5 мин.

Игра, а не бизнес

У хоккейных болельщиков есть три главные темы для обсуждений: 1. Почему любимая команда играет отстойно? 2. Подсчёт денег. 3. Наглядное сравнение КХЛ и НХЛ. Поскольку о серии из пяти поражений «Салавата Юлаева» мне говорить совершенно не хочется, то угадайте, о чём будет текст?

Кот и деньги

Известно, что КХЛ – это социальный проект, который (лигу в целом и клубы по отдельности) содержат корпорации, а государство Россия поощряет эти корпорации различными преференциями. Если клубы сумеют на билетах, чебуреках и календарях с замерзающими от нехватки одежды девушками «отбить» хотя бы 10-15 процентов спонсорских расходов, ими восхищаются, как родители ребёнком, который в летние каникулы не бездельничал, а зарабатывал себе на мороженое. В то же время принято считать, что заморская НХЛ – это коммерческий проект, генерирующий прибыль (то есть «отбивают» более 100 процентов расходов) с тех же билетов, хот-догов и сувениров.

Ну да, в НХЛ арены больше, билеты дороже, но 90-95 процентов разницы в доходах с продажи одних и тех же товаров и услуг? Хорошо, учтём, что в НХЛ ещё и права на телетрансляции продают, а КХЛ, наоборот, содержит телеканал за свой счёт. Хотя, будучи зрителем КХЛ-ТВ, упрекать лигу за это различие я не стану, скорее, поблагодарю.

Впрочем, на дополнительные доходы НХЛ в нашей лиге отвечают снижением своих расходов. В большинстве клубов КХЛ реальный потолок зарплат не дотягивает до пола (более 40 миллионов долларов) зарплатной ведомости клубов НХЛ. А в таких клубах, как «Витязь», или «Кузня», даже несколько этажей не дотягивает. Тем не менее, и экономия средств в КХЛ не работает. Когда у рижан спонсор задержался с переводом 10 миллионов долларов (клубный годовой бюджет), в «Динамо» перестали выплачивать зарплату. Клуб, который всем в КХЛ ставят в пример за умение работать на самоокупаемость, не самоокупился даже на столь мизерную, с точки зрения НХЛ, сумму. Напомню, что ежегодные доходы североамериканских клубов в несколько раз больше (по их словам), чем 10 миллионов. Может, они на мясе в хот-догах экономят?

Ещё вспомним об операционных и эксплуатационных расходах. Например, хоккейная арена по сути своей является гибридом светомузыки и холодильника. Этот гибрид пожирает электричество с такой скоростью, что счётчики не выдерживают и сгорают. Вот, для примера, прошлогодняя новость об «Адмирале»:

Дальневосточная энергетическая компания заявила, что на следующей неделе она может полностью прекратить поставки электроэнергии КСК "Фетисов-Арена" - домашнему стадиону хоккейного клуба "Адмирал". ДЭК заявляет, что ООО "Спортивный клуб "Полюс", которое обслуживает "Фетисов-Арену", в течение 3 месяцев не рассчитывается за потребленную электроэнергию.

Долг организации превышает 5 млн рублей.

Думаю, что в США и Канаде тарифы на ЖКХ не ниже, чем российские. Поэтому немалая доля кассовой выручки с матча должна делиться между электриками, водопроводчиками и остальными коммунальщиками.

А сейчас представьте семью в Турции на отдыхе. Отпуск заканчивается, глава стоит у окошка авиакассы и трясущимися от волнения пальцами пересчитывает мелочь. Если не хватит, кого-то из детей придётся оставить на чужбине. С помощью этой утрированной сцены я хочу перейти к транспортным расходам хоккейных команд. В полёт клубы берут не семью, а целое племя (примерно три десятка народу). И летают хоккеисты не один раз в год, а столько, что по ночам им снится, будто они превратились в альбатросов - вечных скитальцев. Кстати, сны игрокам снятся не на койках «Дома колхозника», так что плюсуем расходы на отель.

Ещё я где-то читала, что пока «переплаченные» звёзды КХЛ в пути таскают баулы с хоккейной амуницией на себе, в НХЛ завели для такой цели сервисменов. Интересно, сколько же платят этим «специально обученным» людям?

Суммируем упомянутые расходы. Добавляем не упомянутые, которых ещё ой-ой сколько (например, обязательное страхование игроков в клубах НХЛ)  и… нет, что, кто-то действительно верит, что Всё Это можно «отбить» хот-догами?

То есть признайте, что НХЛ никакая не бизнес-структура, и клубы лиги не самодостаточны, на самом деле, команды содержатся корпорациями владельцами клубов, несущими на хоккее хронические убытки. Эти убытки компенсируются государством, которое выделяет собственникам клубов налоговые льготы. Ведь для США профессиональные спортивные лиги – социальный, а не коммерческий проект. То есть те же яйца, только вид сбоку.

Деньги, сэкономленные на налогах от реального бизнеса корпораций (нефтянка, железные дороги etc.), хоккейные клубы НХЛ безмятежно заносят в графу «прибыль» и гордятся своей крутизной. Клубы КХЛ отчисления спонсоров заносят в графу «отчисления спонсоров» и стыдятся своего нахлёбничества. Вот и всё различие между лигами.

Хоккей в том виде, в каком мы его любим, никогда не будет рентабельным. Слишком травмоопасна эта игра смелых, слишком многочисленны команды и (сравнительно) малочисленны зрители на маленьких стадионах. Кстати, стадионы эти слишком дороги из-за необходимости играть на искусственном льду. А расходы на защитную амуницию? Мы любим хоккей за то, что это игра смелых людей, а не деловых. И только народная любовь, а не мифическая выгода, подталкивает политиков и бизнесменов вкладывать деньги в хоккей. A НХЛ, рассказывающая о прибылях с хоккея, просто врёт, чтобы не смущать своих болельщиков и не пугать обывателей.

Не буду кривить душой, этот текст вовсе не беспристрастный анализ. Я болею за уфимский «Салават Юлаев», а, значит, и за лигу, в которой играет мой клуб. Да и вообще, КХЛ для меня ближе и роднее. Например, ежегодные эпик фейлы СКА, вызвавшие разговоры о проклятье питерской арены, проходили на моих телезрительских глазах. А о проклятье «Торонто мейпл лифс» я только читала, и оно меня волнует куда меньше.

Но я старалась сохранять объективность, а что вышло, судить уже вам.