Кажется, Зайнутдинова в ЦСКА окончательно переводят на фланг защиты (раньше играл вынужденно). Баха не очень любит эту роль
Где его видит Гончаренко?
На учебно-тренировочных сборах в испанском Кампоаморе московский ЦСКА провел шесть контрольных встреч (не считая двусторонки).
Бахтиер Зайнутдинов поучаствовал в пяти из них, в большинстве случаев играя левого защитника.
Баха регулярно кочует от одной позиции к другой: не играл разве что в воротах. Его основная роль – хавбек атакующего плана: был им в «Таразе», «Астане» и «Ростове», играет так и в национальной сборной. В разное время ему доводилось бывать центральным полузащитником, вингером, защитником, опорником и даже центрфорвардом.
Но кажется, сейчас универсальность казахстанца находится под угрозой. Разбираемся.
Первые пять матчей в составе армейцев он провел на позиции левого вингера (на оба края его полюбил ставить еще Валерий Карпин). Но когда осенью сломался защитник того же фланга Георгий Щенников, коуч пристроил казахстанца на его место, где он провел восемь игр.
Вот наблюдения главного по российскому футболу на Sports.ru Александра Дорского: «Когда Зайнутдинов переходил в ЦСКА, казалось, что он будет конкурировать с Щенниковым за место на левом фланге в 5-3-2 или 5-2-2-1 (в прошлом сезоне схема менялась в зависимости от задания Влашича на конкретную игру). В результате ЦСКА еще летом перешел на четырех защитников – есть несколько теорий почему это произошло.
Например, бывший помощник Гончаренко Сергей Овчинников говорил, что переход связан с большим количеством травмированных центральных защитников (например, один из самых дорогих летних новичков ЦСКА Бруну Фукс получил повреждение при выходе на замену в первом же матче, а дальше столкнулся с двумя рецидивами).
Другая версия – еще после прошлого сезона в ЦСКА решили, что у них банально больше атакующих игроков, а летняя трансферная кампания в основном была направлена на повышение конкуренции именно в атаке».
Эксперименты с использованием Бахтиера как ЛЗ уже проводила «Астана»: осенью 2018-го он подменял травмированного Дмитрия Шомко. Однажды он выходил цементировать оборону «Ростова» в Уфе.
В этой роли казахстанец не потерялся. В Екатеринбурге, кстати, он забил дебютный гол за армейцев – это был первый матч в новом качестве.
В целом Бахтиер отыграл на этом месте достойно: не было ощущения, что в отсутствие Щенникова позиция ослабла.
В еврокубках у всей команды получалось хуже – ни одной победы. После проигрыша «Фейеноорду» Гончаренко не только посетовал на травму Фернандеса, но и подчеркнул, что Зайнутдинов – непрофильный крайний защитник: «Поэтому много проникающих передач прошло нам за спину между центральным и крайним защитником, что не очень хорошо для обороны».
Позже левоногого Зайнутдинова отправили подменять Марио на правый фланг, где он провел три встречи.
Игорь Шалимов, разбиравший 16-й тур РПЛ, не вдохновился: «Мне кажется, что у ЦСКА была проблема в крайних защитниках, смотря на их игру. Зайнутдинов – хороший пацан, но правый защитник из него... Можно правшу ставить слева – они там себя комфортно чувствуют, потому что у правши левая нога ближе к правой, а у левши правая нога очень далеко от левой. Левша – это левая нога в основном, а у правоногих – две ноги.
Вообще, Зайнутдинов в конце матча играл в середине, он неплохо там смотрелся. Он атакующий игрок, в «Ростове» играл как крайний нападающий или атакующий полузащитник. Он и в середине может себя комфортно чувствовать.
Здесь надо сравнивать Зайнутдинова и Щенникова слева, Зайнутдинова и Марадишвили справа. И выбрать. Если взвесить это все, мне кажется, победило бы – Зайнутдинов слева и Марадишвили справа. Без флангов тяжело ЦСКА. Фланги очень важны для позиционной атаки».
В последних четырех матчах перед перерывом казахстанца вернули в полузащиту. Отрезок был не очень: две ничьи и два поражения, невысокие индивидуальные оценки и ассист в матче с «Уралом» в утешение (счастливая для Зайнутдинова команда!).
На сборах в Кампоаморе Батека вновь конкурирует с Щенниковым – в трех спаррингах из пяти он снова отрабатывал на его позиции, а в последний игровой день Гончаренко решил сдвоить фланг и выпустить игроков вместе: герой текста расположился выше.
Кажется, казахстанцу не сильно нравится играть в обороне, но он не станет задавать лишних вопросов: «Сыграю на любом месте, где буду полезен команде. Конечно, порой тянет в атаку. Но опять же главное – играть, и я готов выполнить любое тренерское указание. Как и все, с нетерпением жду, когда возобновятся официальные матчи».
Тренировавший Зайнутдинова в «Таразе» Талгаев тоже рассказывал, что игроку не сильно нравится играть в защите: «Минус один – в обороне не любил отрабатывать: «Воит Хамидович, ну опять мне назад бежать?». Я говорил, что момент всегда найдешь – но работать должен везде. И он работал – так много, что молодой организм уставал».
Излюбленная позиция (более 50 игр за спиной) Зайнутдинова – атакующий центральный полузащитник: уводить его на фланги начал Карпин.
В «Ростове» он провел 10 матчей в качестве ЦАП, почти всегда не проводя на поле полное время и так и не отметившись голевыми действиями.
Но в Казахстане Бахтиер был хорош, забив с этой позиции 12 голов и отдав четыре передачи. В московском клубе он пока играл либо дефа, либо вингера.
Дорский предполагает, что место на левом фланге обороны станет для Зайнутдинова основной позицией в ЦСКА: «В полузащите сейчас слишком высокая конкуренция: справа могут сыграть Кучаев (отлично начал этот сезон) и Сигурдссон (хорошо выглядел на сборах), слева – Эджуке (один из главных дриблеров РПЛ, которому пока недостает игрового интеллекта) и Тикнизян (воспитанник клуба, неожиданно закрепившийся в основе в этом сезоне).
После прихода Саломона Рондона ЦСКА очень нужны игроки, выполняющие точные кроссы в штрафную. Справа это делать некому (подача – пожалуй, слабейшее качество Марио Фернандеса в атаке, Сигурдссон и Кучаев предпочитают смещения в середину и короткий пас), поэтому здесь армейцы могут надеяться на Зайнутдинова. Особенно, если над ним будет играть Эджуке, постоянно сваливающийся в полуфланг и уходящий под рабочую правую ногу.
ЦСКА – главный конкурент «Зенита». С учетом глубины состава армейцев и нормализации атмосферы (разногласия между Гончаренко и Овчинниковым были очевидны еще во время совместной работы и подтвердились после ухода Овчинникова и его высказываний в медиа), а также эпидемии травм в «Зените», борьба за чемпионство еще не закончена.
Вряд ли Зайнутдинов станет ее главным героем, но его значение для ЦСКА может стать еще больше», – подытожил он.
Несмотря на возможный дискомфорт, вряд ли такой трудяга, как Бахтиер станет громко об этом говорить. Тем более если замысел сработает.
Но сохранит ли он при этом универсальность, столь необходимую если не в ЦСКА, то в национальной команде?
Зайнутдинов = трудолюбие. Слушал тренера, пока все храпели, порвал кресты в 17, но стал сильнее
Дерин Эсеола ответит на вопросы пользователей Sports.ru Казахстан
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович