Семейная философия ТХК (Часть 1)
25 февраля 2013 года, проиграв свой последний матч в сезоне со счетом 1:6, Тверской хоккейный клуб вписал в свою историю бесславное 19-е место розыгрыша чемпионата ВХЛ 2012-2013 гг. А уже спустя два года, в апреле 2015, на груди тверских хоккеистов блестели бронзовые медали. «Побеждает не только команда, побеждает большая семья», - оценивая результаты сезона, скажет главный тренер «крылатых» Ждахин. Что же нужно, чтобы сделать из клуба настоящую семью? Попробуем разобраться в этом вместе с главным тренером ТХК Алексеем Ждахиным и генеральным директором клуба Кириллом Пафифовым.
Убить игрока, чтобы стать тренером
В свой первый сезон после возвращения в Высшую хоккейную лигу (прим. – ТХК уже выступал в Высшей лиге в 2009-2010) у руля ТХК стоял Владимир Васильевич Кольцов, тренер, возглавивший клуб в 2006 году и плодотворно работающий в штате команды по сей день. В помощники ему был делегирован молодой начинающий специалист, в недавнем прошлом игрок и капитан команды Кирилл Пафифов.
- В 2011 году мы завоевали бронзовые медали по первой лиге, - вспоминает Кирилл Сергеевич. - Тогда я принял решение завершать карьеру. И руководство предложило мне остаться в клубе на должности помощника главного тренера. Я с удовольствием согласился, и с этого началась моя работа.
К слову сказать, эта работа успешно продолжается уже пятый год и выходит на новые уровни: совсем недавно Кирилла Сергеевича назначили генеральным директором ТХК. Однако до сих пор с трудом представляется, что тогда, в 2011, заставило 28-летнего спортсмена принять решение стать тренером.
- Решение, наверное, было глубоко в крови. Когда ты всю свою жизнь занимаешься хоккеем, любишь хоккей, ты разбираешься в нем, ты его понимаешь. Когда мне предоставили такую возможность, я сразу же согласился быть тренером и нисколько об этом не пожалел. Это очень интересная работа.
Вот так, сменив хоккейную амуницию на строгий костюм, капитан ТХК превратился в Кирилла Сергеевича. В такой ситуации сам собой возникает вопрос: как, глядя на тех, с кем еще недавно играл плечом к плечу, не сорваться с тренерского мостика и не помчаться в бой?
- Когда я заканчивал профессиональную карьеру, я сразу постарался убить в себе игрока, чтобы стать тренером, - признается Пафифов. - К тому же, мы играем в хоккей постоянно, у нас есть своя любительская команда. Там я с удовольствием играю.
Требовательность, дисциплина, порядок
В 2013 году, в свой второй сезон в ВХЛ, в ТХК произошли кадровые изменения: клуб возглавил новый главный тренер Алексей Геннадьевич Ждахин. К тому времени за его плечами уже была работа в ХК «Спутник» из Нижнего Тагила и ХК «Ермак» из Ангарска.
- Карьера у меня не такая уж продолжительная, - рассуждает Ждахин о своей тренерской работе. - Я только в начале пути, тоже учусь. Но какие-то определенные принципы, конечно же, сложились. В первую очередь для меня важно, как люди относятся к тренировочному процессу, как они относятся к своему здоровью. И только потом я смотрю, какому уровню соответствуют игроки.
ТХК стал третьим клубом в тренерской карьере Ждахина. Примечательно то, что с приходом нового главного тренера бывшие наставники Кольцов и Пафифов продолжили свою работу в команде.
- Что особенно бросилось мне в глаза, - вспоминает Алексей Геннадьевич, - Кирилл Сергеевич резко пошел на контакт и постарался понять, что я требую. Он очень сильно мне помог в становлении, чтобы прийти в этот коллектив и почувствовать, что он родной.
- Он очень требовательный тренер, - делится впечатлениями от работы со Ждахиным К.С. Пафифов. - Тренер системный, который любит дисциплину, порядок, выполнение всех заданий. Это очень амбициозный человек, который круглые сутки готов работать. На работу приходит уже в 7 утра. Он никогда не бывает доволен, всегда хочет побеждать, не умеет, не любит проигрывать. Мы тоже притирались друг к другу. Работать с ним сложно и приятно. Он меня многому научил. Это прогрессирующий тренер, который не стоит на месте, постоянно гонится за новыми методиками, технологиями, не боится применять новое. Он постоянно растет, он не останавливается.
Творческое начало
- Так вот требовательностью, дисциплиной и порядком можно отметить Ждахина, - резюмирует Кирилл Сергеевич.
- А как же творчество? - тут же спрашиваю я. Вспомнилось, как Александр Медведев, член совета директоров санкт-петербургского СКА, однажды сказал, что у СКА хоккей развивается по творческому пути, и в этом будущее нашего хоккея.
- Без творчества очень тяжело добиваться результата, - не отрицает Кирилл Сергеевич. - Тот хоккей, что был раньше, уже не вернуть. Сейчас для многих хоккей превращается в работу. Все научились кататься, научились бросать. На первую роль выходит умение руководства, тренерского штаба создать тот коллектив, который будет тебя понимать, взять тех игроков, которые будут выполнять твои требования. Когда это будет одна большая семья и каждый будет понимать в ней свою задачу, тогда и добиваются результата. А талантливых людей очень много. Но талант - это всего лишь 10 процентов, остальное достигается через работу. Надо обязательно каждый день работать, тренироваться, пахать, стараться и не останавливаться на достигнутом. Всегда стремиться к лучшему.
- Место креативности, конечно же, есть, - соглашается Алексей Геннадьевич. - Если брать наши истоки, то мы раньше так и играли в хоккей, все наши отцы, родоначальники хоккея играли в такой творческий хоккей. Мы всегда отличались хорошими комбинациями, хорошими распасовками, хорошим катанием, всегда забивали красивые голы. Но, к сожалению, сейчас хоккей уходит на другие выси. В первую очередь это связано с дороговизной. Не каждый ребенок во дворе может позволить себе купить клюшку или коньки. Покататься негде, кроме как на ледовых площадках, даже ледовые стадионы под открытым небом закрываются. Сейчас идет такой период, когда мы уходим в более простой хоккей, импровизации нет, потому что игроки приходят не сильно подготовленные, прежде всего, в техническом плане. СКА, конечно, может позволить пригласить самых лучших игроков. Но я считаю, что это правильно, потому что хоккей должен приносить удовольствие и радость, это не просто работа.
- В ТХК возможно творческое начало? – интересуюсь я у Ждахина.
- Я - не диктатор, - говорит Алексей Геннадьевич. - Я с большим удовольствием послушаю и игроков, и своих коллег, и мы постараемся принять правильное решение. Не всегда это получается, тем не менее, стараюсь выслушать. И если есть действительно неординарный игрок, который хочет сыграть креативно, это только украшает хоккей, и лишний раз я не делаю ему замечаний. Но есть игроки, которые хотят что-то выдумать, но сами к этому не готовы, значит им надо работать так, как им говорят. У нас такой комбинированный подход получается. Есть люди, которые умеют неординарно действовать, и им это разрешается. Но все равно должна быть какая-то определенная система, от которой просто так отходить нельзя.
В споре рождается истина
Система – это, безусловно, хорошо, но человеческие отношения трудно запрограммировать на определенный алгоритм. Поэтому даже в самом дружном коллективе не бывает все гладко: без споров и конфликтов не обойтись.
- Как, наверное, в любой большой семье не бывает без конфликтов, - продолжает Ждахин, - так и у нас были разные ситуации. Я имею в виду хорошие споры, потому что в споре рождается истина. Садились, в первую очередь мы с Кириллом Сергеевичем, решали вдвоем, потом подключался Владимир Васильевич (прим. - Кольцов). Так что только вместе, сообща мы приходили к какому-то решению.
- Без конфликтов ничего хорошего не будет, - поддерживает своего коллегу Пафифов. - Когда тишь и благодать, жди какого-нибудь провала. Всегда внутри коллектива бывают такие ситуации, когда спорим, ругаемся, но дружно выходим из них и приходим к правильному решению. Все по-разному бывает, но в основном справляемся и достойно выходим из положения.
Тем не менее, российский спорт знает примеры, когда сохранить достоинство удается с трудом, особенно во взаимоотношениях тренеров и спортсменов. За подтверждением далеко ходить не надо, стоит только вспомнить коллективные письма биатлонистов с требованием назначить нового главного тренера или скандал с футболистом Игорем Денисовым, который указывал тренеру, кого следует выпускать на поле.
- Как и в любом спорте, нет такого, чтобы все были довольны, - комментирует подобные ситуации Ждахин. – А когда целая команда пишет какие-то письма, это значит не только тренерский штаб, но и руководство клуба где-то в чем-то не дорабатывает, не доводит какую-то информацию до игроков, или действительно ситуация в клубе не очень хорошая. К сожалению, это происходит, и никуда от этого не денешься. Но к счастью, ни в одном клубе, где я тренировал, такого не было, хотя ситуации были очень тяжелые. Например, в Ангарске у нас практически целый год было нестабильное финансирование, перебивались кое-как, тем не менее, ребята до конца играли. А конфликты между тренерами и игроками всегда были, есть и будут, потому что в спорте играют в первую очередь личности. И хоккеист, и тренер считает себя личностью.
Более категоричен в этом отношении Кирилл Сергеевич:
- Достаточно отрицательно к этому отношусь, потому что если спортсмена взяли на работу, то он должен ее выполнять. Не бывает дыма без огня. Почему у него не складываются отношения? Значит, он не выполняет требования, которые перед ним ставит тренерский штаб. Конечно же, игрок всегда недоволен тренером. Слава богу, у нас такого не возникало, потому что каждого игрока, который приходил к нам в команду, мы очень тщательно выбирали, разговаривали, чтобы он подошел и под систему главного тренера, и по человеческим качествам, чтобы у нас не возникало подобных ссор.
Беседовала Наталья Сучкова