5 мин.

Doc around the clock

Текст Романа Стронгина, Фото Ильи Садовского

Выход Бориса Александровича обычно означает, что кто-то из «зубров» получил травму. Впрочем, это случается нечасто, в чем немалая доля заслуги самого Лабковича и его коллег. И чтобы таких случаев было как можно меньше, медицинский штаб «Динамо» работает практически круглосуточно – around the clock! О том, из чего конкретно состоит эта работа, мы беседуем с самим «доком».

1

- Началось все в НИИ травматологии и ортопедии, где я работал в отделении спортивной травмы ив силу специфики имел дело со многими знаменитыми спортсменами. В 2004 году, видимо, учтя мой опыт в сфере спорта, мне предложили поработать в минском «Керамине», который тогда как раз возглавил Василий Спиридонов.С тех пор я в хоккее! Хотя до приглашения в хоккейный клуб болельщиком не был. Следил немного за белорусским футболом, не более того. А в «Динамо-Минск» я попал транзитом через команду МХЛ «Минские зубры».

Сейчас в медицинском штабе, помимо меня самого, еще один врач Георгий Константинович Затковский, человек в мире белорусского хоккея почти легендарный. Также у нас трудятся два массажиста Дмитрий Слив и Виталий Кяпсня.

Вообще, считается, что до 20% результата, который показывает команда, зависит от работы медицинского штаба. Такую цифру выдает специальная литература. Роль доктора в спорте не просто вовремя выдать нужную таблетку или подходящую микстуру, а скорее – постоянно проводимое наблюдение за здоровьем и физическим состоянием спортсменов, грамотно спланированное восстановление и многое-многое другое.

Именно такая рутинная, ежедневная работа отнимает большую часть времени. На самом деле, травма – это и есть результат чьей-то ошибки, в том числе, возможно, и моей. Здоровые, разогретые и подготовленные к тренировкам и играм сухожилия и связки не должны быть подвержены повреждениям. Травма – это трагическая случайность. Наша задача – эту случайность исключить.

2

Существуют целые программы профилактики травматизма тех или иных групп мышц. Допустим, в футболе ФИФА проводит такие мероприятия активно. КХЛ также рекомендует комплекс упражнений для разминки хоккеистов, который мы внедрили в клубе и постоянно используем под руководством тренера по физподготовке Владислава Занковца. Лига регулярно проводит семинары, на которых профессионально обсуждаются подобные вопросы.

Чувствуем положительное влияние легионеров, выступающих в нашей команде. Игроки из Северной Америки и Европы более внимательно и щепетильно относятся к той части работы, которая не так заметна на первый взгляд: то есть к разминке, заминке, упражнениям на отдельные группы мышц, работе с foamroller. Наши ребята их опыт перенимают.

Важная часть – восстановление после травм. И здесь большую роль играют не только физиотерапия и медикаменты, но и кинезиотерапия, которой в нашем клубе занимается специалист по лечебной физкультуре Татьяна Ловец.

Экипировка профессионального хоккеиста достаточно хорошо продумана, она в основном защищает игрока, но бреши все-таки присутствуют. Так что травматизм – естественный спутник профессионального спорта. В рейтинге самых «популярных» травм, на мой взгляд, №1 – кожные и подкожные ушибленные раны, полученные от шайбы или клюшки. На втором месте – повреждения коленного и голеностопного суставов. Далее – черепно-мозговые травмы, которые довольно часто возникают после столкновения игрока с бортом, шайбой или со льдом.

Часто случается так, что хоккеист имеет небольшое повреждение и просит сделать блокаду или провести иные манипуляции, чтобы немедленно вернуться на лед. Приходится убеждать, что такие факторы мешают играть в полную силу и вдобавок повышают риск травматизма.

Самые тяжелые моменты для меня связаны с выходом на лед: это значит, что кто-то из наших ребят самостоятельно добраться до скамейки не в состоянии. Выбегаешь, делаешь первичные манипуляции, даешь нашатырь. Слава Богу, за последние года три мы ни разу к помощи бригад скорой помощи, находящихся на арене, не прибегали.

Мелкие раны шьем постоянно – это рутина. Тут задача проста – остановить кровотечение и как можно скорее вернуть игрока в дело.

3

Команда – закрытый коллектив, люди достаточно много времени проводят вместе. Отсюда повышенная опасность различных вирусных заболеваний: заболел один, завтра обязательно заболеют все остальные. Самый сложный случай, на моей памяти, произошел однажды в «Керамине», когда инфекция скосила сразу 17 хоккеистов. Пришлось отменять игру. Боремся с такими моментами постоянно, проводим ряд санитарно-гигиенических мероприятий, вакцинации.

На выезде проблем в нашей работе нет. Случаев, когда команда улетала, а кто-то из наших игроков оставался в местной больнице, еще не ни разу было. На каждом матче присутствуют бригады скорой помощи. Есть call-служба Медицинского центра КХЛ, по которой можно оперативно получить исчерпывающую консультацию и практическую помощь в плане организации диагностики и лечения в любом городе, где присутствует Лига.

Отдельный вопрос – перелеты на большие расстояния: это и длительное вынужденное неподвижное положение, и постоянные смены часовых и климатических поясов. Потом есть большие проблемы с полноценным сном и отдыхом. Боремся с этим в силу возможностей. Прежде всего, путем приема адаптогенов и построения правильного режима. На выезде команда зачастую живет по минскому или какому-нибудь, скажем так, усредненному времени. Впрочем, все в равных условиях. А хабаровскому «Амуру» или владивостокскому «Адмиралу» еще сложнее!

Физкультура способствует приобретению здоровья, профессиональный спорт его отнимает. Это банальная истина. В большом спорте организм атлета должен работать на грани нормы или даже за ее гранью для достижения максимального результата. Между тем, возможности организма не безграничны, так что иногда случаются и сбои. Моя задача – чтобы таких случаев в «Динамо-Минск» было как можно меньше.