Александр Жуков: Приятно смотреть, как твои ребята прибавляют
Александр Жуков: Приятно смотреть, как твои ребята прибавляют
Бывший защитник “Трактора” Александр Жуков почти всю карьеру провел в Высшей лиге. Но с хоккеем не расстался после окончания карьеры. Теперь он довольно успешно раобтает на “Сигнале”. Именно в этой школе трудятся и добиваются успеха те, кому интересен именно хоккей, а не то, какое место они в нем занимают.
Что привело вас в тренерскую профессию?
Я вообще не думал о работе в детском хоккее. В ноябре 2009-го года дядя моей жены Сергей Иванович Кокорин предложил работать в школе «Сигнал» помощником тренера. Не очень-то хотел этим заниматься. Но он меня уговорил. Меня определили к Виктору Александровичу Филичкину помощником. Год мы, конечно, отзанимались. Но команда была… Даже цензурного слова не подберу, чтобы охарактеризовать ее состояние. Кто умел кататься уходили либо в «Трактор», либо в школу Макарова. К нам пришли ребята, которых освободили из «Трактора» по различным причинам. Стали работать с тем, что есть. С тех пор в команду еще пришло несколько человек, и ушел только один. Но больше никто не уходил, потому что от нас только заканчивают.
Поначалу неохота было работать. Но Константин Викторович (Арестов, директор СДЮСШОР «Зенит-Сигнал») уговорил забрать этот год. Да и к ребятам быстро привыкаешь. Не ко всем, к некоторым. Это же кружок по интересам. Многим хоккей не особо нужен. А те, кому надо, кто старается, на них ты видишь свою работу в деле. По-большому счету вместе с ними и развиваешься. Потихоньку мы начали играть. Сначала было тяжело. Потом у ребят подтянулась дисциплина.
Расскажите подробнее, как проходило становление команды.
С самого начала наша команда оказалась в роли догоняющей. Когда я только начинал с ними заниматься, можно было по пальцам пересчитать, кто умел кататься. Получилось, что в 9 лет всю подготовку пришлось проходить заново. У меня не было опыта. Приезжал специально в школу «Трактор» смотрел, какие упражнения выполняют там ребята. По сравнению с нами это небо и земля. Надеялся, что в лучшем случае года через два что-то подобное начнем делать. Стал смотреть, как тренируется 2000-й год, 2001-й. Изобретать-то ничего не надо. И с поправкой на «ветер» стал применять в своих тренировках. Потом пришла заинтересованность, появились новые источники информации в процессе общения. Стал что-то свое добавлять. Вот и получилось, что когда все учились в пас играть, мы катались. Когда все пятерки формировали, наигрывали, мы только шайбу трогать начали. Но ребята сделали сильный скачок. Это получилось во многом потому, что ребята собрались. Они неравнодушные. Может им от природы не очень дано, но они стоят друг за друга. Ребята объединились и это очень повлияло. Тем более им есть, что доказывать.
За счет чего удалось ликвидировать пробелы в подготовке за такой короткий срок?
Когда у ребят пошел прогресс, я предложил делать предсезонные сборы со льдом. Родители меня поддержали. Мы уже три года так тренируемся. Это очень выручает. За три недели в прошлом году накатались больше, чем за два месяца. Там достаточно времени, никуда не надо спешить. Я знаю, что все будут тренироваться. Никто не проспит, не станет отмечать день рождения. Они все в строю. Благодаря этому мы подтянулись до нужного уровня и не отстаем.
Вот так и сформировалась у нас когорта. Пришли ребята, кто был не нужен в других командах, кто-то здесь накатался. Вот и получился коллектив, который может, как минимум оказать сопротивление любой команде. Самим приятно смотреть, как пацаны прибавляют.
Но сейчас мы вышли в первую группу. Если мы не укрепимся, то хоть как их тренируй, чисто физически игроков не хватит. Уровень в «группе сильнейших» выше. В две пятерки отыграть такой турнир будет очень сложно.
Как находите общий язык с детьми? Чем их заинтересовываете?
Это было большой проблемой. Особенно, учитывая наш контингент.
С ними приятно работать. Они действительно любят хоккей. С психологической точки зрения, все они разные. На кого-то стоит прикрикнуть, кого-то подбодрить. Многое зависит от того, как родители с ними дома общаются. Есть и те, кто ходит сюда по привычке. Как в кружок. Но они здесь с ребятами.
В детском хоккее команды играют в основном в две пятерки, а остальные ребята остаются не у дел? Что вы делаете, чтобы не обделить их вниманием?
Мы не скрываем, что у нас играют из трех пятерок в основном две. Кому-то меньше природой дано. Все же не будут хоккеистами. Но у нас есть очень хорошие ребята. А у них есть стимул. Кого-то из «Трактора» рановато освободили, он позднее раскрывается. Кто-то общий язык не нашел. Так что у нас есть очень хорошие ребята. Мы их заинтересовываем через общение. Тем более, они стараются, трудятся в поте лица. Так что с ними нам по пути. А с теми, кто просто головой кивает, да я тоже хочу, а на площадке не доказывает. С ними мы стараемся просто быть в хороших отношениях.
Некоторых детей знаешь лучше, чем родители
Что поразило в работе детского тренера?
Вообще в тренерской работе меня поразило взаимоотношение родителей с детьми. Есть очень хорошие примеры. С них самому интересно перенять опыт общения. А есть и иного характера. Очень поражает, когда дети, по сути, родителям не нужны. Сдали они его утром в школу, вечером забрали. Как, что у него здесь происходит, им безразлично. Некоторых детей ты больше знаешь, чем родителей. Даже знаешь их лучше, чем родители.
Приходилось ли вам срываться на детей?
Сейчас с маленькими в душ боишься зайти, чтобы разговоров не было. А неизвестно будут они мыться или нет. Или просто гурьбой постоят. Ну а насчет сорваться, бывает, конечно. Перекипаешь. В принципе, все они уже взросленькие, все понимают. Воспринимают адекватно. Все же не будут по головке гладить и в ладоши хлопать постоянно. Вообще мы стараемся общаться с ними на языке, который им понятен.
Но в хоккее детей с раннего возраста приучают к взрослой жизни…
Это палка о двух концах. С одной стороны, они оторваны от дома, часто находятся в поездках. А с другой стороны, они к жизни не приспособлены. За них все решено. Где есть, где спать, где тренироваться. Их задача в дверь автобуса попасть. Почти везде водишь их за руку. Особенно на выезде. Вообще сложнее выстраивать взаимоотношения с родителями. Есть откровенно странные родители. И их дети полностью их повторяют. Яблоко от яблони на самом деле недалеко падает.
Какие качества помимо спортивных важны для детского тренера?
Тренер в первую очередь должен быть психологом. Во-вторых он должен знать всю подноготную, все эти взаимоотношения в коллективе. Ведь это непросто, когда дети начинают взрослеть вместе, они начинают свое «я» выпячивать. За счет кого? За счет слабого. Сильные же не будут драться между собой. Найдут в команде того, кто послабее и начнут его долбить. Тренеру надо стараться отслеживать такие моменты. Стараться объединить детей. Тем более к нам сейчас на усиление подойдут ребята из школы Макарова, «Трактора». Будем решать уже другие задачи.
Как распределяете обязанности между собой?
У нас одно видение хоккея. Нас и учили в одно время, в одной школе. У нас одна стратегия. Когда Сергей Викторович только пришел, некоторые дети думал, что это второй тренер и с ним можно все. Но у нас все равноценно.
Мы играли вместе в трех командах. «Трактор», «Динамо-Энергия» и «Барыс». Здесь сама ситуация подсказывает. Одному тренеру за всем не уследить. Сергею Викторовичу легче как бывшему нападающему подсказывать ребятам нюансы игры впереди. Когда они выполняют упражнения он может другим объяснить, где какие ошибки. Я смотрю за выполнением.
Я не могу постоянно останавливать пятерку, если что-то они не так делают и опять им объяснять. Все остальные получается, будут стоять и ждать, пока объяснишь. А так получается удобнее, отозвал пятерку, а другие в это время выполняют упражнение. Было бы продуктивнее, если бы три тренера на возраст давали. Но мы понимаем, что для нас в «Сигнале» сделали прекрасные условия. Выше головы.
Чтобы расти и развиваться профессионально надо играть в первой группе
Если говорить о прошлом чемпионате, то вы рады, что выбрались из второй группы?
Конечно. С другой стороны нам все города попались хорошие. Новоуральск – чистый город. Нижний Тагил везде почти по первой группе играет. Не было таких поездок типа Когалым – «мухосранск». Не приходилось ездить по деревням типа Радужного. Просто во второй группе есть четыре команды хорошего уровня. А остальные четыре, на них нужно свою команду собирать, чтобы играла против них. Перепад сильный.
Если ставишь задачу детям, чтобы они развивались профессионально и видели себя в будущем в хоккее, то надо играть в первой группе. Мы в ходе прошлого года играли с командами первой группы, не только в рамках первенства города. Мы и Пермь обыгрывали, и Новокузнецк. Уже тогда мы понимали, что коллектив у нас боеспособный против тех, кто находился во второй половине таблицы. Непонятно выигрывали бы мы или проигрывали. Это еще большой вопрос. Если все благополучно разрешится с переходами, то мы будем ставить задачи.
Как вам удалось ровно пройти турнирную дистанцию второй группы, с тяжелыми выездами на север?
Здесь надо сказать большое спасибо родителям. За весь сезон мы только на оду игру с соперником, который занимал предпоследнее место, поехали не в оптимальном составе. На остальных матчах наши две первые пятерки были всегда в строю. Нельзя было ни болеть, ни получать травму. Хоть и звучит смешно, но так и было. Просто некем заменить.
Некоторые родители хотят видеть своего ребенка звездой уже в 9 лет
Вы стараетесь держаться с родителями на расстоянии?
А.Ж.: Нет, зачем мне с ними на расстоянии держаться? Я стараюсь держаться с ними «трезво». Не надо их избегать. Стараюсь общаться, потому что надо знать, что у них в голове. Попадаются очень тяжелые. Говорят одно, делают другое, думают вообще непонятно о чем.
Самое плохое, что родители хотят видеть своего ребенка звездой уже в 9 лет. В таком возрасте он никому еще не нужен. Более адекватные хотят видеть успехи лет в 16-17. А остальным хочется потешить свое самолюбие, что их сын лучший. А то, что они последние соки из него выжимают – по барабану. Да он через пару лет будет полностью выжат, и ему только заканчивать или вид спорта менять.
Насколько важно, чтобы родители дополнительно занимались со своими детьми?
У нас ледовая тренировка длится час и пятнадцать минут. За это время надо охватить все: технику катания, владения клюшкой, баланс. Естественно времени недостаточно. Говоришь родителям, что нужно заниматься индивидуально. Все упражнения ребята знают, у них у всех инвентарь есть. Мы не говорим о том, чтобы индивидуального тренера нанимать. Хотя бы выйти побросать, или с мячиком позаниматься, или на пробежку сходить. Просто дети такой народ, им всегда схалявить хочется. Они не понимают, что они на свое будущее сейчас работают. Даже если не станут хоккеистами, то само отношение к делу пригодится им в жизни. Это их собирает, организует, дисциплинирует и позволяет где-то сработать через не хочу, переступить через свое «я».
А у нас в 9 лет гуськом на корточках только два человека смогли пройти. Единицы плавать умели. Многие не знали, как подойти к мячу. Футбольный мяч они руками хватали. Мы больше смеялись на первых занятиях. Для девятилетнего мальчика, это серьезное упущение. Так это с кого спрос? Что им тренер плохой достался или родитель не занимался? Тренер по хоккею должен его в футбол научить играть, в баскетбол, плавать научить. У нас даже мыться не умели, зубы чистить не хотели. Есть и другие ребята, которым не приходится все это объяснять. А в нашей школе очень важна дисциплина.
На «Сигнале» лучшие условия в городе
Что можете сказать об инфраструктуре школы «Сигнал»?
Я не знаю, как так повелось, что «Сигнал» считается второсортным клубом. Хотя на «Сигнале» по городу лучшие условия, пока на «Тракторе» вторую коробку не сделали. Здесь есть свой спортзал, который не сдают в аренду. Есть три футбольных поля с искусственным покрытием. Занимайся – не хочу.
Заливочную машину поменяли, морозильные установки поменяли. Ремонт делаем в раздевалке силами родителей. Но опять же, у нас один с сошкой, семеро с ложкой. Все хотят, чтобы ребенок приходил в раздевалку, где есть и душ и место индивидуальное. Но вот есть 10 человек, пусть они сделают ремонт, а мы здесь будем жить.
Если сейчас еще усилимся игроками, то никого нам догонять уже не надо. Будем достойно выступать. Юрий Макаров пока не разродится никак насчет перехода игроков. А так все условия у нас есть, и желание у ребят тоже. Единственное нужно, чтобы новички адаптировались к команде и нашим требованиям.
К тому же мы объясняем ребятам, если они видят себя в дальнейшем профессиональными хоккеистами, то мы для них как ступенька. У нас нет взрослой команды. Но в «Сигнале» проще быть на виду. В следующем году всем будет интересно, что у нас за команда. И у ребят будет шанс засветиться.