7 мин.

Мой дворовый хоккей

Сейчас модно писать о том, какой футбол был во дворе каждого человека в прошлом. И тут я подумал: эврика! Если о футболе во дворе пишут уже не первый пост, почему бы не накатать подобный пост про хоккей, тем более, что в моем детстве, в количественном отношении, в хоккей вываливало играть больше мальчишек, чем в футбол. Это в мои сладкие 80-е так было.

х

Всё будет не так строго и многоступенчато, как у других авторов, но всё же попытаюсь как можно подробнее описать былое, зимнее.

У нас всё было просто.

Вратарь. Никакой амуниции, кроме двойных штанов (какие-то спортивные штаны, а под ними подштанники или колготки) не было. По этой причине на воротах особо стоять никто желания не имел. Еще бы, как попадут шайбой, хотел написать в незащищенное место, хотя незащищенными были все места, куда была вероятность вместо родной квартиры отправиться прямиком в травмпункт, и подобные прецеденты были не единожды. Поэтому на ворота ставился самый младший из присутствующих, только потом что у него не было право голоса что-то там возразить. Играть хотелось всем, и был шанс даже после недолгого стояния на воротах, что тебя кто-то поменяет, и ты будешь иметь возможность забросить искомую шайбу. Иногда договаривались стоять до первого гола, но самая хитрость была в том, что когда ты пропускал полную кошёлку шайб, в нервном припадке снимали с ворот, и ты мог насладиться отведенной тебе ролью, например, нападающего. В нашем дворе вратари чаще всего получали кличку «Мышкин».

х
х

Вратарь команды ЦСКА по хоккею с шайбой В. Третьяк.Во время тренировки членов детской дворовой команды по хоккею. Москва. 1975 г.

Защитник. Для дворового хоккея, мягко говоря, странная позиция, учитывая желание ребенка, не отводить угрозы от родных ворот, а именно забрасывать, и желательно побольше. Поэтому, подобного амплуа и не существовало вовсе. Защитником оказывался тот, кто ближе к игроку атакующей команды.

х

Нападающий. Это самый хит хоккея во дворе. Та позиция, о которой мечтали абсолютно все. Нападающий имел возможность видеть шайбу за линией ворот, нападающий мог радоваться каждому своему удачному действию, нападающий не был обязан отходить в оборону, он же бог хоккея, он же главный и лучший снайпер всей улице, он звезда здесь и сейчас, зачем ему еще какая-то черновая работа на льду. Подхватил шайбу, и лети себе вперед, забивай и купайся в лучах мимолетной славы. Клички давались разные: Ларионов, Макаров, Харламов и т.д. Были даже свои Уэйны Гретцки.

х

Теперь по персоналиям.

В какой бы день и час я не выходил во двор поиграть в хоккей. Всегда там были известные личности.

х

Парень с убойным щелчком. Человек без особого мозга. Такому было всё равно, кто там стоит на воротах: младенец или дедушка преклонных лет, он щелкал с любой позиции, он вкладывал всю свою суть в не щадящий никого на свете бросок, он ломал одну за другой клюшки, в конце концов, отбирая и твою личную, потому что он старше, сильнее, и ему всё по-барабану в жизни, и на корявом льду в хоккейной коробке.

х

Парень, который всё знает и всех расставляет. У нас во дворе такой персонаж имелся. Звали его Костик, кличка у него была подходящая «Крутов». Так его и сейчас зовут. Он всегда приходил в коробку чуть позже остальных (потому что «взрослые» какие-то там дела были), включал свой режим «играющий тренер», всех расставлял по позициям, был улыбчив, в меру строг. Особо играть не умел, зато имел авторитет человека, который если что, то вдарит так, что мало не покажется.

х

Взрослый мужик, который «в своем далеком прошлом, когда он был, как мы возрастом, играл с самими Майоровыми, и не просто в хоккей, а даже в хоккей с мячом, во Дворце Пионеров», и т.д. и т.п. Человек, который тоже обычно не особо играл, больше травил байки, курил, а с приходом его сотоварищей, отваливался, потому что «водка стынет».

Мальчик, который всегда косячит. Такой был всегда. Им мог оказаться каждый. Если тебе выпала удача быть на острие дворовых атак, то будь готов к тому, что любое твое неудачное действие будут комментировать, а больше всех ты будешь получать от вратаря, который устал стоять на морозе в наскоро придуманной из портфелей раме, и уже жаждет заполучить твою позицию.

х

Парень, который всегда пытается подраться. Таких тоже имелось в достатке. Когда в СССР потихоньку начал просачиваться тлетворный дух заокеанского хоккея, начало появляться много фанатов потасовок на льду. Чуть что, этот подросток бросался на тебя с кулаками, и начинал, вполне себе по-настоящему, колотить куда попадет. Успокаивали таких «старшие». Они умели найти к нему силовой подход или просто выгоняли, подгоняя горой матерных выражений. «Тафгай» всегда обещал вернуться не один…

х

Самый грустный персонаж дворового хоккея. Мальчик, которого никогда не берут в игру. Им тоже мог оказаться любой, кто еще вчера был забивным бомбардиром. Обычно такой человек стоял за воротами, и слезно умолял дать ему поиграть. Порой жалость перевешивала и ему давали шанс, но это при условии, что у него есть своя клюшка. Если клюшки не было в наличии – пиши – пропало. Вероятность появления на льду с предоставлением чужой клюшки равнялась почти нулю.

х

Стоит добавить, что большую часть времени мы играли не на коньках, а в зимней обуви. Коньки были далеко не у всех. Клюшки и каски тоже. Про другую амуницию вообще молчу. Порой, шайбу заменяли различные предметы, но чаще всего это был мячик из хоккея с мячом или мяч из желтый мячик из большого тенниса.

х
х

Ну вот, собственно, что я успел вспомнить из своей юности. Жду в комментариях ваших воспоминаний и дополнений. Может что-то еще вспомните.