35 лет «Чуду». Почему сборная США смогла обыграть сборную СССР
Многие болельщики знают и помнят, что произошло в матче между США и СССР в Лейк-Плэсиде в 1980 году, но всё равно, трудно понять, что было в сердцах американцев.
"Это самый значимый момент в истории американского хоккея,- сказал Дэйв Огрин, бывший исполнительный директор по развитию хоккея в США, - Для людей, родившиеся в промежуток между 1945 и 1955, было три значимых события – убийство Джона Кеннеди, посадка американцев на Луну и победа над СССР в Лейк-Плэйсиде. "
Ни одна другая Олимпиада не вызвала столько эмоций у болельщиков, даже несмотря на рекорд Джесси Оуэнса в 1936 году. Надо сказать спасибо телевидению, которое запечатлело победный гол Майка Эрузионе, который вызвал целый национальный праздник в США. Люди плакали, обнимались друг с другом и напевали "God Bless America" и "The Star-Spangled Banner", присутствовало невероятное количество флагов, но не те маленькие флажки, которые комфортно помещались в руках маленьких детей, а огромные, до 30-и футов. Американцы были горды своей командой.
"После того, как мы выиграли, мне на почту пришел целый мешок писем. Это было как в фильме «Miracle on 34th Street»" сказал Эрузионе. "
Сборная США, составленная из игроков колледжей и аспирантов, таких как Майк Эрузионе и Базз Шнайдер, смогли победить советскую школу, которая доминировала на Олимпийских играх с 1964 года. В составе 1980 года было семь игроков из олимпийской сборной 1976 года и ещё один хоккеист, который играл на трех других олимпиадах.
Многие игроки из сборной США так и не смогли найти себя в НХЛ, но и были и те, кому это удалось, например Марк Джонсон, Нил Бротен, Кен Морроу.
"Возможно, нам повезло, - сказал Рэмси, - Но мы были чертовски хорошей хоккейной командой".
У сборной США было всё для идеальной команды - скорость, жесткость, концентрация, голевое чутье и самое главное – тренер. И Советская сборная очень недооценила соперника, они предполагали, что смогут выиграть турнир с той же легкостью, что и в Инсбруке в 1976 году. К тому же СССР обыграли США в выставочном матче, со счетом 10-3.
Восхождение на олимп началось с игры со сборной Швеции. Вряд ли бы американцы смогли выиграть золото и сотворить «Чудо», если за 27 секунд до конца третьего периода защитник Билл Бекер не сравнял счет в матче. Это ничья была очень важна, так как с 1960 года сборная США ни разу не обыгрывала Швецию, а гол Бейкера смог поднять упавший боевой дух команды.
Во втором матче сборная США неожиданно разгромила сборную Чехословакии со счетом 7-3. Такой исход матча удивил всех, особенно чехов, которые рассчитывали, по меньшей мере, на серебряные медали. Стоит отметить, что лидерами этой команды были браться Штястны - Петр, Мэриан, и Антон - которые позже играли в НХЛ.
Следующими были Норвегия, Румынии и Западная Германия. Херб Брукса очень нервничал перед игрой со сборной Германией, ведь они обыграли США 4-1 в Инсбруке, лишив надежд на бронзовые медали. Они не имели таланта, чтобы конкурировать с американцами, у них не было креатива, как у шведов, чехов или финнов, но они всё равно были опасны, просто потому что играли в хоккей.
После первого периода Германия уверенно вела 2-0 против после первого периода, забив оба гола из-за синей линии. Вероятность забить первую шайбу была 1 из 1000, но Хорст-Петер Крешмер, находясь на расстоянии 70 футов до ворот, бросил и застал Крейга врасплох. Вторая шайба была заброшена с расстояния в 50 футов Удо Кисслингом. Крейг был просто потерян.
Во втором периоде американцы усилили игру, но шайба упорно не шла в ворота до тех пор, пока Нил Бротен не забил за полторы минуты до конца периода. Роб МакКлэнахан и Фил Верчота установили конечный счет 4-2.
Несмотря на то, что американцы выиграли, им это не сильно помогло в турнирной таблице. По иронии судьбы, американцы пытались избежать игры с СССР, но судьба США зависела от Швеции и первое место гарантировало не попадание на СССР. Американцы очень хотели занять первое место, чтобы гарантировать игру с Финляндией, а затем игру с СССР за золотую медаль. США надеялась на то, что чехи победят шведов, но.. Шведы выиграли чехов и теперь, чтобы занять первое место, США надо выигрывать с разницей в 7 шайб, но получилось только две. Как говорится, от судьбы не уйдешь - впереди была игра со сборной СССР.
Игроки советской сборной не были богами хоккея, но уже тогда стали легендами. Борис Михайлов, Владислав Третьяк, Александр Мальцев, Владимир Петров, Василий Васильев, и Валерий Харламов были все членами советской сборной, которая играла против звезд НХЛ в 1972 Суперсерии. За океаном думали, что сборная звезд будет уничтожать советскую сборную в каждом матче. Однако реальность несколько иной – решающая шайба Пола Хендерсона за 34 секунд до конца последней восьмой игры, которая принесла победу сборной звезд с 4 победами, 3 поражениями и одной ничьей.
Как и ожидалось, олимпийская сборная СССР начала активную и быструю игру, но американцы быстро под неё подстроились. К тому же вратарь Крейг поймал кураж, который так и не повторился после Олимпиады. Сборная США набиралась уверенности в первом периоде даже тогда, когда ничего не получалось в атаке.
"Когда понимаешь, что слабее соперника, то ты стараешься играть с ним на равных. Только тогда ты имеешь шанс выиграть," - Марк Джонсон.
Шайба Эрузионе в сознании американцев записалась как самый важный момент в истории спорта США. Но давайте будем откровенны, именно Марк Джонсон был лучшим в матче против СССР, да и в турнире в целом.
Джонсону на тот момент исполнилось двадцать два года, но он у него было понимание игры такое же, как у многих звезд советской сборной. Он обладал чувством динамики, которого не было у партнеров. Как сын легендарного американского тренера Боба Джонсона, он впитывал каждую идею, информацию, которая была доступна в хоккейной школе его отца, который тренировал национальную сборную в 1975 году.
Джонсон-старший руководил сборной США и в 1976 году. И в предолимпийский турнир нужен был игрок. На свой страх и риск отец взял своего сына в ростер сборной США. Однако брать Марка на олимпийский турнир Боб Джонсон не решился. Все бы считали, Джонсон-младший оказался в сборной только потому, что его отец был тренером.
Но вот попадание Джонсона в олимпийскую команду 1980 года было под вопросом. Херб Брукс и Боб Джонсон были заклятыми врагами. Они не могли ничего сказать что-нибудь хорошего друг о друге.
Марк Джонсон сообщил тренеру, что чувствует себя не комфортно в команде, так как считал, что Херб может отчислить из команды. Однако желание Брукса выиграть на Олимпиаде было намного больше, чем продолжающаяся вражда, и перед турниром в норвежском Осло, Брукс сказал Джонсону, что рассчитывает на него и его лидерские качества.
Марк Джонсон ждал своего звездного момента. У него было несколько заброшенных шайб, в том числе и две против СССР. Он не боялся советских игроков. Каждое воскресенье он играл против них. Ему доводилось много раз играть против Михайлова, хотя его отец не был так талантлив, как советский игрок.
Итак, 2-1 и несколько секунд до конца первого периода, Дэйв Кристиан бросает из-за синей линии. Владислав Третьяк всегда хорошо контролировал отскок шайб, но именно в том моменте она неудачно отскочила к Джонсону, который к тому моменту успел опередить двух защитников советской сборной, и поразил ворота. Главный тренер - Виктор Тихонов - был ошеломлен всем и вся. В итоге он поменял Третьяка на Мышкина.
Тренерский штаб США предполагал, что Владислав вернется, но его не было на площадке. Не многие тренеры имели смелость заменить русскую легенду после одного периода в одном из самых главных хоккейных турниров. Виктор Тихонов был необычным тренером, со своей спецификой. Даже сегодня, после смерти Тихонова есть игроки, которые ненавидели эти методы, даже для сохранения боеспособности советской сборной.
Годы спустя, когда Джонсон оказался играть в одной команде со Славой Фетисовым и Алексеем Касатоновым, он спросил Фетисов, почему Тихонов заменил Третьяка. Фетисов покачал головой и сказал всего два слова, - "Тренер сумасшедший."
Владимир Мышкин – достойная замена первому номеру, ведь в прошлом году он не позволил ни разу забить звездам НХЛ (тот матч закончился со счетом 6-0). И всё-таки, Третьяк оказывал психологический эффект на американцев, даже тогда, когда ему забили две шайбы.
В третьем периоде американцы почувствовали, что могут обыграть СССР. Джонсон сравнял счет на 8 минуте 39 секунде третьего периода. Херб Брукс играл короткими сменами и всеми 4 звеньями, чтобы игроки были свежими в каждой смене. Через две минуты после забитой шайбы Джонсона, Эрузионе забивает шайбу кистевым броском.
Вся Америка радовались.
Большой праздник был на льду - Джим Крейг был задавлен своими товарищами по команде, клюшки и перчатки были разбросаны повсюду. Эйфория царила течение нескольких часов, игроки были окружены фанатами, которые стояли почти впритык с автобусом команды. Когда захлопнулась дверь, один из игроков, большинство думают, что это был Нил Бротен, начал петь " God Bless America ". Другие игроки быстро к нему присоединились.
Врач сборной США, Джордж Нагобадс, уроженец Латвии, разговаривал с советскими спортсменами после Олимпиады. Большинство из них, как казалось, не очень сильно разочаровались, хотя Василий Васильев был в недоумении, как США удалось победить самую сильную команду.
"Какую еду и питьё вы давали игроков, чтобы в третьем периоде они не уступают нам?" - спросил Васильев, - "третий период всегда был наш. После второго периода мы выигрывали 3-2, мы уже практически праздновали победу".
Нагобадс, которые немного говорил по-русски, ответил: "Это называется энергия молодости».
Спустя много лет можно сказать, что сборная СССР очень недооценила американцев. После разгромной победы над США в Мэдисон-Сквер-Гардене, советская сборная никогда не рассматривала возможность того, что американцы смогли показать свою самую лучшую игру в следующей встрече. Кроме того, никто не мог подумать, что Джим Крейг будет способен играть так хорошо, как Третьяк в расцвете сил.
Крейг был сложным человеком, чья привычка говорить всё что думается и не в самое неподходящее время, являлась причиной множества конфликтов. Он так же был высокомерным, и это многим не нравилось, но большинство товарищей по команде уважали его за то, что он был вратарем, и от него всегда веяло уверенностью.
"Он лучший коллежский вратарь, которого я видел, за исключением Кена Драйдена, - сказал Паркер, главный тренер бостонского университета, - Дэйв Петерсон (олимпийский тренер) говорил мне, что Крейг был совершенным технически." Паркер также вспомнил, что когда наблюдал за Крейгом на тренировке, ему казалось, что он играет так хорошо, что "сетка исчезает за ним".
"Когда вы хорошо играете, и вы это осознаете, то это самое лучшее чувство в мире,-сказал Паркер, - И Джимми Крейг это знал." И Херб Брукс знал, на что нажимать, чтобы Крейга становился лучше. Перед Олимпиадой, Брукс сказал Крейгу, что он сделал ошибку, ставя его во многих играх.
"Вы играете не самодостаточно, и вам стоит вернуться домой,"- сказал Брукс ему. Эти разговоры могли опустошить многих игроков, но Крейга они подпитывали, и он превращал свой гнев в энергию. Во время Олимпийских игр, Джим Крейг никогда не выглядел уставшим.
Особым был и тренер. Запасной вратарь, Стив Яначак, вспомнил конфликт, когда Брукс подставил под сомнение мужественность МакКлэнахан, который получил травму в матче со Швецией.
"Они посыпали друг друга гневными тирадами. Эта сцена была некрасивой."
Разгневанный МакКлэнахан вышел и сыграл так, как мог.
"Это сцена в раздевалке всё ещё жива в моей памяти", - сказал Яначак более чем десять лет спустя.
Однако нападение Брукса на МакКлэнахана имело мало общего с самим МакКлэнаханом. Херб пытался объединить свою команду против самого себя. Этой техникой он пользовался много раз для того, чтобы его команда собралась и смогла преодолеть все препятствия. Игроки вели тетрадь, в которую записывали, так называемые, Бруксизмы. В тот вечер он сказал один из них:
"Джентльмены! У вас недостаточно таланта, чтобы выигрывать на одном таланте."
Перед игрой против СССР, Брукс достал свою записную книжку, в которой был заранее подготовленный текст:
Особой тройкой была «Conehead», состоящая из Марка Павелича, Джона Харрингтона и Базза Шнайдера, названная в честь инопланетных героев «Saturday Night Live». Все три игрока были из Миннесоты, каждый играл в такой стиль, который практически невозможно было скопировать.
"Эта была единственная тройка, которая не менялась потому, что с ними никто не мог играть, - рассказывает Эрузионе, - Мне довелось играть с ними, но скажу честно – я понятия не имел что делал и где находился."
Брукс любил использовать эту тройку, когда нужна была креативность в атаке или силовая игра в обороне. Их игра выглядела простой, но это впечатление было обманчиво.
Крейг Патрик много лет спустя сказал, что Базз Шнайдер самый незамеченный герой «Чуда». В свои двадцать пять лет, он был самым старым игроком в команде и который выступил уже на пяти различных турнирах за США. Он был важной составляющей сборной 1980 года, примерно таким же как и Эрузионе. А ведь этого выступления могло бы и не быть - Шнайдер думал завершать карьеру хоккеиста, когда не смог пробиться в состав Питтсбург Пингвинз.
"Я был единственным игроком, у которого не было контракта, - сказал Шнайдер. - Я был нужен команде как пушечное мясо."
Даже тогда, когда закончились Олимпийские игры 1980, празднование продолжилось. Дэйв Огрин, тогда ещё молодой директор по связям с общественностью USA Hockey, вспомнил интересный инцидент при перелете.
Одна из стюардесс заметила, что в самолете присутствует игрок сборной США. Огрин хотел остановить её, но по громкой связи было объявлено: "Дамы и господа, на борту 6С есть олимпийский чемпион по хоккею." Самолет тут же заполнился улюлюканьем и аплодисментами.
"Мне не хотелось объяснять всем, что я не был игроком, да и пассажиры хотели, чтобы я был членом той сборной, сказал Огрин, - Они очень хотели быть той маленькой частью «Чуда», которое произошло в Лейк-Плэсиде."
Но при этом надо было придумать, кем он мог быть. Ответ быстро пришел в голову – Стив Яначак, игрок который не сыграл ни одной минуты на Олимпийских играх. Было определенно ясно, что мало кто помнит Яначака, и в итоге Огрин подписал салфетки от его имени, которые были переданы ему. Годы спустя, Огрин столкнулся с Яначаком на обеде и признался в своем «злодеянии".
"Значит там шестнадцать салфеток с моим автографом," - отшутился Яначак.
Один из любимых моментов Эрузионе произошел несколько лет спустя после победы в 1980 году, во время торжественного вбрасывания шайбы между командами Хартфорд Уэйлерз и Квебек Нордикс.
"Майк, вы нас обманули в Лейк-Плэсиде," - сказал словацкий форвард Петр Штястны.
"Ты абсолютно прав. Мы были лучше, чем кто-либо думал," – ответил Эрузионе.
Но почему Америка полюбила своих героев?
Золотая медаль в 1960 году была добыта так же драматична и эмоциональна как и в 1980 году, но за 20 лет мир кардинально изменился - Кеннеди и Хрущев играли с ценами на курицу, кубинский кризис, гонка вооружений. СССР стала синонимом зла в западном мире. Победа США в 1980 году стала символом правильности американского общества. Стоить отметить, что сама СССР помогла создать негативный имидж. После фиаско в Скво-Вэлли в 1960 году, советских спортсменов закрыли от общественности и как следствие, для американцев российские спортсмены потеряли свою человечность. Они представлялись людьми Дарта Вейдера, беспощадными игроками империи зла.
Но американцы не знали и не хотели знать, что советские спортсмены тоже были людьми, которые боролись, плакали и сражались за советскую систему так же, как и американские за свою.
В 1980 году в американском обществе витал дух потерянности - Аятолла Хомейни держал американских пленных, СССР вторглись в Афганистан, в США инфляция, безработица и экономическую неопределенность. Тогда многим казалось, что Америка потеряла лидерство на мировой арене. И ей очень нужно было маленькое «Чудо».
И оно случилось.
Поэтому американцы помнят и любят свою сборную, которая выиграла золото на Олимпиаде в Лейк-Плэйсиде.
В ночь перед матчем в команду пришли кажись Кобзон с Винокуром
И просто не было сил у ребят после бухалово
Все это от самодовольства и гонора сами себя возведенных "наилучших технарей в мире".
ответ будет? )))