Код доступа. Как, когда и почему ходят на хоккей в Челябинске
Перед стартом четвертой домашней серии «Трактора» ChelyabinskHockey.Com пытается осмыслить цифры, отражающие интерес к хоккею в Челябинске в настоящем сезоне.
В исследовании подобного рода необходимо учитывать множество деталей: внешние обстоятельства, сопутствующие матчам (например, громкие трансферы, смена главного тренера), уровень соперника, текущие результаты команды, время года, день недели, маркетинговую работу клуба, развлекательную программу во время матчей, удобство инфраструктуры (начиная с парковки) и, конечно, непростую экономическую ситуацию в стране.
Статистика
В сумме 11 домашних матчей «Трактора» в этом году посмотрели 66440 человек, в среднем – по 6040 человек за игру. Единственный в сезоне аншлаг «Трактор» собрал 13 сентября, в матче против «Йокерита». А в октябре был установлен антирекорд посещаемости – на игре против минского «Динамо» присутствовало всего 4610 зрителей.
В будни «Трактор» сыграл в Челябинске 8 матчей, которые посетили 45960 человек (в среднем по 5745 за игру, что позволило заполнять Арену в среднем на 76,6%). В выходные дни состоялось 3 матча, которые собрали 20480 зрителей (6827 человек и высокие 91,03% в среднем за игру).
Но, пожалуй, самые любопытные выводы можно сделать, если разбить данные о посещаемости на домашние серии.
Первую, с 13 по 17 сентября, в которой «Трактор» принимал «Йокерит», СКА и рижское «Динамо», посетили 18750 человек (по 6250 в среднем за игру). Вторую, с 26 сентября по 4 октября, в которой «Трактор» встретился с «Югрой», «Авангардом», «Барысом» и «Салаватом Юлаевым», – 25580 человек (по 6395 в среднем за игру). И наконец, третью, с 18 по 24 октября, когда в Челябинск приезжали «Слован», «Медвешчак», минское «Динамо» и «Атлант», 22110 человек (по 5527 в среднем за игру).
Выводы
Аншлаг на «Йокерите» объясняется достаточно просто: это был первый домашний матч сезона, челябинские болельщики давно его ждали и испытывали любопытство от того, какой стала команда с Карри Киви, первым в истории настоящим тренером-легионером, к тому же, как и «Йокерит», из Финляндии. Перед игрой, которая удачно выпала на субботу, совместно с агентством SpecialOne была проведена интересная работа по формированию нового визуального образа клуба, выпущена красочная афиша (сразу возникает вопрос, почему таких афиш не было на остальных матчах?). Для зрителей у Арены был устроен праздник открытия сезона, начавшийся за несколько часов до самого поединка. Плюс соперником черно-белых был самый интересный новичок КХЛ в истории и до Челябинска, наконец, доехал Аалтонен. То есть совпало абсолютно все!
А вот в дальнейшем было хуже. Уже следующий матч, против клуба-государства-микрокосма СКА, собрал на тысячу меньше. Да, это был понедельник. Но именно такие игры должны собирать аншлаги в любой день недели! В Челябинск приехали Вячеслав Быков, Илья Ковальчук и команда с пятью воспитанниками местного хоккея в составе. Увы, этот факт в анонсах матча, которым явно недостает креативного видео в духе «Краснодара», а также большего охвата аудитории с помощью всех возможных медийных возможностей клуба, дружественных локальных СМИ и площадок на общедоступных федеральных СМИ, не был использован никак.
Третий матч первой серии собрал предсказуемо мало зрителей, стал одним из двух в сезоне, которые вживую посмотрели меньше 5000 человек. Эти цифры были предсказуемы. Матч был последним в серии, игрался после чувствительного поражения от СКА (2:6), пришелся на середину недели, соперник был не слишком интересным (будем откровенны, Рига, на заре КХЛ смотревшаяся очень свежо, сейчас несколько приелась).
Вторая домашняя серия стала для «Трактора» пока самой посещаемой в сезоне. В первую очередь потому, что три из четырех соперников были серьезного уровня, а матчи с ними вызывали приличный ажиотаж. По понятным причинам был интересен «Авангард» (Карри Киви вновь пришлось играть против своего соотечественника, на этот раз – Раймо Сумманена). По не менее понятным причинам – «Барыс» (Андрей Назаров против «Трактора», да еще в Челябинске – это всегда очень бодрит сознание, пусть самого Назарова и не было на скамейке). И наконец, ясно, почему был интересен «Салават Юлаев», игравший в Челябинске в субботу и собравший внушительный десант своих болельщиков (от Уфы – всего пять часов на машине) – такое уральско-башкирское дерби. Это была последняя игра в серии, но она состоялась в субботу и чуть не дотянула до аншлага. Матч с «Югрой», потенциально провальный из-за особенностей календаря, в котором у черно-белых целых пять матчей с Ханты-Мансийском, а также из-за осознания болельщиками факта, что «Трактор» проводит худший старт с момента возвращения в суперлигу, вытащил день недели – пятница.
Третья домашняя серия оказалась наименее интересной для зрителей и выявила некоторые проблемы в организации матчей (скучная развлекательная программа в чаше Арены в перерывах матча с «Атлантом»). К томе же к середине октября, когда «Трактор» открывал серию поединком со «Слованом», в обществе стали более заметны негативные настроения от игры и результатов команды (шесть поражений в предшествующих семи матчах) и некоторых кадровых решений клуба, в полной мере не объясненных публично (Костицын в списке отказов). Закрыть их позитивным фоном не удалось, что также повлияло на количестве зрителей на трибунах. Как и не слишком громкие имена соперников.
В итоге 22 октября был установлен антирекорд на матче с Минском (Арена «Трактор» была заполнена лишь на 61,47%), а лучшие цифры были как раз у последнего матча в серии, даже несмотря на то, что соперником был не топ-клуб, а «Атлант». Это была первая игра при Андрее Николишине в роли главного тренера, плюс она пришлась на пятницу. 6000 зрителей в такой ситуации – хороший показатель, правда, немного удивило другое: трибуны никак не отразили факт возвращения в «Трактор» Николишина, всегда считавшегося в Челябинске своим и имеющего здесь очень серьезную репутацию.
Конечно, для того, чтобы сделать более серьезные выводы, нужно время и большее количество матчей. Тем не менее, некоторые сделать можно уже сейчас. Из приведенной выше таблицы видно, что два самых плохих по посещаемости матча пришлись на середину рабочей недели – на среду. Кроме того, это были как раз третьи матчи серий (в случае с Ригой – последний в серии, в случае с Минском – предпоследний). Что автоматически заводит их в зону риска – очевидно, что в нынешней экономической ситуации люди считают деньги и будут думать, идти ли лишний раз на хоккей, тратя до тысячи рублей за матч.
Разумеется, очень важны и серьезно влияют на посещаемость еще два фактора: цены на билеты и результаты команды. Но в случае с нынешним «Трактором», кажется, это не принципиально. Стоимость билетов вполне обычная (от 250 до 750 рублей), а команда примерно одинаково играет как дома (12 очков), так и в гостях (13 очков). Возможно, корень проблемы здесь – в области социологии. Кажется, сейчас в городе наблюдается несколько затянувшееся послевкусие после сезонов 2012 и 2013, отрезвление после громких побед команды, из-за чего процесс ее перестройки, поиска своей игры, самоидентификации, нового лица и в некотором смысле новой идеи развития воспринимается многими болезненно. Это тяжелый процесс, требующий от всех заинтересованных сторон (в том числе от зрителей) серьезного терпения. Пока его хватает не всем.
ТРАКТОР vs АТЛАНТ (2:1)
Последний на данный момент матч черно-белых в Челябинске и первый в роли главного тренера для Андрея Николишина
Фото Вячеслав Шишкоедов/Видео «Трактор»-ТВ
Во-первых,само отношение к болельщикам.К людям относятся,как к быдлу,начиная от бабулек-маразматичек, на входе и заканчивая,не менее тупой охраной..Я уж не говорю,про мусоров,которые просто мешают смотреть людям хоккей.Зачем стоять в проходе и своей бестолковкой,перегораживать обзор людям,которые отдали немалые деньги за билеты?!Почему люди,которые не курят,не могут спокойно выйти на улицу?!Что там за бредятину устроили на выходе,когда народ,по пол-периода стоит в очереди,чтобы выйти подышать?!Это же ИДИОТИЗМ,возведённый в абсолют!!!!Далее,тот денатурат,который называют на Арене пивом и который стоит 100 руб. это просто глумление над потребителем!Эта жидкость,больше похожа на мочу,чем на пиво!А этот конский ценник в буфетах Арены!это же борзота!!!С чего вы взяли,что поход на хоккей-это какое-то,гламурно-пафосное событие?!Это не ночной клуб,чтобы задирать цены на резиновые сосиски и отвратные пироги!Семья из четырех человек,вынужденна оставлять на хоккее,около 5000 руб. за один матч!!! Билеты по 500,атрибутика,программка,хот-доги,напитки,попкорн и прочее говно...Спрашивается,зачем такой сервис и такое зрелище,за ТАКИЕ ДЕНЬГИ?! Проще и гораздо приятнее на ту же сумму,сходить в любой развлекательный комплекс города и душевно отдохнуть и получить массу позитива!Как-то так...