«Атлант» - трудный путь к гармонии
Как и обещал, сегодняшний (оказавшийся внезапно юбилейным - 100-м!) пост посвящу "Атланту", который этим летом в очередной раз отметился на ниве ребрэндинга. Почему в очередной? Да потому, что из всех клубов КХЛ мытищинцы чаще всех шли на радикальные перемены в том, что касалось своих логотипов, да и концептов формы.
Если бы в "Атланте" точно также относились к клубным цветам, то, наверное, побили бы своебразный рекорд "Ванкувера" по количеству задействованных в вариантах формы расцветок, даром что самому-то подмосковному клубу только-только 5 лет исполнилось.. Хотя, точнее не клубу исполнилось, а названию. Окончательный развод с старой историей "Химика" в свое время привел к тому, что мытищинцам стали искать новое название. Обошлось тогда, к слову, без новомодных ныне "демократических" процедур, хотя в объявлении о переименовании и присутствовали ссылки на "опросы болельщиков".
Прямая речь: Над выбором названия работали маркетологи. Проводили мы и опрос среди болельщиков. В итоге новое название одобрило и руководство Московской области. Цвета команды остаются прежними – желто-синими, а эмблема, естественно, будет новая… (Леонид Вайсфельд, на тот момент - генеральный менеджер "Химика")
Эмблема и в самом деле появилась новая, но не будем забегать вперед. Тогда, в 2008-м (помните, что это год основания КХЛ?) название "Атлант" казалось одним из признаков грядущей "новой жизни" для нашего хоккея - яркой, оригинальной и стильной. Что ж, за прошедшие годы мытищинцы доказали, что по части стиля они и в самом деле одни из первых в лиге, их форма всегда называлась в числе лучших, несмотря на постоянные изменения в логотипах. Вот наглядное пособие от Андрея Горбунова:
Ну а недавно команда произвела очередной ребрэндинг, представив сразу несколько принципиально новых логотипов. Главным оказался вот этот:
На форме он будет смотреться так:
После того, как я ознакомился с описательной частью, которой клуб любезно сопроводил представление нового логотипа, мне стала абсолютно ясна причина затеянной в Мытищах форменной перестройки. Ведь, казалось бы, уж кому-кому, а им это в КХЛ нужно было делать в последнюю очередь - что у нас, блеклых команд стандартной триколорной расцветки мало?
Но в "Атланте" посчитали по-другому - и вот как я думаю, почему. Судите сами - ни один из прошлых вариантов лого и формы не позволял наглядно-ассоциативно связать их в единое целое с названием клуба. Ни один! При том, что "Атлант" - это название всё же куда более конкретное, чем, скажем "Сибирь", где можно совершенно спокойно изображать на логотипе и снежинку, и снеговика, и медведя, и ещё кучу вариантов. Но - вы можете себе представить лого "Локомотива" (в нынешних реалиях, не будем вспоминать сложное в этом плане советское время) без отсылки к железнодорожной теме? А "Питтсбурга" без пингвина (про вариант с онли-леттерингом помню, но задам вопрос - а вы помните, сколько годков он продержался?) или "Сан-Хосе" без акулы? Чем конкретнее название, тем насущнее потребность гармонизировать его с логотипом и формой. Вот и другой ребрэндинг, который произошёл этим летом - магнитогорский, о котором я уже писал здесь, тоже не обошёл этого вопроса - одним из вариантов логотипа "Металлурга" был самый что ни на есть металлург.
Однако, в итоге магнитогорцы предпочли гармонизировать с формой не собственно название, а часть истории клуба, связанной с появлением талисмана команды - лисёнка. Цепочка "история -> талисман - > логотип" просто заменила стандартную "название -> логотип", однако это не помешало клубу всё-таки укрепить взаимосвязь между до этого совсем разрозненными элементами своего стиля. Бывает, конечно, и так, что такая разрозненность является намеренной и в общем-то даже нормальной. Лучшим примером этого в КХЛ является челябинский "Трактор", у которого уже долгие годы на форме отсвечивает голодный белый медведь. Нет, до поры до времени у челябинцев была полная гармония и эмблемы в виде с начала леттерингов, а потом и трактор нарисовался, но после заграничной поездки, где им приискали такой сравнительно "мультяшный" логотип, колесные монстры ушли на запасный путь.
-------->
Аналогичная ситуация сложилась и в Перми, где "Молот-Прикамье" также разместил на форме медведя вместо металлической кувалды.
Почему же вслед за новыми эмблемами не изменились названия? Ну, название - штука куда более консервативная. Если о том же старом логотипе "трактористов" всё равно никто особо не печалился, потому как стильным и красивым его было назвать сложно, то название-то уже в истории и в памяти людей. Перечеркнуть его - значит, поставить под вопрос преемственность и историческую память, что в большинстве случаев неприемлемо.
Поэтому проблема для многих клубов заключается в том, что оставшиеся с советских времен и "неизменяемые" названия не позволяют сделать яркую "говорящую" эмблему - вот клубы и вынуждены искать эту яркость на стороне. Хорошо, у кого-то можно что-то позаимствовать из истории ("Магнитка"), у кого-то - подчеркнуть национальный колорит (минский зубр, появившийся на динамовском логотипе вместо буквы "Д", бывшей в дебютном сезоне), а вот кому-то приходилось заполнять "стилевой" вакуум, придумывая что-то совершенно новое (здесь и "Трактор", хоть там всё придумали за них, а самый характерный пример - появление ястреба на форме омского "Авангарда").
Возвращаясь к "Атланту", замечу, что его новое название, хоть внешне и не казалось советским (а если забыть о присутствии этого названия в номенклатуре холодильников, то для хоккея таким и вправду не было), но тем не менее, страдало той же бедой. Как сделать "говорящую" эмблему? Атлант-то у нас кто? Ах да, легендарный титан, поддерживающий небесный свод, как любезно подсказывает древнегреческая мифология.
Но если переводить на язык рисунка - полуголый (а то и голый) мужик с какой-то огромной хреновиной. Вот, например, и воображаемый концепт.
Как-то вообще не вдохновляет, да? В общем-то даже когда я писал комментарий вот к этому посту Миши Антипина про теперь уже какой-то из прошлых ребрэндингов "Атланта", где предлагал им "сделать форму с титаном", то не имел в виду такую буквальную передачу.
Вообще, в этой связи можно понять, почему в "Атланте" сначала ухватились за алабая - лого получилось ярким изапоминающимся, особенно на второй сезон, но гармонии всё никак не получалось. Да и зачастую собачью морду, которая хоть и чётко ассоциировалась с мытищинцами в КХЛ, путали с медвежьей, тем более, что она в самом деле чем-то смахивала на таковую с формы берлинского "Айсбэрена" (вот, кстати, у кого с этой гармонией никаких проблем). Леттеринг и альтернативная наплечная эмблема, соединявшая в себе букву "А" ("Атлант") и элементы с герба Московской области (а мытищинцы тогда как раз стали "областным" клубом) как раз и были призваны приблизить торжество гармонии.
Правда, получилось всё равно не очень, особенно с эмблемкой - и цвета выбивались из клубной гаммы, и копьё на копьё никак не походило (я, по правде говоря, в начале подумал, что это мастерок каменщика).
И вот, наконец, в "Атланте" решили разрубить гордиев узел проблем и сделать-таки "говорящую" форму. В поисках гармонии клуб обратился к заграничным дизайнерам и в результате обновил весь фирменный стиль и все логотипы (к слову, теперь "инородные" цвета удалены даже из наплечных лого - плюс!). Причём, про привязку к названию клуб счёл необходимым разъяснить сразу:
Концепция: «Атлант – игрок Будущего». Если атланты – жители мифической Атлантиды – это высокоразвитые люди, обладавшие уникальными способностями, то игроки хоккейного клуба «Атлант» - это «сверх»-хоккеисты; игроки Будущего.
Отличный финт! В самом деле, ведь Атлант может быть не только титаном, которого когда-то "разводил" на яблоки Гесперид другой персонаж древнегреческих мифов - Геракл, но и жителем не менее мифической Атлантиды!
А это значит, что название обретает должную "ширину" и позволяет такую концепцию принять - никто ведь не знает, как на самом деле эти атланты выглядели и были ли вообще. И уж тем более - играли ли в "хоккей будущего" :) Да и в общем-то, титаны, к которым принадлежал мифический Атлант, тоже были кем-то вроде "сверхлюдей" (ну, кто бы ещё удержал на плечах небесный свод?). А уж сверхлюдей-то ныне ого-го сколько, здесь целая индустрия сложилась - Спайдермен, Айронмэн, Супермен, Робокоп и далее по списку. Нынешний же логотип "Атланта" чем-то похож одновременно на солдата-клона из "Звёздных войн" и трансформера Шестизарядника из мультсериала The Headmasters.
Так что, как ни крути, а нынешний вариант логотипа куда ближе к гармонии с названием, чем прошлые, пусть и по-прежнему без прямой ассоциативности. Ну да я уж упоминал, что с "прямой ассоциацией" клубу не очень повезло... Надо сказать, кстати, что пресловутый полуголый мужик, пусть и с клюшкой вместо хреновины, изображение которого в неправильном свете может в нынешней российской ситуации с гей-пропагандой вообще оказаться "не в тренде", всё-таки попадается на хоккейной форме. Вот логотип команды Trenton Titans из ECHL:
По-моему, не очень. Вот и другие клубы с таким названием предпочитают или рыцарей, или леттеринг с обыгрышем буквы Т как меча, или вообще невесть каким боком привязанную отсылку к викингам.
Но зато - обратите внимание, с помощью каких образов свою продукцию рекламирует до сих пор существующий белорусский завод "Атлант", флагман советского холодильного дела.
Тоже такие сверхлюди, да?))
Нет, многие вообще поспешили обвинить "Атлант" в плагиате (про холодильники, правда, никто не вспомнил, зато усмотрели сходство с логотипом другого североамериканского клуба - "Сиракьюз Кранч")...
...но знаете, так вообще можно далеко зайти. Сейчас практически всё на что-нибудь похоже. Ничто не ново под Луной, как говорится.
Для меня же главным итогом всей этой истории явилось то, что ещё один клуб серьёзно задумался над тем, что гармония между названием и формой - момент важный (тут и стиль, и постоянство позиционирования), и если возможно, надо попытаться, чтобы она установилась. Причём не за счёт самого простого способа её достижения - "леттеринга без ничего". В конце концов, всегда проще попробовать подобрать к названию "говорящий" логотип, чем менять название, что, как теперь кажется, "Атланту" уже не грозит.
И это хорошо.
P.S. Напоминаю, что в другом моем тутошнем блоге - "На Полюсах!" - проходит конкурс, посвященный тренерским отставкам в КХЛ. Кому интересно - вэлкам :)
Даже «Адмирал»(!) на этом фоне выглядит «примерным мальчиком», да и «Автомобилист», изменившись, не изменился — хорошо хоть хуже не стал.
Благо, хоть зараза американизированных названий КХЛ обходит стороной, а то появись у нас какие-нибудь, прости господи, «Тигры», можно было как профессор Преображенский констатировать, что «пропал дом».
ПС SandroNSK, я когда-то читал статью, где календарь КХЛ сравнивался с календарями других стран, и разные расчёты там ещё были. Если вы автор, то можете скинуть на неё ссылку, а то я найти не могу.
но вот форма, действительно, выглядит как-то несуразно. дёшево. словно тренировочная. особенно это касается выездной-белой.
свое мнение по поводу нового лого я уже озвучивала. если вкратце- то "бе")))) но с такой точки зрения, как в посте - конечно, все логично. но "бе" от этого никуда не девается)
спасибо за обзор, однозначно плюс. как и всегда, впрочем)
Видимо, свет неудачный, форма фиолетовой кажется.