственных на территории Казахстана, и правила правописания/произношения/пунктуации на территории Казахстана регулирует государство, а не носители языка за пределами границ. и в Казахстане на русском город пишется именно как Алматы, в то время как в России корректнее писать Алма-Ата. Вы по своему правы, но не учитываете происхождение автора.