Как клубам КХЛ вывести маркетинг на новый уровень
ChelyabinskHockey.Com разбирает тему креативной работы спортивной организации и пробует бесплатно помочь главному клубу Челябинска.
В начале июля «Трактор» через свой официальный сайт призвал болельщиков делиться с клубными пиарщиками и маркетологами идеями по работе со следующими направлениями:
1. Внешняя инфраструктура арены
2. Внутренняя инфраструктура арены
3. Предматчевое шоу
4. Конкурсная программа (улица / фойе / лед)
5. Событийный маркетинг
6. Социальные акции
Как известно, главная цель любого PR – вывести организацию в массы, сделать ее узнаваемой. Яркий пример – тот самый олдскульный «Витязь», по которому сегодня так скучают многие и которого явно не хватает всему русскому хоккею. Свою идентичность клуб приобрел через определенные хулиганские акции. Но чаще речь идет именно об узнаваемости в положительном свете. Это как раз случай «Трактора».
В прошлом сезоне «Трактор» был в известной мере активен на PR-поле. Клуб взял шефство над белыми медведями из челябинского зоопарка, тренировался с боксерами, волейболистками и ватерполистами, катался по городу на рейсовом автобусе, съездил в гости к самому старому болельщику, что-то готовил на кухне и с помощью частного блога 21 грамма на Allhockey.ru отлично обыграл такую историю как 250-й матч в черно-белом джерси Дерона Куинта. Плюс закрыл сезон игрой с болельщиками.
Но все это было в известной мере традиционно. Очевидно, что «Трактору» есть куда двигаться (особенно, в свете просьбы к болельщикам присылать идеи), что в этой теме есть неограниченное пространство для роста. Главное, чтобы ум ответственных за данную работу был острым, открытым миру и восприимчивым ко всему новому, чтобы у всех заинтересованных лиц было желание творить и не бояться браться за самые рискованные проекты.
Ниже – несколько примеров, на основе которых медийные, маркетинговые и PR-отделы «Трактора» (а возможно, и других клубов КХЛ) могут поработать над имиджем и продвижением своей организации. Итак, что же «Трактор» может сделать еще?
Возобновить визиты ребят из детских домов на матчи
Еще несколько лет назад это было обязательной программой, осуществляемой совместно «Трактором» и клубом болельщиков «Трактора». Хоккейный клуб выделял билеты на матчи и организовывал общение детей с игроками, клуб болельщиков выбирал детский дом, заказывал автобус и покупал им на матче бутерброды, чай, кофе и сладости. В один из таких визитов в сентябре 2010-го капитан «Трактора» Виталий Ячменев сразу после матча пригласил детей в раздевалку! Там они, во-первых, получили подарки из рук игроков, во-вторых, вдоволь наговорились и нафотографировались с ними, в-третьих, посмотрели, как после матча в раздевалке работают журналисты. То есть на несколько часов выбрались из своего привычного провинциального мирка в мир большой игры.
Почему эта традиция не продолжается сейчас – большой вопрос. Ведь, по-хорошему, из нее можно сделать целую программу – по аналогии с той, что в прошедшем сезоне использовалась в «Чикаго». Там в рамках акции #WhatsYourGoal игроки команды встречались с самыми обычными болельщиками, детьми и людьми с ограниченными возможностями, воплощая в реальность их мечты. Клуб параллельно приобретал себе новых активных болельщиков в определенном сегменте.
Объявить состав на сезон онлайн
Простое и эффектное решение одного из главных вопросов межсезонья – объявление состава команды. Обычно эта тема реализуется (и закрывается) новостью на официальном сайте. И напрасно. Даже из такого, казалось бы, пустяка можно сделать отличный проект. Нужно всего-то, чтобы заявка была озвучена первыми лицами клуба / команды в прямом эфире. Например, так, как это делал генменеджер сборной России Алексей Жамнов перед чемпионатом мира. Дальше уже – детали. Либо это будет местный канал (среди них, кстати, развернется нешуточная конкуренция за право пригласить «Трактор» к себе) и вечерний выпуск новостей, либо – интернет-телевидение (та же самая конкуренция), либо простая трансляция на официальном сайте клуба, сделать ее технически довольно просто.
История подогреет ажиотаж перед стартом сезона, станет лишним поводом следить за матчами команды или даже прийти на стадион (купить билет, атрибутику, воспользоваться другими услугами). И, в конечном счете, в идеале принесет «Трактору» многочисленные дивиденды (в том числе, вероятно и материальные).
Вспомнить про экскурсии по Челябинску для новичков команды
Еще одна традиция, которая по неизвестным причинам отправлена на склад истории. Она родилась из одного момента в интервью футболиста Динияра Билялетдинова, который рассказывал, как его приняли в «Эвертоне». Там первым делом полузащитнику вручили две больших коробки с литературой и фильмами о клубе и городе. В «Тракторе» пошли дальше – с 2009 года новичкам команды, которые приезжали в Челябинск впервые, город показывали фанаты.
Идея была простой: чтобы игроки, несмотря на свои хорошие контракты, понимали, куда они попали и за какой клуб, за какой город будут играть. Австриец Андре Лакос и канадец Пьер Дажене были у памятника танку на Комсомольской площади, финн Мика Виинанен и американец Дерон Куинт – в самом сердце хоккейного Челябинска – в школе «Трактор», словак Роман Кукумберг – на выставке военной техники времен Великой отечественной войны в Парке Победы. Павел Бойченко и Алексей Кровопусков – гуляли по улице Кирова. Хорошие рестораны и ночные клубы хоккеистам показывали другие, но они должны были видеть и исторический Челябинск, хоть немного, но чувствовать город.
Разве Болдюку неинтересно было бы побывать в школе «Трактор» и самому пройти по тому короткому пути от стадиона до подъезда, по которому каждый день ходил Кузя?!
Провести открытую тренировку для болельщиков в удобное время
Такие мероприятия периодически встречаются в работе клуба, но они в подавляющем большинстве случаев в Челябинске и в других городах проходят утром, когда все болельщики на работе, либо (если дело происходит в выходные) – за городом. Соотвественно, собирают на трибунах совсем немного людей.
Но гораздо интереснее было бы сделать так, как сделал небольшой голландский футбольный клуб «Камбюр». Посмотреть за обычной командной тренировкой (которая была устроена, конечно, не в 10 утра среды) перед не самым громким дерби с «Херенвеном» в феврале этого года пришли 6000 человек. С файерами, дымами и барабанами.
Шесть тысяч, Карл!
«Камбюр» – один из аутсайдеров чемпионата Голландии, его стадион вмещает 10 тысяч человек, а в городе Леуварден, где играет команда, живет около 100 тысяч.
Или так, как сделали в Баффало, где несколько дней назад на самую обычную двустороннюю игру «Сэйбрс» пришли – внимание – 17115 человек!
Назвать трибуны именами великих хоккеистов прошлого
Все знают, что арена «Трактор» в ближайшее время получит имя великого тренера Валерия Белоусова. Но можно пойти и дальше – назвать трибуны/сектора именами великих игроков прошлого, закрепить при входе на каждую – соответствующую табличку.
На Арене «Трактор» четыре трибуны, разделенные на пятнадцать секторов. Пятнадцать лучших игроков в истории можно выбрать голосованием. Так, при минимуме затрат клуб создаст прецедент для КХЛ, зародит традицию, которая не будет подвластна сиюминутным политическим веяниям. Болельщики будут покупать билеты не просто на сектор Д, ряд 5, место 46. А на трибуны Геннадия Цыгурова и Юрия Шумакова, Сергея Мыльникова и Николая Макарова. Будут воспитывать своих детей в этой истории, вплетать свои жизни в историю «Трактора», хранить билеты и воспоминания. И приходить на Арену еще и еще.
Тему вполне можно развить, вписав на камни подтрибунного помещения около раздевалки «Трактора» имена и фамилии всех игроков, когда-либо выступавших за клуб. Как это сделано на футбольной «Месталье» в Валенсии.
Создать шоу из подписания контракта с игроком
Понятно, что контракты КХЛ увязаны с электронной базой лиги. Понятно, что сообщения о подписаниях появляются на официальном сайте только после прохождения контракта по этой базе (правда, почти всегда раньше они появляются в СМИ). Но это не причина не использовать такой отличный информационный повод. Для ведущих хоккеистов особенно.
Например, такой игрок как Макс Якуценя заслуживает большего, чем две строки на официальном сайте. Из истории его возвращения в Челябинск можно снять настоящее кино! Вот он приезжает к арене, заходит в кабинет Сергея Гомоляко, ставит подпись под контрактом, делится впечатлениями – не постановочно, а живо. Затем проходит в конференц-зал, где его окружают журналисты и закидывают вопросами. Это идеальная история для периода без официальных матчей, для мая и июня.
Провести серию матчей с любительскими командами в городах области
Вы видели фильм «Mystery, Alaska», известный в России как «Тайна Аляски»? Если нет, обязательно посмотрите. Вкратце его сюжет таков: главная страсть жителей маленького городка Мистери на Аляске – хоккей. Каждую субботу на замерзшем пруду проходят матчи, вокруг которых, как и вокруг команды, разумеется, множество обсуждений. Эту историю превращает в статью крупный глянцевый спортивный журнал, после чего на пруд приезжают сыграть выставочный матч сами «Нью-Йорк Рейнджерс»!
Разве «Трактор» не может пойти по этому же пути и устроить тур по Аше, Симу, Озерску, Чебаркулю и другим городам области в условные окна на матчи сборных или уже после сезона, в марте?!
Это ведь очень выгодно со всех точек зрения. Такие матчи позволят клубу приобрести новых болельщиков на местах (в том числе тех, кто не может приезжать в Челябинск), дать старт проекту фан-клубов на местах, заработать на атрибутике (особенно, если выпустить специальную линейку к туру), и привлечет к команде по-настоящему огромное внимание. Элементарно, «Трактор» просто будет первым в КХЛ, кто сыграет на такой смелой теме! В конце концов, в городе у клуба в общем-то нет конкуренции и не надо бороться за внимание болельщиков/потребителей. Расширение в область – это вариант выхода на новые рынки.
Пригласить журналиста из федерального СМИ пройти с командой предсезонный сбор
Далеко ходить/ездить/летать не надо – это сделала «Сибирь» в первой половине июля. PR-команда Марии Левинской пригласила в Новосибирск журналиста «Спорт-Экспресса» Марата Сафина. Крепкого мужчину с давней мечтой пройти настоящий предсезонный сбор. Вместе Марат и «Сибирь» за две недели сделали лучший предсезонный проект в КХЛ. Марат тренировался наравне с остальными игроками команды Андрея Скабелки, а после тренировок – писал роскошные тексты о своем опыте. «Сибирь», потратив сущие копейки (на перелет журналиста и номер в гостинице), получила великолепный PR клуба на одной из ведущих спортивных медиа-площадок России.
Жаль, что этого не сделал «Трактор». Впрочем, впереди еще месяц предсезонной работы, да и паузы в чемпионате будут длинными. Это время стоит использовать. Даже хотя бы просто пригласив одного-двух журналистов пожить с командой. А если нужен будет человек, способный выдержать нагрузки тренерского штаба Андрея Николишина, у нас уже есть кандидат для «Трактора» – лучший челябинский спортивный журналист, работающий в Москве – Семен Галькевич.
Найти роскошную девушку в качестве ведущей «Трактор-ТВ»
В медийной структуре клуба есть одно подразделение, к которому ни у кого не может быть вообще никаких вопросов – «Трактор-ТВ». Эти ребята из аутсорсинга делают по-настоящему качественный и востребованный контент с хорошими рейтингами. Но и их торт может украсить яркая и вкусная вишня – жизнерадостная ведущая с большими глазами. В дополнение к уже существующей бригаде клубного телевидения.
Девушки в мужских командах всегда создают особенную атмосферу. Это давно поняли в Италии, где футбольной аналитикой на телевидении занимаются не только бывшие игроки и профессиональные журналисты, но и профессиональные модели. И вообще эту идею используют многие. Например, «Ливерпуль» или «Ювентус». Плюс ко всему, на реализацию этой идеи клубу не нужны мультимиллионы долларов. Ведущую можно найти в одном из университетов города, работа будет для нее отличной практикой, возможностью заявить о себе, сделать имя на площадке «Трактора».
Проводить игрока из клуба так, как «Нью-Йорк Янкис» и MLB проводили Дерека Джитера а «Ливерпуль» – Стивена Джеррарда
В Челябинске, к сожалению, очень часто «оригинально» прощались со своими ведущими хоккеистами (кстати, и не только хоккеистами). Но на самом деле имидж клуба складывается и из таких вот историй тоже. Расставаться – при любом бэкграунде сторон – тоже надо уметь. Яркий пример (причем, и маркетинговый в том числе), как это надо делать, показали всему миру легендарный бейсболист Дерек Джитер и его не менее легендарный клуб «Янкис». Сезон-2014 стал последним для Джитера в карьере в MLB. Понятно, что эта тема была обыграна всеми возможными способами (в том числе в специальной линейке атрибутики), на ее основе были проданы тысячи билетов и десятки часов рекламы. Но самым эмоциональным в финале Джитера стал полутораминутный ролик его прогулки по Бронксу – району, где базируются «Янкис» – и общения с обычными людьми.
Видео, в конце июня получившее золотого каннского льва, было создано агентством TBWA \ Chiat \ Day под маркой Gatorade, контролирующей до 75% рынка спортивных напитков в Америке. Песню «My way» Фрэнка Синатры выбрал сам Джитер. Отличный событийный маркетинг, не так ли?!
И кажется, что, например, для Гарнетта «Трактор» мог сделать нечто похожее. Плюс памятное джерси на прощание и совместные дружеские фотографии с руководством, тренерами и партнерами. Улыбки, видео, щелчки фотоаппаратов – спасибо, удачи в дальнейшей карьере, Челябинск тебя помнит. И никто бы ничего потом неделями не обсуждал.
С Куинтом все должно быть иначе. С Чистовым, Поповым и Глинкиным в будущем – само собой тоже. Для кого-то из них «Трактор» обязательно сделает такой же душевный фильм, какой «Liverpool» снял о своем капитане Стивене Джеррарде. Он играл в системе клуба с 8 до 34 лет, а нынешним летом переехал в Америку.
Выкупить полосу в газете и обратиться к обществу
Представьте ситуацию. Весна 2014 года. «Трактор» не подписывает новый контракт с Валерием Белоусовым. Вы знаете, это невероятно фантастический информационный повод для всех медийных служб клуба, шанс выступить не просто с финальным текстом, но сделать это красиво. Например, в самой популярной газете города. Или даже страны.
Так трогательно свою историю расставания оформил нападающий Патрик Шарп из все того же «Чикаго» (Артемию Панарину, честное слово, очень повезло с первым клубом в НХЛ, коркинский парень словно улетает в другую галактику). После того, как Шарп был обменян в «Даллас», он выкупил полосу в «Chicago Sun», чтобы попрощаться с болельщиками.
«Этот город очень много значит для меня и моей семьи. Три выигранных Кубка Стэнли. Рождение Мэделин Грейс и Сэди Эллен. Бесконечные воспоминания от болельщиков, друзей и партнеров по команде. Чикаго стал для семьи Шарп домом. Спасибо вам».
Как думаете, вот эти его слова поддержат и без того невероятно позитивную атмосферу вокруг клуба в городе?
Это, кстати, очень популярная тема в профессиональном спорте. Так делали футбольный тренер Роберто Манчини в 2013-м, прощаясь с «Манчестер Сити»; баскетболист Таддеус Янг в 2014, прощаясь с «Филадельфией Севенти Сиксерс», и в том же году футболист «Саутгемптона» Адам Лаллана. А в мае 2015-го знаменитый канадский хоккейный тренер Майк Бэбкок, подписав контракт с «Торонто» выкупил полосу в пятничном выпуске издания «Detroit Free Press», чтобы выразить свое почтение болельщикам команды. Бэбкок провел в Детройте десять лет, ежегодно выводил «Ред Уингс» в плей-офф, а в сезоне 2007/08 выиграл с командой Кубок Стэнли.
Сыграть в форме, разработанной болельщиками
В апреле этого года отличный пример социального PR продемонстрировал футбольный клуб «Рединг» из первого английского дивизиона. Команда сыграла один матч в форме, дизайн которой сделал 14-летний фанат. Парня зовут Райан Дьювел, у него тяжелая форма мышечной дистрофии, из-за которой он плохо двигается и вынужден использовать инвалидную коляску. В рамках одного из школьных проектов он нарисовал форму, которая так понравилась капитану команды Джему Караджану, что тот предложил в ней сыграть официальный матч. Идея была реализована. После матча футболки выставили на аукцион, все вырученные средства пошли школе Райана Дьювела.
Подобная история отлично легла бы и на челябинскую хоккейную почву. У «Трактора» множество активных поклонников, талантливых в самых разных областях. Кажется, многие захотят придумать своей любимой команде форму, а команда вполне может сыграть в ней один матч – например, новогодний.
Расширить территорию активации зрителей в дни матчей
Обычно в дни матчей все мероприятия по активации зрителей происходят внутри арены. Но, кажется, стоит посмотреть на процесс шире и попытаться регулярно использовать внешнюю территорию. В Челябинске в прошлом году это случилось ровно один раз – на открытии сезона. Но в чемпионате все-таки не один и не два домашних матча, а за тридцать. И в каждый из этих дней можно делать перед ареной что-то наподобие ярмарки, на которой клуб может продвигать самые разные свои идеи и даже зарабатывать. Как это осуществляется в Давосе во время Кубка Шпенглера. Там перед дворцом заливается небольшой каток для всех желающих, а также работает лоточная торговля атрибутикой, продается еда, пиво и глинтвейн. В конце концов, нужно понимать, что к арене в дни матчей могут приходить не только владельцы абонементов и билетов. Но и те, кто не попадает на трибуны. Те, кто тоже может помочь создать так нужный «Трактору» праздничный антураж вокруг хоккея.
А еще важно понимать, что как болельщики, так и простые люди могут приходить к арене, чтобы гулять и заниматься спортом. И если на территории арены будет условный ухоженный парк и, например, площадка для занятий Workout, то это будет очень хорошо.
Организовать виртуальный тур по клубному музею
Все просто. Даже очень. У «Трактора» отличный музей, но болельщики клуба живут не только в Челябинске. И, скорей всего, мало кто откажется от того, чтобы на официальном сайте черно-белых окунуться в богатую историю местного хоккея с помощью специального тура. Всего-то и надо – сделать небольшой видео-сериал, в каждой части которого одна из звезд команды вместе с сотрудником музея будут рассказывать болельщикам о старых добрых временах. Помимо всего прочего, эту идею можно и монетизировать. Вряд ли хоть кто-нибудь пожалеет условные пятьдесят рублей, чтобы посмотреть в интернете, как Андрей Попов, Станислав Чистов или, например, кто-то из ветеранов рассказывают о фрагментах истории «Трактора».
Устроить презентацию новых хоккеистов и игровой формы на сезон
Когда-то «Трактор», кстати, уже занимался этим. В августе 2007 клуб (впервые в Челябинске) провел презентацию своего игрока – чешского новичка Марека Ворела. В сентябре 2008 – в одной из лучших гостиниц города – представил новую форму с помощью руководства и игроков команды (одним из которых был Андрей Николишин), а также представил новичка Олега Квашу.
Что дают подобные акции? Во-первых, игроки получают возможность почувствовать себя особенными, что в идеале должно самым лучшим образом отражаться на их восприятии хоккейного процесса, себя в нем, должно повысить ответственность и отдачу в тренировках и официальных матчах. Во-вторых, не дают СМИ, а через них – городу и стране – забыть о существовании клуба. Минусов в этой теме нет вообще. Плюсов – невероятное количество.
Сделать приложение для мобильных устройств с интерактивной картой катков города
Мир все больше погружается в интернет, и с каждым днем все сложнее найти человека, который не пользовался бы тем или иным мобильным приложением. «Трактору» стоит идти в ногу со временем и развиваться именно в этом направлении.
У клуба уже есть мобильная версия официального сайта, но нужно идти дальше, придумывать и реализовывать различные спецпроекты в этой области. Например, такой – приложение с интерактивной картой катков Челябинска с их координатами и подробным расписанием/временем работы. Эта идея для совместного воплощения с федерацией хоккея города, ночной хоккейной лигой и финансовыми партнерами. Очевидно, что она будет востребована, так как количество любителей, занимающихся на разном уровне хоккеем в Челябинске, исчисляется сотнями. Представьте, насколько это было бы удобно – иметь в своем гаджете такое вот приложение, позволяющее спокойно найти свободный лед на тот или иной день.
Создать детскую версию официального сайта
Если спортивная организация рассматривается не только как социальный, но в первую очередь как бизнес-проект, то ей обязательно нужна детская версия официального сайта.
В России эта идея реализована в Санкт-Петербурге (ну, конечно), причем, сразу двумя клубами – «Зенитом» и СКА (ну, конечно же). И ее цель кристально ясна: дети – это, возможно, самая важная категория болельщиков команды в плане потребления продукта, они являются главным звеном в идее семейного похода на хоккей, именно им покупают еду, атрибутику и так далее. В конце концов, дети – потенциальные новые активные болельщики команды. С ними нужно работать в первую очередь. Не только на стадионе во время матчей, но и в интернете – в 2015 году особенно.
Эта работа обязательно должна быть связана с игрой. Детские сайты спортивных организаций наполнены разного рода интерактивом, адаптированы под детское восприятие реальности (в том числе по языку), позволяют ребенку открывать для себя мир (не только хоккея / футбола, кстати) через игру. Это не то, что нужно «Трактору»?
Скоро у челябинского клуба появится новый официальный сайт. Следующей большой работой должна стать его детская версия.
Не забывать про ветеранов
Это, скорее, дополнительная идея к уже существующей работе. ChelyabinskHockey.Com призывает «Трактор» действовать в ней более активно. Как можно чаще вытаскивать ветеранов клуба из их скорлупы в любую деятельность: через совместные акции, через интервью в федеральных СМИ, через возможные лекции о челябинском хоккее для школьников и студентов. Те, кто делал «Трактору» имя, этого более чем заслуживают.
В конце концов, у всех на виду то, как московское «Динамо» привлекло к ежедневной работе свою легенду Александра Мальцева. И конечно, у всех на виду то, как «Детройт» развивает историю Владимира Константинова, ставшего инвалидом после автомобильной аварии в июне 1997.
С чего можно начать «Трактору» здесь – с визита к одному из сильнейших защитников в своей истории Валерию Пономареву, занимающему с 601 матчем третье место в списке самых игравших хоккеистов черно-белых за 67 лет.
Наконец-то записать нормальный гимн
В разное время совершенно разные люди создавали абсолютно отличные друг от друга музыкальные продукты для «Трактора» и предлагали сделать их гимном клуба. Не прижилось ничего. Ни творчество певца-самоучки Апокина, ни творчество «Ариэля». И то, что не прижилось – ведь главный показатель. Ни то, ни другое, ни третье, ни десятое не легло в сердца трибун так, чтобы навсегда стать реальным гимном клуба. Таким, каким для всего футбольного Ливерпуля является «You`ll never walk alone»:
When you walk through the storm
Hold your head up high
And don’t be afraid of the dark
At the end of the storm
There’s a golden sky
And the sweet silver song of the lark
Walk on through the wind
Walk on through the rain
Though your dreams be tossed and blown
Walk on, walk on
With hope in your hearts
And you’ll never walk alone
You’ll never walk alone
Walk on, walk on
With hope in your hearts
And you’ll never walk alone
You’ll never walk alone
Разве это не прекрасные и не великие слова?
Когда ты идешь сквозь бурю,
Иди с высоко поднятой головой,
Не бойся темноты,
Ведь после бури
Ты увидишь золотые небеса
И услышишь нежную песню жаворонка
Вперед сквозь ветер
Вперед сквозь дождь
Несмотря на преграды
И препятствия
Вперед
Вперед
С надеждой в сердце
И ты никогда не будешь одинок на своем пути
Ты никогда не будешь одинок на своем пути
А теперь вернемся в Челябинск. В прошлом году здесь под видом гимна «Трактора», к сожалению, звучало аляповатое и ужасное с точки зрения русского языка и здравого смысла вот это:
Над ледовою ареной миг звенящей тишины.
Перед стартом непременно помолиться все должны.
Перед жаркою атакой под коньками стынет лед
Клюшки скрещены, как шпаги, шайба брошена! Вперед!
«Трактор». Челябинск. Россия – нет для нас выше слов!
«Трактор». Челябинск. Россия – Вера. Надежда. Любовь!
Нам болельщики как братья. С ними схватка нипочем
Мы свое названье «Трактор» в жизни с гордостью несем.
Мы – могучая машина, нас не зря назвали так
Если есть на то причины – были «Трактор», станем танк!
«Трактор». Челябинск. Россия – нет для нас выше слов!
«Трактор». Челябинск. Россия – Вера. Надежда. Любовь!
Мы на льду немного боги, кое-кто – немного бес
У хоккея правил много, Но всего превыше честь,
Входит в зону, вводит шайбу. Меткий пас на правый край,
За Россию, за Челябу. Эй фанаты, помогай!
«Трактор». Челябинск. Россия – нет для нас выше слов!
«Трактор». Челябинск. Россия – Вера. Надежда. Любовь!
Это объективно очень плохо. Это очень плохо, как ни крути: молитвы, боги и бесы, «были «Трактор», станем танк», схватки с болельщиками. Ни разу даже не было намека на то, чтобы болельщики пели эту песню. И ее просто никогда больше не надо слушать. В отличие, например, от «Простой песни про СКА», совместно созданной питерским клубом и группой IOWA.
Что же делать «Трактору»? Обратить пристальное внимание на свою собственную историю и историю города. Из не самого далекого прошлого, между прочим. Потратить время на исследовательскую деятельность в интернете и публичной библиотеке, сопоставить все необходимые данные и найти, например, замечательную песню на слова Льва Рахлиса «Легендарный Танкоград»:
Протрубили снова трубы,
Трубы тех далеких дней…
Встали люди, встали судьбы,
Встали в памяти моей.
В том далеком сорок первом
Час за часом, день за днем
Из огня, металла, нервов
Грозный город был рожден.
Танкоград, Танкоград.
Легендарный Танкоград!
Этот город сна не ведал
И усталости не знал.
Он в тылу ковал победу
Славу Родине ковал.
И, сметая все преграды,
Как бы не был путь тяжел,
С добровольческой бригадой
Пол-Европы он прошел.
Танкоград, Танкоград.
Легендарный Танкоград!
Позади остались годы,
Что гремели, как набат,
Позади остался город –
Боевой наш Танкоград.
Он на карте не помечен,
Да и нет его сейчас…
Только город этот вечен,
Он живет в сердцах у нас,
Танкоград, Танкоград.
Легендарный Танкоград!
Договориться с правообладателями. Записать в студии или использовать старую запись (с музыкой Евгения Гудкова). И предложить болельщикам в качестве гимна уже на Кубке губернатора.
***
Ясно, что эти пункты — только маленькая часть того, что можно сделать в указанной теме. Этот список можно развивать до бесконечности. Эту работу можно реально продолжать в режиме 24/365.
Можно позвать хоккеиста позажигать весь матч на фан-сектор, сделать интернет-открытки к каждой отдельной игре, запускать различные литературные сериалы (например, интервью с ветеранами челябинского хоккея или наш сериал о легионерах «Трактора») и активировать их в рамках локальных СМИ и даже рекламных партнеров; звезды команды могут вручить абонементы первым десяти купившим, в Челябинске можно сделать Стену хоккея, по подобию той, что есть в Квебеке.
Сделать можно еще очень и очень многое.
Фото: juventus.com, chelyabinskhockey.com, hctraktor.org (3,9), chelyabinskhockey.blogspot.ru, kinopoisk.ru,vk.com/hcsibir1962/Нина Семашко, lfctour.com, twitter.com/ReadingFC, скриншот сайта kids.fc-zenit.ru
Если говорить о продвижении бренда клуба и его узнаваемости, то целью не может быть «повысить узнаваемость». Надо ставить задачу иначе — для чего необходимо повышать узнаваемость. И тут видится только две цели — посещаемость домашних матчей и продажа клубной атрибутики. Существует ли проблема с посещаемостью домашних матчей? Быстрый гугл (например, http://allhockey.ru/forum/blog.php?u=155612&b=4217) показывает, что нет. (Кстати, одной из проблем в статье называется плохие проблемы с парковочными местами и подъездными дорогами.) Если нет проблем с посещаемостью — можно подумать об задачах увеличения цены билетов и продажи дополнительных услуг во время матча более высокого качества (то есть привлечения на стадион болельщиков, которые будет тратить больше).
Клубный магазин — это вообще слабое место всей КХЛ. Но эффективная работа в этом направлении способна дать быстрый и хороший результат. Однако, на основе внешних данных, это направление крайне сложно и оценить, и предоложить варианты развития ситуации: необходимы внутренние данные, возможно, результы исследований отдела маркетинга «Трактора» (если таковые проводились).
Возможно, если подходить более близко к теме, то определятся еще цели, но, тем не менее, основные рассуждения должны проходить именно в этом ключе.
Ну, и напоследок пробегаемся еще раз по списку пунктов и смотрим, где существует value, а какие соответствуют цели «ну пара десятков человек об этом прочитают и порадуются».