5 мин.

Перспективы развития хоккея в Нижнекамске

О самом городе можно почитать в Википедии. Но это только общие данные. Что представляет из себя Нижнекамск с точки зрения перспектив развития хоккея? В этой связи важным будет рассмотреть несколько параметров: численность населения, демографический состав населения, экономический потенциал городской экономики, платежеспособность населения, развитость спорта в целом и хоккея.

Численность населения и его демографический состав.

В Нижнекамске проживает 226 тыс. человек. Это один из самых маленьких городов, в которых существует клуб КХЛ. Меньше только город Чехов с его «Витязем» (Мытищи и Балашиху считать не буду, поскольку они фактически являются пригородами Москвы). И может показаться, что предел развития хоккея и популярности клуба может быть ограничен имеющимся Дворцом на 5500 человек. Я с этим категорически не согласен. Посмотрите на клубы НХЛ, где даже в небольших городах успешно существуют команды с аренами на 16000 и более зрителей.

Даже сегодня имеющийся в городе Ледовый дворец один из лучших по уровню заполняемости: по последним данным ИИХФ – в среднем 5200 человек (95%). Т.е. инфраструктура «Нефтехимика» явно не соответствует запросам горожан. При этом стоит учесть, что, как и в большинстве других клубов КХЛ, работа с болельщиками оставляет желать лучшего, что опять же говорит о возможностях увеличения популярности клубов в случае улучшения той самой работы с болельщиками.

Нижнекамск – очень молодежный город. А молодежь – это наиболее активная и спортивная часть населения, которую легче всего привлечь на стадион. Безусловно, данная особенность города открывает дополнительные возможности по популяризации хоккея и увеличения посещаемости матчей «Нефтехимика».

Платежеспособность населения.

Серьезной объективной проблемой всего отечественного хоккея является достаточно невысокий уровень жизни населения в России. Если человек постоянно думает о том, как обеспечить себе и своей семье достойное существование, то ему просто не до таких развлечений, как спорт. К тому же, при невысоком уровне жизни хоккейным клубам особенно сложно самостоятельно окупить себя, поскольку в России болельщик вряд ли может «оставлять» во время посещения хоккейного матча 50-200 долларов за билет и покупку пива и участия в других сопутствующих развлечениях, а также регулярно покупать атрибутику своей команды. Отсюда очень низкие цены на билеты и неразвитость тех самых сопутствующих развлечений.

Но и в этой ситуации потенциал «Нефтехимика» выглядит довольно выгодно на фоне большинства клубов КХЛ. Развитая промышленность города так или иначе влияет на общий уровень достатка населения. Разумеется, это не значит, что все нижнекамцы миллионеры. Как и во всей России - только некоторые. Но все же экономическое положение города позволяет сделать из хоккея не просто спорт, а настоящее культурное событие, что, конечно же, влечет и необходимость больших расходов со стороны болельщиков. Все это делает возможным зарабатывать на хоккее намного больше, чем сегодня.

Экономический потенциал городской экономики.

Нижнекамск – крупнейший промышленный центр не только Татарстана (второе место по республике), но и всей России. Самый крупный в Европе нефтехимический комбинат, самый крупный в России шинный завод, строится огромный нефтеперерабатывающий завод «Татнефти». Просто для справки: бюджет Нижнекамска в 2009 году превысил бюджет Казани и уже давно обогнал некоторые соседние регионы (Марий Эл, Удмуртия, Ульяновская область). Экономический потенциал города можно считать более чем серьезным. Для клуба это дает возможность не только более успешно проводить работу с болельщиками (об этом я говорил чуть выше), но и рассчитывать на спонсорскую поддержку со стороны ведущих предприятий города. Думаю, не стоит объяснять, насколько большое значение в нынешних российских реалиях имеет поддержка местных властей и градообразующих предприятий.

Развитость спорта в целом и хоккея.

В целом, Нижнекамск очень спортивный город. Больше всего в плане развитости массового спорта. А там где есть массовый спорт, есть перспективы и у профессионального. Никто не будет спорить, что человека, занимающегося даже просто физкультурой намного легче привлечь на стадион в качестве болельщика.

А что же в Нижнекамске с профессиональным спортом. Даже беглый взгляд показывает, что альтернативы хоккею в Нижнекамске просто нет. По крайней мере, среди командных видов спорта. Футбольный «Нефтехимик» уже давно прозябает во 2 или 22 дивизионе нашего чемпионата. Серьезной баскетбольной команды тоже отродясь не было.

Есть еще одна проблема. В последние годы локомотивом хоккея в Татарстане был «Ак Барс», поэтому даже в Нижнекамске есть очень много любителей хоккея, которые больше интересуются казанским клубом, чем родным. Думаю, что это просто заблуждение, основанное на более успешном выступлении «Ак Барса» и опять же плохой работе с болельщиками в самом «Нефтехимике». Их можно и нужно обратить в истинную веру и привлечь на стадион.

 

Вывод. В Нижнекамске существует огромный потенциал развития хоккея, привлечения болельщиков на арену и повышения уровня самоокупаемости клуба. Этот потенциал не реализован, прежде всего, по двум причинам:

1. Маленькая хоккейная арена, не способная вместить всех желающих уже сегодня;

2. Не очень успешная работа с болельщиками, что не дает клубу возможности делать из хоккея шоу, продавать атрибутику, еду и пиво в перерывах между периодами.

Данные проблемы должны решаться вместе. Например, размер хоккейной арены нужно планировать исходя не из подсчета на пальцах клубных руководителей, а настоящего маркетингового исследования. По моему мнению (это только подсчет на пальцах) в Нижнекамске в будущем была бы востребована арена на 12-14 тыс. зрителей.

Если бы сегодня посещаемость была 12000 зрителей, а средняя стоимость билета – 500 руб., то только в регулярном чемпионате (28 домашних матчей) «Нефтехимик» мог бы заработать только на продаже билетов 168 млн. руб. (примерно 5,6 млн. дол. при курсе 1 дол=30 руб.). Если мы прибавим сюда траты болельщиков на атрибутику, пиво и еду в среднем 200 руб. за матч (цифра взята с потолка) за матч, то можно прибавлять еще 67 млн. руб. (примерно 2,2 млн. дол.). Итого: 235 млн. руб. (7,8 млн. дол.) в год только в регулярном чемпионате.

По данным интернет-портала Хоккейное обозрение бюджет «Нефтехимика» в сезоне 2008/09 составил 15 млн. дол. Несложные подсчеты дают понять, что с большой ареной даже при нынешних ценах на билеты «Нефтехимик» способен окупать 50% своих затрат. И думаю, что это не предел. Мне кажется, что цена билета в 500 руб. несправедливо мала. Да, мы не сможем повысить стоимость билетов до 50 дол., как в НХЛ, но мы сможем сравнять ее с ценой билета в театр или на концерт – 700-800 руб. Трата на атрибутику, еду и пиво в 200 руб. за матч тоже далеко не предел.