4 мин.

Быть или не быть?

Ровно год назад у меня состоялся разговор с молодым (относительно даже меня) человеком на тему можно ли в России стать хоккейным тренером самого высшего ранга (тренером КХЛ), не являясь при этом мастером спорта/ международным мастером спорта (помимо физ.фак, а потом ещё и ВШТ с кучами категорий), или же это недостижимая планка, а реальная высота - помощник главного тренера команды молодёжной хоккейной лиги. Он, надо сказать, верил в свои силы (и до сих пор верит), чем, собственно, смутил меня в моей позиции, что нельзя, что это нереально. Я так крепко над этим задумался, что даже подумал, а не вернуться ли мне на факультет хоккея поволжского университета физкультуры и спорта. Каша-то сварена, посолили её и сахару добавили сколько надо. Нет, остался всё же при своём мнении. Нельзя. В чистый дом с грязным пузом не пустят, это такой устой и ломать его не получится.

Год спустя и я, и он остались при своих мнениях. Он, окрылённый успехом, что в первый же год ему доверили работу с детьми, даже больше уверовал в свою исключительность. И мне от этого дико стало страшно. А что если, подумал я. Сейчас человек без "школы" ставит детей на коньки (тут - с натяжкой - ладно, поездит по тренингам, умные люди подскажут куда и как конёк ставить, упражнениями поделятся), потом, не имея элементарных игровых понятий, привьёт детям и юношам бей-беги (ну, а что может дать человек, самый высокий результат которого два года в почти дворовой команде; по сути бей-беги тоже разное бывает), а затем будет с умным видом расставлять людей в пятёрках и на фишках показывать куда им бежать, требуя с них результат. Любому человеку, который не первый день работает в какой-либо структуре, понятно, что всякое может быть, порой случается даже то, чего вообще случиться не должно. Какой-нибудь руководитель кинется на авось и такой вот человек окажется в системе.

Я думаю, что, скорее всего, таких случаев достаточно по РФ, у нас в РТ они единичные. И, думаю, это слава богу. Тут понятно, зашли глубоко в лес, из которого не выйти; зарплаты маленькие, кадров не хватает и т.д. Я это не к этому, я к тому, откуда вообще в умах появляются мысли стать тренеров профессиональной команды у далеких от реального хоккея людях? Я так про себя думал, ну, брат, если ты уж мастером не стал, так куда тебе мастеров тренировать? А уж если прям хочется с планшетом по льду покататься, то иди и тренируй любительские команды. Вот уж счастье где, а? Там и свобода действий, там и зп (неплохой вариант подработки), там и возможности применить тактические ходы.

Дети в хоккейных школах - это будущее хоккея России. Не надо их с малых лет портить, им итак хватает некомпетентных тренеров, тренеров совков, родителей, в конце концов. Ерунда? Это тот ещё бич. Пару лет назад я подглядывал (обучался, набирался опыта) за одним очень хорошим тренером, так тот после тренировок собирал родителей и в тысячный раз просил не объяснять азы хоккея своим детям на кухне. Итак, мол, льда мало, так ещё половину тренировки приходится выбивать из ребёнка знания папы, которым он поделился с тем на кухне за ужином. А на научить чему-нибудь остаётся другая половина. Это проблема, пускай локальная, но проблема. Даже в РТ, где дворцов навалом, времени всем всё равно не хватает.

Само по себе желание тренировать похвально, это всё равно, что быть учителем. Учишь чему-то, делишься знаниями. Только адекватно нужно подходить к ситуации, не брать лишнего на себя. А вообще, как я вижу тренерскую долю, тренировать (детей, мастеров) должен человек весьма разносторонний; уметь в хоккее всё, понимать игру от и до, и – это очень важно – правильно доносить свои знания и идеи. Свою любительскую команду я принял по ходу сезона. Мужики на тот момент были последними в турнирной таблице. От предыдущего наставника мне досталась банда эгоистов, коллективом не пахло. Видели бы вы их лица, когда я появился у них в раздевалке с блокнотом и планшетом. Шутки, гоготания. В моём блокноте был конспект их игр, которые я видел. Как учили: каждого разобрал, каждому поставил оценки. Они послушали, подумали, я ещё раз рассказал, что мы будем делать на тренировках, каких идей будем придерживаться в играх, и работа пошла. С капитаном подчистили ряды, оставили самых трудолюбивых и влюблённых в игру людей, заявили несколько «СА», и учились играть два раза в неделю на тренировках, отвлекаясь на игры чемпионата.  Со дна турнирной таблице мы не поднялись, но если с предыдущим наставником команда проиграла двенадцать игр из тринадцати, то во главе меня восемь из тринадцати, остальные были сведены в ничью. Результат так себе, но появились проблески в сознании игроков, наладилось взаимоотношение внутри коллектива. Это я к тому, что это очень и очень трудоёмкий процесс, и если уж до мужиков, которые смотрят матчи КХЛ, НХЛ, ведут споры на хоккейных форумах (на которых засыпают оппонентов статистическими данными), сносно катаются на коньках и владеют клюшкой, не доходят простые – элементарные – принципы игры в хоккей, то с детьми, у которых семь пятниц на неделе, результатов достигать в сто, если не в тысячу крат сложнее.     

Я прекрасно понимаю этого молодо человека, ему любыми способами хочется остаться в хоккее, в игре, которую он любит. Но важно понимать, что есть и другая жизнь, а у хоккея есть и другие проявления, пускай и не такие почетные и далеко не такие прибыльные, как в хоккее профессиональном разной структурности. Важно находится там, где ты приносишь пользу, а не пытаешься сломать то, что и без тебя работает.