6 мин.

Мероприятия по повышению конкурентоспособности и соблюдению спортивного принципа в КХЛ

  1. Фиксирование потолка зарплат

Отгремели празднования по случаю завершения плей-офф в КХЛ. СКА показал энергичный, комбинационный привлекательный хоккей и победил заслуженно (со спортивной точки зрения). Но с моральной всё это выглядит «криво» и на фоне разваливающегося «Атланта», проблем «Амура», «Адмирала» и телеконференции «быть или не быть» «Югры», праздник питерцев со стороны – «пир во время чумы».

Не первый год многих удивляет выборочность вывода игроков из-под потолка зарплат. Мало того, что это ущемляет спортивный принцип, но и создает колоссальное неравенство между клубами.

Из игроков выведенных из-под потолка, по настоящему блистает и в какой-то мере заслуживает лишь Раду, при всём уважении к Ковальчуку и его ценности. Вопрос: для чего вообще нужно разрешать пробивать потолок? Говорят, чтобы можно было удержать особо ценных звёзд – спорно, ну фиг с ним – удерживайте, но тогда отдайте другим клубам менее важных игроков – чтобы соблюсти спортивный принцип. И можно было бы как-то понять эту «процедуру», если б игрок выступал за клуб города, где родился и учился хоккею (Раду – в «Спутике» обалдеть))), а пока соблюдаются интересы только «толстосумов» как и везде в современной России. Жесткое фиксирование зарплат, в какой-то мере, даже уменьшило б аппетиты отдельных игроков. Скажем не проходит условный Кетов, Тихонов в потолок, ну предложила бы им условная «Лада» немного меньший контракт чем был в СКА за не имением других достойных вариантов неужели бы отказались играть на высоком уровне (или уехали бы в АХЛ – ну так пускай опыта поднаберутся там, хотя сомневаюсь, что там у них будет конкурирующая зарплата). Зачем держать талантливую молодёжь всеми правдами – неправдами в КХЛ, для профессионального развития требуется сильная конкуренция, вырабатывающая в человеке, который действительно чего-то хочет достичь, самодисциплину и трудолюбие. Вот Бурмистров к примеру, в сезоне играл неплохо, но не блистал, кто-то свалит это на Билялетдинова, но сдаётся мне дело не только в Хайдарыче, так зачем Александра выводить из-под потолка (может Малыхин был бы лидером атак Автомобилиста)? Да и куда бы делся Бурмистров: в НХЛ уехал (на вряд ли – не сложилось уже), в Европу (там такие деньги и близко не платють))). НХЛ на сегодняшний день, и ещё долгое время будет сильнейшей лигой в мире, а игроки, играющие в НХЛ, из нашей страны в конечном счете привезут в сборную, а по окончании карьеры, и на Родину колоссальный опыт.

2. Жесткое соблюдение регламента лиги

 Все прекрасно помнят отношения СКА и её «фарм-клуба» ХК Лада по ходу сезона. Извините меня, но как назвать эту «чехарду» Ежова между двумя клубами, т.е. СКА можно иметь фарм прям в КХЛ? Но возмутительнее всего был переход вратаря «Сибири» Коскинена. Лига поступила совершено безответственно. Необходимо было создать прецедент, чтоб другим не повадно было – дисквалифицировать Коскинена до конца сезона как минимум, за несоблюдение контракта. Но произошло, что произошло – нам не догнать НХЛ с подобным отношением к таким вопросам. И после этих случаев некоторые люди удивляются – почему СКА не любят? Да, они играют в красивый интересный хоккей, у них стоит поучиться работе с болельщиками, но наплевательское отношение к «правилам» лиги ещё долго будет бесить болельщиков других команд. Закон должен быть законом для всех.

3. Спонсоры спортивных клубов и КХЛ (мысль из разряда фантастики)

«ГазПром – народное достояние» - да достояние народное, а деньги питерские. Благодаря ГазПрому и только ему, у Питера есть возможность не напрягаясь инвестировать в развитие инфраструктуры клуба, работу с болельщиками, а также оптом скупать молодых и перспективных (отбор спартаковской молодёжки по окончании сезона 2013-14). Конечно менеджеры клуба молодцы – правильно распоряжаются деньгами – вкладывают в развитие, но как-то безобразно видеть, что крупнейшие госкорпорации работают только с избранными. На досуге обошел сайты клубов и ознакомился со спонсорами.

Вот что получилось:

ОАО «ГазПром»: СКА, кроме них также «Сочи», Авангард и Медвешчак. Также у  Сочей в спонсорах ГСК ВИС, у Авангарда GEnergy, у Медвешчака множество компаний среди которых PEPSI, Citroen. Вопрос: почему госкорпорация тратит НАРОДНОЕ достояние только на четыре клуба среди которых один вообще иностранный (им то за что вообще это благо свалилось?). Авангард можно ещё как-то оправдать – газ в основном добывается в Сибири. Но остальные три клуба – очевидно политический проект в ущерб всему остальному, тоже самое можно сказать про ЦСКА, ведь спонсор не менее значимая госкорпорация – РосНефть.

Атлант, Северсталь, Автомобилист, Лада, Трактор, Югра, Сибирь – спонсируются правительством городов и областей. А это значит, в какой-то мере, зону риска – у правительств и администраций полно проблем по благоустройству городов и социальным обязательствам перед населением, которые из-за спонсорств спортивных клубов могут и пострадать, хотя спорт – тоже есть социальное обязательство. В этом списке особняком стоят Северсталь, Лада, Трактор и Сибирь – у них в спонсорах несколько крупных компаний. В случае с Северсталью, Трактором и Ладой – градообразующие предприятия (представлять думаю не надо). Плюс у Челябинска ещё несколько поменьше заняты в стройке (ЧГС), производстве (КОНОР (не МакДевид) и РМК), также MAKFA и Ариант (мясо) (один из основных спонсоров кстати), в итоге - самое большое количество спонсоров среди российских клубов, так сказать – с миру по нитке, но и хорошая диверсификация рисков если что. У Сибири также спонсор «Сибирский антрацит» - недры наше всё (уголь)))).

В итоге Автомобилист и Югра в группе риска.

Градообразующие предприятия в спонсорах у Металлурга Мг, Новокузнецка и Нефтехимика.

У «Салавата» и Барсов - «Башнефть» и «Татнефть» соответственно, тоже народное достояние, однако, но оправдывает то, что добыча ведётся на территории республик и силами местных рабочих.

У «Торпедо» - АвтоГАЗ, и в меньшей степени опять же нефтянка «ЛУКОЙЛ».

«Витязь» - ряд небольших компаний. У «Адмирала» пять интересных компаний среди которых инжиниринговая (Группа Сумма), транспортно-логистическая FESTO, авиакомпания Аврора, банк и производитель автозапчастей TOTACHI.

У Динамо – ВТБ, СтройГазМонтаж и  MAKFA. Локомотив – и так всё понятно.

А Амур и Атлант  пока никому не нужны.

В итоге имеем то, что 11 клубов КХЛ спонсируются из недр нашей Родины, из них у 10 команд это генеральные спонсоры. Плюс РЖД – также крупная госкорпорация. Из 10 команд у семи спонсоры – крупнейшие компании добывающие энергоресурсы (РосНефть, БашНефть, ТатНефть, ГазПром), у оставшихся трёх клубов – спонсоры также являются и градообразующим предприятием (все три металлургические компании), а заводы по переработке сырья располагаются в этих городах. Как я уже писал БашНефть и ТатНефть можно оправдать тем, что они черпают нефть только на территории своих республик и даже пытаются что-то там же перерабатывать.

Но РосНефть и ГазПром – крупнейшие российские предприятия кормят четыре команды из городов, которым ничем не обязаны (на территории Омской области добывается нефть), как-то не справедливо народное достояние предоставлено «избранным» не только в реальной жизни, но и в хоккее.

Вот если бы РосНефть и ГазПром стали спонсорами КХЛ и организовали некий стабфонд (банк КХЛ))) из которого выплачивались бы суммы:

  1. В кредит, в случае внезапных трудностей у клуба (случай со Спартаком).

  2. В виде относительно небольшой дотации по окончании сезона для всех команд как частичное покрытие транспортных расходов (очень актуально на просторах России).

  3. В виде фиксированной компенсации в пользу российской хоккейной школы, у которой забрали игрока на «ярмарке талантов» (тогда, некоторые школы смогли бы возможно и зарабатывать).

  4. Благотворительность и социальные акции.

P.S.: Предвижу, что мне начнут пенять – мол когда «Салават» выстилал себе путь к триумфу бабками я молчал, а вот СКА победил и мне стало завидно. Отвечаю сразу – когда «Салават» начал разбрасываться деньгами мне до того стало на это безобразие смотреть, что я перестал следить за клубным российским хоккеем в тот год, а снова увлекся лишь в 2011-12 сезоне. Кроме того повторюсь: БашНефть должна Башкирии тем, что пользуется её природными богатствами и мне всё равно боязно, что Салават снова отодвинет спортивный принцип в сторону, уповая лишь на финансовые средства достижения цели.