Виктор Горский: «Большинство спортсменов не имеют фундаментального образования. Это не их вина»
- Виктор, Вы утверждаете, что одной из составляющих (компонентом) спортивной науки является "Управление спортивной отраслью и её участниками". Каким образом это может быть реализовано на практике, на Ваш взгляд? Как можно "подвязать" науку к этому процессу, учитывая то, что спорт (кадровое его наполнение) вообще довольна закрытая индустрия и даже открывающиеся в каждом ВУЗе направления подготовки спортивных специалистов практически никаким образом не влияют на сложившуюся тенденцию - в спорте работают только люди из спорта?
- Это действительно реальная и большая проблема. В управлении спортом, на самом деле, много спортсменов, завершивших свою карьеру, в том числе, выдающихся, завоевавших для нашей страны медали на ЧМ и ОИ. Однако, к сожалению, подавляющее большинство из них не имеют фундаментального образования, в том числе управленческого. Это не их вина. Это объективно, поскольку с 5-6 и до 35-40 лет они просто физически не могли полноценно учиться, тренируясь по 2-3 раза в день и выступая на соревнованиях. Основная парадигма в работе таких менеджеров – личный опыт спортсмена, опыт взаимодействия с тренерами и спортивными функционерами. К сожалению, в этом опыте практически отсутствует наука. Поэтому и в своей практике они не видят науки. В то же время, практика современного спорта, как и любой другой сферы человеческой деятельности, показывает, что без науки невозможно оставаться конкурентоспособным, тем более, невозможно развитие. Что делать? Есть 2 пути внедрения науки во все сферы спортивной отрасли: сверху и снизу. Первый путь по схеме: Президент – Минспорта - регионы – федерации – лиги – клубы – ВУЗы – школы, наиболее быстрый и эффективный. Примеры: возрождение ГТО, создание КХЛ. Но вопрос: кто должен донести до Президента значимость науки в спорте, если его спортивное окружение – те же вышеуказанные люди? Второй путь предполагает участие широкой спортивной общественности. Например, когда Канада по-настоящему столкнулась с советским хоккейным стилем игры (СС-72, 74, 76) и наступило понимание, что он более эффективен, то проблема поиска путей развития и восстановления своего приоритета в хоккее приобрела национальный масштаб. И эта задача была успешно решена, в том числе на основе использования достижений науки. Если продолжить пример хоккея, то в последние годы и в России было много высказываний хоккейных специалистов о необходимости консолидации хоккейной общественности, ресурсов, обсуждений путей развития хоккея в России. Но ничего не делается. Минспорта, ОКР, ФХР не стали площадками для специалистов, для обсуждения насущных вопросов, разработки и реализации программ и проектов. В этих условиях я считаю, что спортивные СМИ могут и должны взять на себя роль организатора такой площадки, где, в том числе, могут рассматриваться и вопросы научного управления спортивной отраслью. Например, это мог бы быть проект "Спортивный Эксперт".
- Виктор, в чём выражается, в вашем понимании, взаимосвязь спорта и науки на настоящем этапе развития нашего общества: методология, теория, статистика? Или ещё что-то?
- Значение науки в современном спорте исключительно важно! Однако общаясь с руководством нашего спорта, специалистами, журналистами и болельщиками, постоянно сталкиваюсь с непониманием значения и места науки в спорте. Сегодня в нашем спорте сложился барьер, который препятствует развитию науки, проведению исследований и внедрению их результатов в практику, а значит и развитию спорта в целом. Этот барьер носит исключительно субъективный характер, и он подпитывается «специалистами» спорта, которые остановились в своём профессиональном развитии, но стремятся всеми силами сохранить свой статус уникальности, избранности, востребованности. В лучшем случае, спортивная наука понимается крайне узко: только лишь как теория физической подготовки и статистика. На самом деле спортивная наука относится к прикладным наукам и представляет собой сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и систематизацию объективных знаний о спорте, его видах и смежных областях, ориентированную на практическое применение этих знаний в целях развития спортивной отрасли. Спортивная наука комплексно охватывает все составляющие спорта, его видов и смежных областей и включает в себя следующие компоненты и направления: -Управление спортивной отраслью и её участниками. - Медико-биологическое, психологическое и антидопинговое обеспечение. - Научно-методическое обеспечение. - Информационно-технологическое обеспечение. - Материально-техническое обеспечение. - Спортивная педагогика Необходимо отметить, что сегодня пока ещё нигде в мире не создана полномасштабная спортивная наука в том виде, в котором она представлена выше, хотя ведущие страны и находятся на этом пути. В настоящее время ведущие спортивные державы достаточно близки по уровню мастерства, функциональной и психологической готовности, результатам. Практически никто не обладает значительным преимуществом, делающим его существенно сильнее и гарантирующим лидирующие позиции в течение относительно длительного временного интервала. Только тот спорт, который найдёт и реализует качественно новые, прорывные направления развития сможет выйти на передовые позиции. В условиях пока ещё недостаточного развития спортивной науки в мире именно создание в спортивной отрасли России эффективного научного направления будет являться нашим наиболее реальным конкурентным преимуществом перед другими спортивными державами (а не гонка зарплат, перекупка клубов, игроков и тренеров) и тем прорывным направлением, которое обеспечит в достаточно короткие сроки выход и закрепление нашего спорта на передовых позициях в мире.
Подписывайтесь на sportsem.ru в ВК и Фэйсбуке, у нас много интересного!