7 мин.

«Трактор» и неприличный анекдот

В хоккейном клубе «Трактор» очередные перемены. После поражения от минского «Динамо» в отставку отправлен главный тренер Карри Киви. Уже сегодня в клубе, по нашим данным, могут объявить о назначении на его место преемника. Почти наверняка им станет Андрей Николишин, в недалеком прошлом – капитан «Трактора», а сейчас – начинающий тренер. Главный редактор slo-vo.ru выходит за рамки авторской колонки и рассуждает о происходящем.

Для начала – не совсем анекдот, причем с бородой, длиннее, чем у ребят из ZZ TOP или хоккеистов к финалу плей-офф.

 

«Планктон в офисе двигает мебель. На это смотрит уборщица, думает: "ироды, только помыла, чего творят". Спрашивает: - "Сынки, вы что, переезжаете?". - Нет, бабуля. Мы мебель по фен-шую сейчас расставим, и продажи до небес взлетят. - Я в этом здании полы ещё до революции мыла, так раньше тут публичный дом был. И вот когда у них выручка падала, они кровати не двигали, они сразу девок меняли».

 

Прошу прощения у тех, кого заденет сравнение любимой команды с офисом или тем более с борделем. Но именно этим анекдотом лучше всего можно одновременно и описать то, что сейчас происходит в «Тракторе», и дать единственно верный совет по выходу из кризиса, в который угодил клуб.

По сути, сегодняшний «Трактор» - это офис терпящей убытки компании, где все более многочисленные менеджеры и топ-менеджеры (с чем-чем, а с вводом все новых «как бы руководящих» должностей в структуру клуба в последние полгода у «Трактора» было всё в порядке) занимаются в основном перекладыванием ответственности и полномочий да расстановкой все новой мебели по фен-шую (пардон – конечно же, в соответствии со своим видением развития клуба и команды). С другой стороны, если вспомнить, что хоккей это все-таки не только спорт, но и зрелище, чья цель – получение удовольствие посетителями ледовой арены, то есть – клиентами… Ну, вы поняли, в общем.

 

Очень жаль Карри Киви. На мой взгляд, он действительно хороший тренер. Что уже вполне доказал и своей работой до «Трактора», и тем, что и как пытался сделать с челябинской командой. Уверен, у него могло бы что-то получиться.

 

Другое дело, что Киви, мягко говоря, оказался не в том месте и не в то время. И вообще – ехал в одну, как ему казалось, реальность (серьезный клуб с достижениями и приличной инфраструктурой, который столкнулся с временными проблемами, и намерен опираться на большое количество талантливой молодежи, работать с которой ему и предстоит), а попал в другую (развалины Карфагена, смена власти и менеджмента, и куча уже мало что могущих и порой не очень-то и хотящих ветеранов в составе). Это и стало единственной, по сути, ошибкой финна.

Теперь с этой авгиевоконюшенной реальностью разбираться Николишину, который как игрок был известен не только как умный и работящий центрфорвард высокого класса, но прежде всего, тем, что в качестве капитана умел держать команду «в кулаке». Батей абы кого не прозывают, знаете ли.

 

Со стороны приглашение Николишина выглядит как почти полное повторение ситуации, когда свою тренерскую карьеру начал Андрей Назаров.

 

Оба на момент назначения только закончили игровую карьеру, и не имели ровно никакого опыта тренерской работы.

Оба при этом обладают куда более серьезным интеллектом, чем принято думать о тафгаях и просто суровых мужиках (о выходках Назарова можно рассуждать все, что угодно, но на самом деле это лишь часть продуманного имиджа и стратегии поведения).

Оба в широком представлении общественности выглядят скорее «тренерами-мотиваторами», нежели гуру тактики или небожителями методик подготовки. Да и задачи, по сути, перед ними одни и те же: «подкрутить гайки», наладить элементарную дисциплину, избавиться от балласта в составе, заставить игроков отдаваться игре не на 99, а на 120, а лучше - 150 процентов, не жалея ни себя ни соперника. Между прочим, именно при Назарове-тренере и Николишине-капитане «Трактор» был одной из самых боевитых ледовых дружин в лиге, и выходил в плей-офф с таким составом, по сравнению с которым нынешний – почти Сборная мира.

У Назарова в свое время получилось. Надеемся, получится и у Николишина. Особенно если у него за спиной будет такой же специалист, как Игорь Калянин у Андрея Назарова. Вероятно, на эту роль планируют недавно поднятого в основную команду Анвара Гатиатуллина, у которого за время работы с «Белыми медведями» сложилась репутация умного, толкового, системного тренера.

Возможно, в итоге «Трактору» даже удастся спасти этот сезон, и попасть в плей-офф, что позволит кураторам и начальству отчитаться перед ещё более высоким начальством и объяснить болельщикам, что первый раунд плей-офф – это лучше чем Кубок Надежды, и значит, все уже лучше, чем при их предшественниках.

Но на этом аналогии, пожалуй, заканчиваются. К тому же проблемы у «Трактора» всё же гораздо более системные.

Ошибкой, как видится, стало тотальное копирование подходов к структуре и работе клуба, принятые в магнитогорском «Металлурге». Да, тамошний «бордель» сейчас действительно успешнее челябинского, но для этого есть две причины. Во-первых хозяин «борделя» куда как более интересуется делами в собственном заведении, поскольку вкладывает личные средства в его развитие. А во-вторых, магнитогорцы наконец-то угадали с «мадам», то бишь главным тренером. А скольких до этого перебирал, нанимал и увольнял так почитаемый теперь в руководстве «Трактора» Геннадий Величкин! Пока не нашли, наконец, признанного мэтра тренерского цеха Кинэна – семь лет маялись без достижений, при куда более серьезных финансовых возможностях, нежели у «Трактора». Та еще эффективность, знаете ли… Стоит ли с этого пример брать?

Пока же единственный в большом многоначальничестве «Трактора» действительно компетентный человек на своем месте (это, кстати, отчасти отмечал и Председатель Совета клуба, куратор команды со стороны областных властей Иван Сеничев) – это исполнительный директор клуба Денис Телих.

Вопрос с «девушками в салоне» (то есть, пардон, с хоккеистами) назрел и перезрел. К ряду «постаревших» и «гастролерок» (простите, легионеров) набралось достаточно претензий. И расценки у них немаленькие, и отдача уже не та – конечно, они всё умеют, и даже еще могут, но уже видимо, готовятся к выходу на спокойную пенсию, а потому думают исключительно о заработке. Таких (что девок, что хоккеистов) надо менять (slo-vo.ru даже подсказывало, кого именно) на молодых, свежих, задорных и азартных. И чем скорее, тем лучше. Глядишь, и у клиентов (или зрителей, как угодно) и огонька в глазах прибавится, и с деньгами они станут расставаться активнее.

Если же серьезно, то с одной стороны, «Трактор» - клуб, располагающий почти уникальной для нашего хоккея структурой. Ну а у кого еще есть в одном городе, в одной системе - вся вертикаль: одна из лучших в стране детско-юношеских школ, а также команды МХЛ, ВХЛ и КХЛ (и даже женская команда). С другой стороны, в клубе так и не выстроена четкая, системная селекционно-аналитическая работа, позволяющая проводить не судорожную комплектацию (как сейчас), а качественную селекцию.

 

Только вот эта работа начинается не с назначения на все новые должности все новых начальников (в клубе теперь есть первый вице-президент, генеральный менеджер, начальник команды, и все, судя по словам Ивана Сеничева, так или иначе отвечают за селекцию. Прямо как мебель из анекдота – двигают, новую покупают – в основном начальственные кресла), а с набора работяг-скаутов и аналитиков, расходы на которых – даже не в их жалованье, а в тратах на командировки и на гигабайты полученной информации об игроках, могущих (или не могущих) пополнить состав клуба, будь они канадцами, шведами, белорусами или юными звездочками собственной спортшколы.

 

По хорошему – на каждого условного Евгения Губарева (если кто не знает про такого – уже полгода как генменеджер «Трактора») должно быть пяток скаутов и пара-тройка аналитиков. Как в прокатном цехе меткомбината на одного начальника цеха – как минимум с десяток-другой работяг: вальцовщиков, механиков, электриков. Вот только что-то о новых скаутах или аналитиках «Трактора» пока ничего не слышно…

 

 

Источник