Трибуна
14 мин.

«В Казахстане не смог раскрыться как футболист». Интервью с Георгием Жуковым – что не получилось в РПЛ, чем Астана и Алматы круче Бельгии, почему в Польше лучшие фанаты

От редакции: вы в блоге Young Football, его автор Артем Сериков обожает футбол всего мира и всегда находит неочевидные сюжеты. Ставьте плюсы и подписывайтесь!

К сожалению, далеко не все страны могут похвастаться большим количеством футболистов, уезжающих играть за границу в европейские клубы. Если взять ту же Россию, то их можно пересчитать по пальцам: Головин, Черышев, Миранчук, Крицюк. Остальные либо выступают в совсем скромных чемпионатах, либо же играют в своих командах далеко не лидирующие роли.

Еще сложнее обстоят дела в Казахстане, где хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить всех футболистов, играющих за пределами родины и стран СНГ. Их единицы, но каждый из них может с уверенностью сказать, что за их выступлениями следит вся страна.

История Георгия Жукова – нетипичная. Он родился в Казахстане, но в раннем возрасте уехал вместе с семьей в Европу. Сейчас он выступает в польской «Висле». Полузащитник рассказал о том, как прошло его детство в Бельгии, почему начал болеть за «Челси», и в каком российском клубе он мог оказаться в свое время.

В школе был отличником и учился по усложненной программе, но уже тогда понимал, что у него может получиться в футболе

- Ты родился в Казахстане, но уже в пять лет переехал с родителями в Бельгию. Почему они решили сменить место жительства?

- Папа так решил. К тому же, у меня в детстве были проблемы с астмой, и мне врачи сказали, что нужно сменить климат.

- После переезда она прошла?

- Я до 14 лет лечился, и в итоге перерос.

- Насколько мне известно, твой отец тоже был связан со спортом?

- Лыжный гонщик. Он в 15 лет слишком усердно тренировался и ему сказали, что он может посадить свое здоровье. Из-за этого ему пришлось остановиться.

- Как проходило твое детство в Бельгии?

- Учеба и футбол. Кроме этого ничем не занимался.

- Удавалось совмещать? Или сразу делал акцент на второе?

- Всегда был отличником, пока не стал профессиональным футболистом. Потом совмещать стало сложно и я решил полностью сосредоточиться на футбольной карьере.

- Когда в твоей жизни появился футбол?

- В 8 лет. Не было мотивации учиться, мне больше хотелось добиться успехов в футболе. Учеба немного мешала. Я учился в очень сильном колледже, и там никого не интересовало, что я еще занимаюсь футболом, и из-за этого было очень сложно.

Никаких поблажек в плане учебы не было. У остальных ребят было очень много времени, чтобы подготовиться к экзаменам, сделать домашнее задание, а у меня все быстро-быстро, не было никакого свободного времени, чтобы, например, поиграть в playstation или просто с друзьями побыть. Я жил как робот.

Когда я начал тренироваться с основой, я почувствовал, что я уже близок к профессиональному футболу. И в итоге мне дали контракт, о чем я только мечтал, что было моей мотивацией. После этого учеба окончательно перестала меня интересовать и даже мешала немного.

Я с самого детства выбирал сложные направления обучения. Многие, кто занимался со мной в команде, уже учились на поваров учителей физкультуры, то есть выбирали не очень сложные специальности. А у меня была учеба очень сложной, и поэтому психологически была тяжелая нагрузка. На учебе приходилось много думать и постоянно что-то делать, и потом еще тренировки были дополнительным стрессом. Все это вместе было очень сложно совместить. Изначально я всегда акцент делал на учебу, потому что когда ты ребенок, ты еще не знаешь, как у тебя сложиться жизнь. И потом, ближе к 15-16 годам я понял, что у меня может получиться стать профессиональным футболистом, и я решил полностью акцент делать на футбол.

- Ты говоришь, что твои сверстники выбирали более легкие направления. А ты какое выбрал в тот момент?

- В Бельгии есть три уровня образования: BSO (Beroepssecundair Onderwijs – среднее профессиональное – прим.) – это самое легкое, кто на простую профессию учится; TSO (Technisch Secundair Onderwijs – среднее техническое образование) – это связано с техническим разделом, электроникой; и ASO (Algemeen Secundair Onderwijs – общее среднее образование) – это направление, которое тебя готовит к хорошей профессии. И у меня было ASO.

- Болел уже за какую-нибудь команду в то время?

- За «Челси». Потому что Абрамович купил команду.

- Откуда такая симпатия к Роману Аркадьевичу?

- Потому что папа у меня русский и мы вместе болели за «Челси». Это крутая команда была раньше, когда Моуринью был тренер.

- А как думаешь, у Лэмпарда есть будущее, как у тренера?

- Мне кажется, да, потому что видно, что он сам по себе грамотный. Но точно не могу сказать, не знаю, как он тренирует. Предполагаю, что человек обладает харизмой и сам по себе очень интеллигентный.

«Берсхот» – команда, в которой он начал профессиональный путь. Сейчас ее тренирует бывший футболист, с которым он успел поиграть, а в составе есть коллега по сборной

- Ты довольно быстро попал во взрослую команду «Берсхота», но клуб разорился. Расскажи, что случилось?

- Если честно, я уже плохо помню, в чем была причина. Денег у команды не было. Игроки были нормальными, в принципе, но мы все равно постоянно проигрывали. Не знаю с чем это связано, может быть, атмосфера вокруг клуба давила на футболистов, хотя, я считаю, что это отговорки. Ну и получилось так, что клуб обанкротился.

- Сейчас клуб вновь играет в высшей лиге. Следишь за его выступлениями?

- Да, конечно, я слежу за ним. Все-таки я там долго играл, и там сейчас мой друг играет Ян Вороговский (игрок сборной Казахстана). Интересно за ним смотреть. Я, кстати, играл вместе с тренером, который сейчас их тренирует – Эрнан Лосада.

- И как Ян отзывается о твоем бывшем партнере по команде?

- Это мы не обсуждали. Но результаты у него хорошие. Значит, все хорошо.

- Из «Берсхота» ты перешел в «Стандард» довольно крепкий бельгийский клуб. Как думаешь, почему не получилось там закрепиться?

- Конкуренция была большая, рассчитывали на других ребят. Они получали больше доверия. Плюс команда выигрывала постоянно. Мне было всего 18, нужно было ждать шанс, но он не пришел.

После Бельгии мог переехать в Венгрию, но решил вернуться в Казахстан

- В 2014 году ты вернулся в родной Казахстан. Расскажи об этом подробнее.

- Мне предложил «Стандард» уйти в аренду на год, как раз зимой. И меня готов был взять «Уйпешт» из Венгрии. Я еще получил предложение уйти в аренду в «Астану». И я подумал: почему бы нет? Потому что команда играет тоже в еврокубках, борется за чемпионство. Мне сказал агент, что я буду там играть в основе сто процентов. Я бы и в «Уйпеште» играл, так как уровень там не такой высокий. Тем более тогда, после «Стандарда», мне было легко очень закрепиться в «Уйпеште», несмотря на то, что мне было всего 18 лет.

Посмотрел в гугле: красивый стадион в Астане, город сам по себе красивый. Плюс родина все-таки. Тогда как раз еще «Шахтер» из Караганды играл в еврокубках. Думал, почему бы нет? И с финансовой точки зрения для меня было все хорошо в то время. Все эти факторы сыграли свою роль, и я принял решение уйти в аренду в «Астану». А там посмотреть, как получится. Но я очень старался, и ехал туда с серьезными намерениями: хотел стать чемпионом, хотел себя показать. Приехал с большой мотивацией очень.

- А если отойти от футбола: чем Казахстан конца 90-х отличался от того, что ты увидел, когда вернулся?

- Если честно, я особо не помню детство в Казахстане. Я очень удивился в хорошем плане, когда увидел Астану, когда приехал туда в 14-м году. Мне очень нравится этот город. Мне в Астане больше нравилось жить, чем в Бельгии. Правда, в Казахстане мало таких городов, куда вкладывали в их развитие.

Алматы в этом плане тоже очень шикарный город. Не знаю, как объяснить... Просто эта энергетика, эти горы... В плане жизни я себя чувствовал лучше в Астане и в Алматы, чем в Бельгии.

- Интересно то, что когда ты с родителями уехал в Бельгию, и затем через много лет вернулся на родину, страной руководил все тот же президент. Какое у тебя отношение к этому?

- Не вижу в этом проблемы. Уважаю президента Казахстана. Я считаю, что в СНГ законы хорошие, в том плане, что в России и Казахстане все в твоих руках. Если хочешь заработать или чего-то добиться, то никто мешать не будет и все зависит только от тебя. В Европе не дают разогнаться. Люди живут в рамках и платят большие налоги.

- А в чем выражаются эти рамки?

- Свое дело или бизнес намного легче развивать в странах СНГ. Я считаю, что это большой плюс. В Европе вообще все очень сложно. Для кого-то есть и плюсы в Европе: хорошая медицинская страховка, и вообще можно сидеть без работы, и тебя тоже государство будет поддерживать. Ну, кому что.

- Давай вернемся к футболу. Чемпионство и участие в Лиге чемпионов с «Астаной» – лучшие моменты в твоей карьере?

- Лучшие моменты в моей карьере происходят сейчас. Проблема в том, что я раньше не осознавал, как это круто – заниматься футболом. Сейчас намного больше удовольствия получаю от футбола и намного больше стараюсь.

У нас до карантина каждый матч был как в Лиге чемпионов. 20, 25, 30 тысяч болельщиков... Не просто болельщики, это что-то другое. Они как будто созданы для того, чтобы болеть. Они такую атмосферу могут создать, это невероятно просто.

- То есть, на твой взгляд, в Польше самые крутые болельщики?

- Пока где я играл – да, лучше не видел. Не знаю, как в других странах.

- Поиграв в «Астане», ты через какое-то время снова приехал в Казахстан. На этот раз в «Кайрат» – принципиальный соперник столичного клуба. Не прилетало никаких претензий со стороны болельщиков «Астаны»?

- Если честно, я даже не знаю. Но когда я играл против «Астаны», никто не освистывал меня и не было никаких плохих слов в мою сторону. С людьми, которых я видел и был знаком, также с ними здоровались и общались, все было нормально.

- В одном из интервью ты говорил, что в Казахстане тебя многие воспринимали, как иностранца.

- Да, но я в этом не вижу проблему. Местные все братья, а я чувствовал себя конкурентом. Все правильно, так и должно быть. Я был готов к этому психологически.

Я в Казахстане не мог полностью раскрыться как футболист. Я знал, что так может получиться, но это был мой осознанный выбор и я об этом не жалею. В итоге у меня много друзей осталось в Казахстане. Но в плане футбола я не смог раскрыть себя на сто процентов.

Переезд в Россию и упущенный шанс попасть в крепкий клуб

- В 2016-м ты переехал в Россию. Как тебе Екатеринбург?

- Екатеринбург очень понравился. В «Урал» я приехал не в форме. Мне дали поиграть немного, но я не оправдал ожидания. Из-за этого обо мне быстро сложилась не очень хорошая картина, и поменять ее было очень сложно, несмотря на то, что я старался. В начале я не старался, опустил руки, и всем было все равно. Но потом я все-таки решил снова взяться за ум, но это ничего не меняло. И я просто бросил: перестал показывать характер, хотя должен был продолжать. К сожалению, так получилось, потому что «Урал» очень хорошая команда, мне там очень нравилось. Коллектив был хороший, да и сам город тоже был хороший.

- Перед переходом в «Урал» тебя сватали в другие российские команды. Называли «Ростов», «Краснодар», и даже «Зенит». Что из этого близко к правде?

- Это все не правда. Хотя, когда я уходил из «Урала», я быстро подписал контракт с «Кайратом», и потом меня агент звал на собеседование, хотел со мной поговорить. Оказывается, «Ростов» был готов мне дать контракт, а я уже подписал с «Кайратом», и тогда мы даже поругались. Но, если честно, он был прав, потому что было обидно такой шанс упустить. Я просто не верил, как можно перейти из «Урала» в «Ростов» на тот момент. Но это было все действительно так.

- Еще были возможности оказаться в России?

- Нет, ничего конкретного больше не было.

- Насколько велика разница между Россией и Казахстаном с футбольной точки зрения?

- Разница есть однозначно. Здесь очень сильные команды: «Зенит», «Краснодар», «Локомотив», ЦСКА, «Спартак», «Динамо». Понятно, что в России сильнее чемпионат. Там и бюджеты побольше, и игроки приезжают посильнее.

Знает четыре языка, и уже неплохо понимает польский

- На скольких языках ты говоришь свободно?

- На четырех. Фламандский, французский, английский и русский.

- Планируешь учить польский?

- Не планирую, потому что и так уже его немного знаю. Постоянно здесь на польском все, уже догадываюсь. Потому что много слов похожи на русские. Не прям похожи, но если логично подумать, то можно цепочку создать. Уроки не нужны мне.

- Чем занимался во время карантина?

- Продолжал тренироваться индивидуально. Единственное, что было нелегко, это то, что неизвестно было, когда снова начнется футбол. Дни проходили, а ты все надеешься, что скажут: завтра, через неделю. Но в итоге долгое время просидели без футбола.

- До пандемии ты довольно много путешествовал, судя по твоему инстаграму. Самое крутое место, где тебе довелось побывать?

- Перу. Там природа классная. Был в Мачу-Пикчу.

- Где мечтаешь побывать?

- Хочу отправиться в путешествие по США.

- Сейчас ты как часто бываешь в Бельгии?

- Во время отпуска. Там родители живут.

- Можешь посоветовать какое-нибудь место, которое обязательно нужно посетить в этой стране?

- Лично мне ничего так особо не нравится в Бельгии, в плане архитектуры или еще чего-то. Даже не знаю, что посоветовать. Бельгия маленькая страна, поэтому кому надо, может достаточно быстро ее объехать и все посмотреть.

В Польше получил прозвище из-за советского маршала, но объединяет их не только имя

- Тебя действительно назвали в честь маршала Советского Союза? Это не совпадение?

- Да. У меня даже день рождения с ним в один день. По старому календарю он тоже родился 19 ноября (по новому 1 декабря – прим.).

- Рассказывал своим иностранным партнерам по команде, в честь кого назван?

- Нет, они сами потом узнали про маршала Жукова. В прессе даже писали об этом. Меня тут называют генерал. Видимо, потому что они не знают, кто такой маршал.

- Как думаешь, в условной Бельгии или Голландии знают, кто такой маршал Жуков?

- Нет, мало кто про него знает в Бельгии или Голландии.

 

***

Не забывайте ставить плюсы и подписываться на блог! Впереди будет еще много интересного, а пока вы можете ознакомиться с другими материалами:

«Астана» одержала историческую победу над «МЮ». Подобных викторий в казахстанском футболе было мало

Почему футбольный матч длится именно 90 минут?

Чешская «Сигма» – король Европы по задействованию воспитанников. Даже в «Аяксе» не играет столько своих футболистов        

 

Фото: kazfootball.kz; beerschot.be; fakt.pl; standard.be; fckairat.com; wisla.krakow.pl; fc-ural.ru/; instagram.com