4 мин.

Почему хоккейные фанаты не дерутся, как футбольные

Хотя казалось бы.

alt

Масштаб меньше

Арены чемпионата Европы во Франции вмещают от 33 до 80 тысяч человек, и это обычная вместимость для стадионов в любом топ-чемпионате. Самая большая хоккейная арена в мире – монреальский Bell Centre – вмещает 21 тысячу болельщиков, в Европе же есть всего лишь 2-3 ледовых дворца, куда может прийти больше 15 тысяч гостей.

Даже в России разница заметна. В каждом туре премьер-лиги есть несколько матчей с посещаемостью около 20 тысяч, московско-питерские дерби собирают по 40 тысяч. А максимум для российского хоккея – 12500 зрителей в двух ледовых дворцах. Последний финал Кубка Гагарина вообще игрался в крошечном ЛДС ЦСКА.

Раз меньше зрителей приходят на матчи, меньше и напряжение толпы, меньше агрессивных фанатов, меньше вероятность, что эта агрессия куда-то выплеснется.

Мало наций с агрессивной культурой боления

Признавайтесь, когда вы в последний раз смотрели матч хоккейной сборной Англии или Италии? Конечно, шайбу там гоняют, но трудно представить, что среди фанатов хоккейного «Милана» (стадион на 4 тысячи мест) появится отряд бойцов. Хоккей развит на высоком уровне от силы странах в 10 – это проклятие, но оно помогло избежать маргинализации околохоккея.

Фанаты из разных стран редко встречаются

В футболе есть Лига чемпионов, которая дает болельщику из условного Манчестера повод посетить десяток европейских городов, а заодно пообщаться, попробовать местный алкоголь и проверить себя в драке на фоне иностранцев. Хоккейная Лига чемпионов пока слишком мало весит в системе координат, и единственный шанс пересечься – это чемпионат мира, чье значение находится примерно на уровне футбольного Кубка конфедераций.

Олимпиада – это праздник, на котором обнимаются, а не дерутся. На молодежные и юниорские чемпионаты приходят в основном домашние болельщики, редкие гости фанатеют от хоккея, а не боев. Ну кто поедет из Торонто в Уфу только ради того, чтобы набить морду местным?

Драки есть и так – на льду

alt

Хоккей – это жесткий вид спорта, где удаляют за то, что ты приукрашиваешь фол на себе (даже если фол был). Драки были и остаются частью хоккея, пусть НХЛ и снизила их количество до минимума разными способами (против сотрясений и исков не попрешь). Возможно, зрителям достаточно разрядиться во время драки хоккеистов, а на бои между собой эмоций и желания уже не остается. В конце концов, про драки любителей бокса мы тоже слышим нечасто.

Традиции

Самый важный и объединяющий в себе предыдущие пункт. Футбольные фанаты дерутся с начала века, хоккейные болельщики просто не привыкли это делать. Не зря мы стараемся всегда переводить «fans» как «болельщики», если речь идет о хоккее. В Северной Америке просто нет этой фанатской культуры, есть культура боления. Да и у нас самые активные и агрессивные обычно приходят на хоккей с футбола.

Придумать смешной баннер про хоккеиста соперника, закидать лед осьминогами или гамбургерами, максимум – вылить пиво на голову хоккеисту. Драки на трибунах и вокруг арен выходят за рамки хулиганистого поведения болельщиков и смотрятся нелепо, а не ужасающе (посмотрите страшные побоища «Оттава»/»Монреаль» в 2015-м и «Бостон»/»Монреаль» в 2011-м). Возможно, помогла и традиция послематчевых рукопожатий в плей-офф: если ты видишь, что после свистка игроки уже не стараются убить друг друга, то идти драться с чужими фанатами уже как-то глупо. Редкие исключения – беспорядки в городе после финала Кубка Стэнли (Ванкувер-2011).

Фанаты «Бостона» и «Монреаля» ненавидели друг друга еще с 50-х годов, когда канадцы-франкофоны сделали хоккей символом своей борьбы за доминирование в родной стране. Но даже тогда серьезных околохоккейных побоищ не было – так ради чего им начинать драться сейчас?

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков; REUTERS/Maxim Shemetov