6 мин.

Давайте посчитаем советских болельщиков!

Пока главный по хоккейной посещаемости The Calamity только обещает нам возобновление сериала о заполняемости ледовых дворцов КХЛ, я решил окунуться в глубины веков и замахнуться на Вильяма нашего Шекспира отечественный наш клубный хоккей, который незаслуженно пребывает в тени международных достижений «Красной машины».

О советских клубах у нас обычно вспоминают только в контексте гегемонии ЦСКА и клубных суперсерий, а дальше молчок. Скачав же обзоры матчей чемпионата СССР с «РуТреккера», мне стало ясно, что на самом деле для болельщиков там поле непаханое для копаний и потребления.

Так вот мне захотелось глянуть на то насколько хороша была посещаемость чемпионата СССР по хоккею. Тем более, что про безумную популярность «шайбы» в Стране Советов нам рассказывают со всех сторон регулярно и во всех красках.

Взял я пока только один сезон — для примера. Выбрал я его почти наобум — разве что только, чтоб лично мне было поинтересней, этот сезон с участием «Сибири». Об этом тоже, кстати, не особенно часто вспоминают, но наша команда тоже бывала в числе лучших в Союзе.

 

К делу.

↑ увеличение по нажатию кнопки мыши.

Начнём с основного: средняя посещаемость тридцатого чемпионата СССР по хоккею равнялась 5649 зрителям. Для сравнения в последнем сезоне в КХЛ было 6108 зрителей на матч. То есть численно КХЛ 12/13 немного превосходит ЧСССР 75/76.

С одной стороны, наверное, после рассказов о сказочной популярности хоккея в СССР, можно было бы ждать и большего, но с другой стороны мы прекрасно осведомлены о проблеме маленьких дворцов, которую унаследовали от тех времён и расхлёбываем до сих пор. Взять хотя бы челябинский «Трактор» — в данной таблице вы видите его домашнюю посещаемость в 3200 зрителей, а ведь игрались эти матчи там же, где начиналась КХЛ для Челябинска — в двореце спорта «Юность».

Нетрудно заметить и упирающуюся в потолок дворца посещаемость «Торпедо» из Горького, ленинградского СКА, рижского «Динамо» и новосибирской «Сибири». Потенциал здесь однозначно был выше.

Но неприятно удивил воскресенский «Химик» — о его популярности в городе я тоже уже наслышан и об якобы особом отношении к хоккею в Воскресенске, но дворец заполнялся в том сезоне всего на 70%. Вроде не так плохо, но на фоне остальных «провинциалов» даже этого мало — у СКА и то 86%, у прочих и того выше.

 

Москва.

Про Москву я сейчас специально промолчал. Москва — это особь статья.

Как только я начал в хронологическом порядке выписывать цифры посещаемости матчей, начиная с 6 сентября 1975 года, мне хотелось фыркнуть, мол, и этим вы хвалитесь как хоккейной Москвой? А в начале сезона в основном в протокалах были числа около полутора тысяч (плюс-минус некоторое количество). Даже всплыло два матча с посещаемостью в 800 человек. Сегодня бы за такое с говном съели, пардон — в «Спартака» сколько ненависти по этому поводу недавно отправили!

Но в то время в Москве для хоккея использовалось две арены: спортивный дворец ЦСКА — в нём как раз игрались матчи для восьмисот человек (как, например, матч «Крылья Советов» — «Химик» 10 сентября 1975 года); и обозначаемый в «Советском спорте» просто как «Ледовый дворец» дворец спорта в Лужниках, где как раз и мог разгуляться московский болельщик — вот именно там нередки были аншлаги в 14 тысяч человек, да и 10-12 тысяч не было редкостью.

Получается, что при желании даже ещё в советские времена можно было заметить аксиому: если маленький дворец не заполняется, то это не говорит о том, что не будет заполняться бо́льший. Вот и в Москве предпочитали заполнять большой лужниковский, а на тесный армейский плевать с высокой колокольни. Но опять же: большой дворец сам по себе — не гарантия хорошей посещаемости. В таблице матчи в дворце ЦСКА обозначены розовым, а матчи в Лужниках голубым — заметьте: матчи, например, с посещаемостью в две тысячи есть там и там.

 

Небольшие итоги.

Вот и получается, что даже без всякого маркетинга и целенаправленной раскрутки советский чемпионат имел почти столько же, сколько имеет сейчас КХЛ, и это при наличии такой кучи сараев. Так что популярностью хоккей таки пользовался в нашей стране во времена «застоя».

 

Ещё талички.

Чтобы было наглядней возьмём таблицу чисто со средней домашней посещаемостью по клубам.

Обратите внимание, что самым посещаемым клубом чемпионата был «Спартак», а не кто-нибудь ещё, да и с хорошим таким отрывом. Хотя «Спартак» в том сезоне стал чемпоном — может и это могло повлиять (по идее это надо проверять с помощью сравнения с другими сезонами).

Как видно, у московских клубов дела определённо лучше, чем в теперешние времена. И только у «Крыльев» из москвичей средняя посещаемость ниже средней по чемпионату (колока «Чемп.» — это насколько больше/меньше число средней посещаемости чемпионата).

Провинция со своими сарайчиками как якорь — тянут всё вниз. Как у нас в Новосибирске додумались по тем временам построить дворец на восемь тысяч, я до сих пор поражаюсь — реально из ряда вон. Получается, что «Сибирь» единственная смогла как-то вклиниться в ряд московских клубов.

Но у «Сибири» есть один существенный минус: хоть она и подтягивает среднюю посещаемость за счёт своих домашних матчей, но для неновосибирцев она откровенно неинтересна: «Сибирь» — единственная команда, на которую в Москве ни разу не собиралось на стадионе больше десяти тысяч зрителей. Совершенно естественно, что она стала худшей по гостевой посещаемости:

Аж на две тысячи ниже средней посещаемости всего сезона. Троица «Спартак», «Динамо» и ЦСКА вне конкуренции на выезде, что, собственно, более чем понятно. Тут даже комментировать нечего.

 

Регионализм.

Мало того, что в советской провинции были маленькие дворцы, так москвичи не сильно-то жаловали своим вниманием провинциалов. Заметьте: московские «дерби» в среднем собирали почти по десять тысяч человек (и это с учётом, что немало таких матчей прошло в сарайчике ЦСКА) — 9770, что почти на три тысячи больше, чем средняя посещаемость матчей в Москве! (колонка «Рег.») Матчи московских клубов с провинциальными собирают уже всего 5396 зрителей, что на полторы тысячи ниже средней посещаемости в Москве.

Вот так — прям как американцы — только своё, а остальные — неинтересная массовка. Хотя в плане борьбы за медали и уж тем более за чемпионство оно так и было.

Провинциалы в свою очередь у себя дома тоже предпочитали смотреть на москвичей — разница между матчами со своими коллегами нестоличниками и гостями из Москвы в 712 зрителей! (не забываем, что в провинции из-за хорошей заполняемости и маленьких стадионов возможности для колебаний было существенно меньше, чем в Москве)

Хоккей в СССР реально крутился вокруг Москвы. После того, как я увидел эту картину, для меня теперь даже немного удивителен тот факт, что хоккей в наше время сумел оттянуться в провинцию (хотя Москва всё стремится вернуть советский статус-кво).

 

Закругляюсь.

Но оговорюсь, что это лишь один сезон выдернутый из контекста полувековой истории первенств СССР и для более точных и глобальных выводов нужно привлекать как можно больше информации, что гораздо больше, чем представлено здесь. Но для отдельных наблюдашек и интересностей, по-моему, пока сойдёт. Может найду силы продолжить это дело.

Исследуйте советский клубный хоккей в меру своих интересов и возможностей! :)