«Знарок хотел поругаться с Лаймой Вайкуле из-за того, что она нас засудила». Как делать хоккей популярнее, не занимаясь им
EST.1947 поговорил с продюсером сериала «Молодежка» и одним из создателей московской диаспоры болельщиков «Трактора» Дмитрием Табарчуком.
Отец, украденные валенки, Алжир
- Расскажи, как началось твое знакомство с хоккеем?
– Первые воспоминания – это начало 80-х, игра во дворе. Мы жили на Комсомольском проспекте в Челябинске, каждую зиму в соседнем микрорайоне заливали лед в коробке. И вот однажды, пока я катался, у меня украли валенки. Пришлось домой идти прямо в коньках. Полчаса по морозу.
- Когда ты впервые попал на игру «Трактора»?
– Свой самый первый матч сейчас уже не вспомню. Мы ходили на хоккей с отцом, я был слишком маленьким. Зато помню первую игру после возвращения из Алжира, где мы прожили шесть лет, – «Трактор» играл с ЦСКА. Это был 1989 год – мне было 15 лет, и именно тогда я начал ходить на хоккей уже осознанно.
- Твой отец – известный спортивный врач. Это повлияло на твой интерес к спорту?
– Конечно. Вначале я занимался гимнастикой, затем – дзюдо в школе «Динамо», расположенной в парке имени Гагарина. Когда мы жили в Алжире, я серьезно увлекся футболом. А когда вернулись в Челябинск, в первый же день меня «тепло» приняли в родной школе, и папа сказал – надо записываться в бокс. Так я занимался боксом и еще играл в футбол – это осталось с Алжира, там я играл постоянно.
- В Алжире твой отец работал с футбольной сборной этой страны?
– Сначала папа работал преподавателем в алжирской олимпийской академии в столице страны, а потом ему предложили должность главного врача сборной Алжира по футболу. Так мы остались там еще на несколько лет.
- Интересно жить в Африке?
– Это были шесть лет за рубежом – в африканской, но очень европеизированной стране. Они оставили очень яркие воспоминания, серьезно повлияли на мое мировоззрение. Там я общался с большим количеством людей из разных стран мира, столкнулся с разными культурами. Я вернулся сюда более открытым. Плюс я стал фанатом футбола. А еще, например, познакомился с футбольной олимпийской сборной СССР, выигравшей золотые медали в Сеуле. За два месяца до игр 1988 года они готовились как раз в Алжире.
- В 1975 году твой отец начал сотрудничество с «Трактором».
– Тогда во многих хоккейных командах создали комплексные научные группы. Они смотрели за показателями спортсменов, оценивали их функциональное состояние. Папа работал как раз в такой бригаде. У него были хорошие отношения со многими хоккеистами и тренерами. Многих из того времени он знает по именам.
Знарок, Сетунь, диаспора
- У тебя множество знакомых в мире хоккея. Кто самый дорогой?
– Неожиданный вопрос. Не сказал бы, что есть самый близкий. Снимая сериал «Молодежка», я познакомился с Вячеславом Фетисовым. Теперь я понимаю, насколько это большой, сильный, мощный по энергетике человек. Он пользуется огромным уважением. У меня добрые отношения с Даней Алистратовым, Андреем Николишиным, Ваней Савиным, Женей Катичевым, Валерой Ничушкиным, Игорем Варицким. Первые серии «Молодежки» по моей просьбе смотрел Женя Кузнецов. Очень большой авторитет для меня – Валерий Белоусов.
А еще, на мой взгляд, у меня прекрасные отношения с Олегом Знарком – хорошим товарищем нашей семьи. Он моему отцу в советские времена даже помогал приобрести рижскую мебель, которой была обставлена наша квартира. Мы познакомились, когда я еще был школьником, а потом Олег Валерьевич часто приезжал на юрмальский фестиваль КВН поболеть за нашу команду «Уездный город». И даже грозился поругаться с Лаймой Вайкуле. Из-за того, что, по его мнению, она нас засудила. Да, и у нас было несколько шуток про Знарка.
- Шутки про Знарка? Достаточно опасное занятие.
– Тем не менее я по-прежнему в строю.
- Сейчас часто удается посмотреть хоккей вживую на стадионе?
– Раньше я ходил практически на все матчи «Трактора» в Москве. Но вот уже два года делаю это очень редко – очень тяжело выбираться. У нас плотный график мероприятий и съемок, а съемки эти к тому же очень непростые. Но на «Трактор» в Подольск, конечно, съездил.
- Какой матч «Трактора» для тебя был самым экстремальным?
– В Сетуни с «Крыльями» весной 2006-го – в том матче «Трактор» выиграл высшую лигу. Я тогда пригласил на хоккей своих знакомых из «Comedy Club» и программы «Наша Russia» – Сережу Светлакова, Таша Саркисяна, ребят из команды КВН РУДН – московские болельщики были очень удивлены. А курировавший «Трактор» вице-губернатор Андрей Косилов в очень жесткой форме разговаривал с милицией, которая никак не реагировала на хамство москвичей в отношении челябинской трибуны.
В тот же день я улетал из Москвы в Челябинск и оказался в одном самолете с нашей командой. Помню, как весело было в полете, какую невероятную встречу устроили ребятам в аэропорту.
- Как родилась идея создать в Москве сообщество болельщиков «Трактора»?
– Все получилось само собой. У меня был период, когда я очень уставал от работы и искал, где выплеснуть эмоции. И пришел на хоккей. Все совпало – моя и моих друзей искренняя любовь к «Трактору» и Челябинску. Мы начали ходить на матчи, познакомились с ребятами, которые ходили на хоккей в Москве давно. Перед глазами у нас был пример московских болельщиков «Авангарда». Потихоньку все закрутилось. А пиком жизни этой организации стали финальные матчи с «Динамо». На пятом матче серии в Лужниках нас было человек 400. Это было мощно. Глотки сорвали все.
- Финал был совсем недавно. Сегодня «Трактор» – в процессе глобальной перестройки. Твое мнение о последних событиях в клубе?
– У меня есть надежда. Она основана на том, что «Трактор» – не искусственный клуб, в Челябинске огромные традиции. Это клуб, сила которого в его истории. Что позволяет верить – «Трактор» никогда не пропадет, всегда будет жить. Но как человек, который сам занимается процессом организации, понимаю, что многое зависит от бюджета.
Вот, например, сериал «Молодежка», который снимается для СТС. Это самый дорогой сериал канала, но по сравнению с той продукцией, которая выпускается «Первым» и «Россией», у нас смешной бюджет. Поэтому нам надо было придумать вместе с режиссером схему, которая позволила бы нам в рамках определенных денег сделать качественный продукт. Коллеги признают, что нам это удалось. Так что роль режиссера-постановщика, а в хоккее – главного тренера, очень важна.
- У Николишина получится?
– Очень хочу, чтобы получилось. Отношусь к нему с большим уважением. До сих пор помню, как мы с ним познакомились. Три года назад, когда «Трактор» играл в Чехове, Стас Ярушин попросил меня подбросить одного хоккеиста в Москву. Этим хоккеистом был Андрей. Мы ехали назад полтора часа – и я получил огромное удовольствие от общения с ним. Не так часто встречаешь хоккеиста, который свободно хорошим языком говорит на абсолютно разные темы.
Николишин – это человек, который за короткий срок полюбил Челябинск. Но ему тяжело и непросто. В силу огромной ответственности. Ему словно говорят – у нас вот такой набор актеров, надо с ними сделать результат. В кино в таких случаях приглашают либо опытного режиссера, либо того, кому надо доказывать. Андрею надо доказывать.
Хирургия, КВН, «Кадетство»
- Ты много путешествуешь. Сыграл свадьбу в Киеве. Что тебе дают эти поездки? Расширяют сознание и горизонты?
– Именно. Новые места помогают взглянуть на мир под другим углом, придумать что-то новое. И что важно лично для меня – любой выезд из Москвы помогает мне переключиться. Когда я уезжаю – мне не дозвониться.
- Есть любимые места?
– Мы с женой полюбили Грузию. Это очень красивая страна с большой историей.
- По профессии ты хирург. Оперировал когда-нибудь?
– Это были достаточно простые операции в отделении травматологии первой городской больницы Челябинска.
- А потом начался КВН?
– Да, в Челябинске мы обстоятельно подошли к организации команды «Уездный город», а потом – и «ЛУНа». На это обратил внимание Александр Масляков – меня пригласили в АМИК. Там я работал исполнительным продюсером спецпроектов.
- В КВН ты добился серьезных успехов.
– Это школа быстрого реагирования, импровизации. Это громадное количество новых знакомых. Чувство команды. Со всеми ребятами, с которыми мы делали команды «Уездный город» и «ЛУНа», хорошие отношения до сих пор. Это самые близкие для меня люди. Именно к ним я могу обратиться в самые тяжелые моменты.
- Чемпионство «Уездного города» часто отмечаете?
– Встречались в 2012 году, отмечали десятилетие.
- Как ты попал в кинопроизводство?
– Мой близкий товарищ Вячеслав Муругов пригласил меня на проект «Кадетство», в СТС. И я понял, что наступил момент выбора между двумя городами. В Челябинске, в принципе, было много возможностей. В свое время Олег Слиньков даже предлагал мне перейти работать в структуру «Трактора» – это было тогда, когда мы стали чемпионами в КВН и пользовались большой популярностью…
Но поступило предложение от СТС, и я понял, что надо начинать с нуля. Первые два месяца отработал администратором. Потом была экспедиция в Тверь, стало не до шуток. Был очень напряженный момент в работе, я его прошел и постепенно оказался в кино. Это был выбор не только между городами, но и профессиями. Было понятно, что расти можно, в первую очередь, в Москве.
- Мир кино похож на мир хоккея. Такой же жесткий и даже жестокий.
– Однозначно. Да, жесткий. Спортсмены – актеры, тренеры – режиссеры. Во многих интервью мы развивали эту мысль. По сути, любой вид спорта, в котором создается команда – то же самое, что создание кинопроекта.
«Молодежка», «Вспоминая титанов», звонок из СКА
- Насколько сложнее было работать над вторым сезоном «Молодежки»?
– Сложнее с точки зрения организации и финансов. С самого начала работы мы чувствовали начинающийся кризис. Плюс нам нужно было чем-то удивлять зрителя – новыми актерами, свежими лицами и аттракционами. Так мы несколько раз снимали хоккей, используя 3D-систему – такую же, что применялась на Олимпиаде в Сочи. Использовали систему канатных тросов, которая позволяла камере летать по всей площадке. Это технически более сложная съемка, но более зрелищная.
Еще решили попробовать показать выездные матчи. В первом сезоне был один такой матч. Во втором – гораздо больше. Нужно было организовывать съемки на нескольких стадионах. А это намного сложнее и затратнее, чем на одном. Последние пять серий рассказывают о том, что команда едет на международный турнир в Москву. Их мы снимали в Лужниках. Большое количество техники, громадное количество массовки – 600 человек, 40 профессиональных хоккеистов, которые работали дублерами. Это была самая тяжелая неделя жизни в году.
- За счет чего был успешен первый сезон?
– Все очень тщательно и честно отнеслись к своей работе. Все верили во всю эту историю. Конечно, финальные рейтинги были хороши. Но стартовали мы с низких цифр. Спортивная драма – очень непростой жанр, даже для Америки. Сейчас я понимаю, разговоры о том, что хоккей очень популярен в России, – это только разговоры. В сравнении с Канадой и США, у нас хоккей вообще не популярен. Мы это на себе испытали.
При мощной рекламе – а мы позиционировали проект как сериал о хоккее – люди обязаны были прийти на первую серию. Но не пришли. И только когда мы сменили рекламную стратегию, сделав акцент на том, что это кино про отношения спортсменов в коллективе, с родителями, с девушками, – только тогда все стало налаживаться.
- О чем это кино?
– Мы очень серьезно готовились к проекту в идеологическом плане. Все тренеры, с которыми мы общались, просили нас показать в сериале основную проблему юношеского хоккея – все молодые хоккеисты считают, что они станут Овечкиными и Малкиными, а надо быть готовым к тому, что ты можешь оказаться просто Ивановым, просто играющим в хоккей, либо Сидоровым, которого вообще никуда не возьмут. А самое страшное – и это показано во втором сезоне – что ты можешь оказаться тем, кому врач в 17 лет скажет заканчивать с хоккеем из-за проблем со здоровьем. И это после 12-13 лет работы.
Так что это сериал о проблеме выбора. Причем, не только в спорте.
- Перед началом первой «Молодежки» ты пересмотрел все существующие хоккейные и спортивные фильмы. Появился любимый?
– Да, я теперь знаю все про хоккей, баскетбол и американский футбол. Лучший фильм? Мне очень понравился «Вспоминая титанов». Еще сериал «Ночные огни пятницы».
- Почему, как думаешь, клубы КХЛ так нечасто используют технические новинки в показе матчей?
– Все дело в деньгах. Люди могут включать мозги, но всегда все дело в бюджете. Можно много всего придумать, но на все идеи нужны деньги. Что сильно отличает американскую хоккейную трансляцию от нашей – совершенно другого уровня операторская работа. То есть вопрос не только в количестве камер на матче, надо еще понимать, что с ними делать. Если мы обратим внимание, в НХЛ и других североамериканских лигах передают не только схему игры, но еще и максимально часто – эмоции, крупные планы болельщиков, тренеров, игроков, слезы радости, оскалы побед и поражений.
- Сейчас почти все клубы КХЛ стараются развивать видеонаправление в своей медиаработе. Если бы тебе предложили работать в хоккее, в профессиональном клубе, ты бы согласился? Предположим, тебе звонит Роман Ротенберг и приглашает в СКА.
– Что я отвечу? Скажу, что никогда не надо говорить «никогда». В свое время мне уже предлагали – я рассказывал про «Трактор». С другой стороны – понимаю, что мне хочется чего-то добиться в том, в чем я специализируюсь – в кинопроизводстве.
Не знаю… для начала надо дождаться такого звонка.
Фото: из личного архива Дмитрия Табарчука и открытых интернет-источников
По части приятных сюрпризов, та поездка переплюнула любой мой Новый год))
Чувствуется позитивный настрой.
Но на безрыбье и рак - рыба, так что, спасибо за "Молодежку".)
Такое ощущение, что автор не смотрел КХЛ и не в курсе, что там творится, от слова вообще. Какое еще видеонаправление клубов?
Есть КХЛ-ТВ, показывающая 60-70% матчей и клубы (некоторые), пытающиеся залатать своими силами дыры за КХЛ. А это, как правило, трансляция с 1-ой камеры (в исключительных случаях с 2-х). И уже этим болельщики благодарны своим клубам.
Какая может быть речь о новых технологиях в этой ситуации? Пока что ни о каких сравнениях в этом направлении с НХЛ и речи быть не может.