Наш «Железный человек»
Родился 5 мая 1987 года в Магнитогорске. Воспитанник магнитогорской СДЮШОР «Металлург». В 2000 году дебютировал в команде «Металлург-87». Выступал за юниорскую сборную России, составленную из 17-летних игроков, на ряде европейских турниров. В 2004 году под общим 21-м номером был задрафтован ведущим клубом юниорской лиги Квебека «Квебек Ремпартс», за который впоследствии провел один сезон. В 2005 году вернулся в Россию, подписав контракт с ярославским «Локомотивом». 8 сентября 2005 года в домашнем поединке против столичного «Спартака» дебютировал за «железнодорожников» в чемпионате Суперлиги, а 7 октября в Воскресенске в матче против местного «Химика» на отметке 21.57 в большинстве забросил свою первую шайбу за ярославский клуб. Начиная с сезона 2005 – 2006 годов нападающий был причастен ко всем успехам «Локомотива», а именно двум серебряным медалям чемпионата России (2008, 2009) и «бронзе» чемпионата КХЛ (2011). Кроме того, в 2006 и 2007 годах в составе молодежной сборной России для игроков не старше 20 лет форвард дважды становился чемпионом мира, а в 2010 году вместе с партнерами по звену ярославской дружины Александром Галимовым и Александром Каляниным дебютировал за основную сборную страны, став победителем этапа Еврохоккейтура – Кубка Первого канала. В «Локомотиве» Геннадий Чурилов выступал в свитере под номером 21.
Талантливому форварду в буквальном смысле на роду было написано стать выдающимся спортсменом. Родители мальчика, Ирина Викторовна и Станислав Николаевич, сами в прошлом замечательные спортсмены, с детства приучали сыновей – старшего Виктора и младшего Геннадия – к занятиям спортом. Уже в раннем детстве Станислав Николаевич отвел братьев в хоккейную секцию родного «Металлурга».
В «Металлурге» Геннадий попал в руки к молодому, но очень талантливому тренеру Михаилу Юрьевичу Калашникову, сумевшему превратить свою команду, составленную из мальчишек 1987 года рождения, в сильнейшую «машину», которой не было равных во всей России. И, что особенно примечательно, маленький Гена Чурилов стал главной «звездочкой» этой дружины. В первом же финальном турнире чемпионата России одаренный мальчуган всего в 7 матчах сумел набрать умопомрачительное даже для детского хоккея количество результативных очков – 38 (!), а его команда, разумеется, выиграла золотые медали. Трижды подряд!
Впрочем, не обошлась Генина карьера без проблем. Форварда преследовали травмы. Две из них, самые серьезные, перелом ключицы и повреждение плеча, едва не оборвали Чурилову дорогу в мир большого спорта. Геннадий даже был вынужден изменить стиль своей игры с агрессивного на более консервативный, но лидером в команде все равно остался. Не случайно в 2003 году именно магнитогорцу Чурилову тренеры из юниорской сборной доверили капитанскую повязку и место в первом звене национальной дружины.
В июне 2004 года скоропостижно ушел из жизни первый учитель и главный наставник Геннадия Михаил Юрьевич Калашников. Дела у форварда тогда шли не лучшим образом: до основного состава родного «Металлурга» Гена не дотягивал, а возможности играть в других российских командах не было. И хоккеист отважился на смелый поступок: уехал в Канаду покорять юниорскую лигу Квебека в составе клуба «Квебек Ремпартс», которым он был задрафтован в том же году под общим 21-м номером.
«Мне повезло, что я уехал за океан в 16 лет, а не раньше, как другие ребята, – вспоминал впоследствии Геннадий свой переезд в Канаду. – На тот момент я играл в «Металлурге», и у нас не было договоренности на новый сезон. В других российских клубах я выступать не мог. Поэтому, получив интересное предложение из Квебека, решил провести сезон за океаном. Американский хоккей многим отличается от нашей игры: и площадками, и манерой игры, и силовой борьбой».
Но одно оставалось все же прежним – неимоверное желание форварда играть и раз за разом доказывать свою состоятельность на льду. Нельзя сказать, чтобы в «Квебеке» Геннадию удалось себя как-то ярко проявить, тем не менее ему посчастливилось играть в одной связке вместе с талантливым российским нападающим Александром Радуловым, который только начинал осваиваться в Америке. Такое соседство явно пошло на пользу обоим, однако Гена в отличие от Александра не захотел остаться за океаном. В 2005 году Чурилов вернулся в Россию, где заключил контракт с ярославским «Локомотивом».
«В 2005 году на пост главного тренера «Локомотива» пришел Юрзинов (старший), мы созванивались, и я принял решение вернуться, – вспоминал в одном из интервью форвард. – «Локомотив» стал для меня первым клубом профессионального уровня. Большое спасибо Владимиру Владимировичу за то, что он мне доверял, давая много игрового времени».
8 сентября того же года в домашнем поединке против московского «Спартака» Геннадий дебютировал за «железнодорожников» в чемпионате Суперлиги, а через месяц, 7 октября, в Воскресенске в матче против местного «Химика» на отметке 21.57 в большинстве забросил за «Локо» свою первую шайбу.
– В «Локомотив» Гена перешел перед сезоном 2005 – 2006 годов, – вспоминает спортивный директор МХК «Локо» Александр Ардашев. – Он сразу попал в команду мастеров. Он был очень одаренным хоккеистом, одним из сильнейших по своему возрасту. В жизни же – очень вежливым и порядочным человеком.
Под руководством опытных тренеров Геннадий очень быстро прогрессировал в составе своей новой команды и всего за несколько сезонов выбился в лидеры «железнодорожников», завоевав уважение и со стороны одноклубников, и со стороны преданных ярославских болельщиков.
– Гена отлично влился в команду, – рассказывает тренер Петр Воробьев. – Центральный нападающий вообще особая, основообразующая фигура в команде, к которой должны тянуться другие игроки. Он должен объединять звено, ведь к нему идут все игровые нити. К тому же он должен обладать огромной силой духа и высоким интеллектом. В Гене все это, безусловно, было. Он отлично справлялся со своими обязанностями. При этом всегда оставаясь очень жизнерадостным и открытым парнем.
Хоккей был смыслом жизни Геннадия. С таким же трепетом он, пожалуй, относился только к своим родным и возлюбленной – Марине.
– Мы познакомились с Геной в Москве в ресторане, – вспоминает девушка. – Все было достаточно обычно. Он подошел ко мне, мы разговорились, потом попросил номер моего телефона, чтобы созвониться и увидеться еще раз. Я сказала: «Если запомнишь на память, то звони» – и продиктовала номер.
Каково же было Маринино удивление, когда через несколько дней Гена перезвонил ей. Сейчас девушка уверена: это была любовь с первого взгляда.
– Мы стали созваниваться. Общались через эсэмэски. А потом Гена вновь приехал в Москву, и мы снова встретились. Гуляли по городу, разговаривали, смеялись, – продолжает свой рассказ Марина. – Гена относился ко мне с заботой и вниманием. Он дарил мне цветы, приглашал в кино. А потом я отправилась в гости к нему в Ярославль. Наши отношения становились все более теплыми и нежными, и в конце концов я окончательно перебралась жить к нему.
Ради своей любимой Геннадий был готов пойти хоть на край света, готов был отважиться на самые сумасшедшие поступки и совершить любой подвиг.
– Гена любил делать сюрпризы. Он был мастером на неожиданности, – с трепетом вспоминает Марина. – Например, гуляем по Арбату, вдруг он исчезает на несколько минут, чтобы преподнести мне какой-нибудь необычный подарок в виде матрешки. Но самым ярким и запоминающимся его поступком, разумеется, было предложение руки и сердца. Мы часто разговаривали с ним на эту тему, да и друзья интересовались, когда же мы поженимся. Но я не ожидала, что Гена сделает мне предложение в столь романтичной форме. Это произошло в Нью-Йорке. Мы гуляли в центральном парке и решили покататься на лодке. Когда мы добрались до центра озера, Гена отложил весла, встал на одно колено и попросил моей руки. На мой взгляд, так могут сделать только настоящие герои и рыцари из романов.
Гена трепетно оберегал возлюбленную и старался сделать ее жизнь яркой и неповторимой.
– За Геной я чувствовала себя как за каменной стеной, – признается девушка. – Он был очень надежным и верным. О чем еще может мечтать девушка? Мы очень тщательно продумывали сценарий нашей свадьбы. Была установлена и дата – 2 июня 2012 года. Мы собирались отпраздновать бракосочетание в Москве. На этот же период планировали свои свадьбы еще несколько ребят из команды, поэтому мы очень переживали, кто к кому сможет прийти на торжество, ведь круг общения-то у всех один.
Разумеется, семейные праздники одноклубников всегда являлись общим событием всей команды, ведь дружнее и сплоченнее коллектива, чем ярославский «Локомотив», представить очень сложно.
– Гена всегда был очень компанейским и в то же время семейным человеком. Представить их с Мариной порознь было просто невозможно, – говорит друг Геннадия Кирилл.
– У Гены было очень много друзей и знакомых. Но ближе всего в команде он был близок с Сашей Галимовым и Йозефом Вашичеком. С Сашей у них было очень интересное сочетание: с одной стороны, застенчивый молчун Гена, с другой – балагур и весельчак Сашка. А с Пепой (Вашичеком) Гена был близок по духу. Идеальные друзья – это про них. Я никогда не видела, чтобы даже после неудачных игр у ребят когда-нибудь случались ссоры или возникали разногласия. Они никогда не уставали и не надоедали друг другу. Постоянно созванивались, переписывались. Могли найти кучу тем для разговоров, часами болтали о футболе, о теннисе. Сами тоже были не прочь попинать мяч или побегать с ракетками по корту. В последнее лето, когда мы ездили с Геной отдыхать в Америку, мы заезжали погостить к Пепе и его девушке Микаэлле во Флориду. Когда мы приехали, Пепа рассказал нам, что сделал Микаэлле предложение, и очень удивился, когда узнал, что у нас уже установлена дата свадьбы и мы знаем, где будет проходить торжество. У нас то лето получилось потрясающим! Сначала мы вдвоем ездили в романтическое путешествие в Таиланд, где отпраздновали мой день рождения. Гена устроил романтический ужин при свечах прямо в океане и даже где-то раздобыл мои любимые белые розы, хотя в Таиланде их очень тяжело достать. Потом мы ездили с друзьями на несколько недель в Америку. Очень многое там успели посетить и увидеть. А еще Гена со своим другом Сергеем Коньковым решили сходить на финал NBA (Национальной баскетбольной ассоциации). Билеты были очень дорогими, и они все думали, идти им туда все-таки или нет. И тогда Гена сказал: «Да чего уж там! Один раз ведь живем!» И они пошли и не пожалели, вернулись в восторге. Но еще больше Гена радовался, когда стал крестным сына своего друга. Он был верующим человеком, поэтому с огромной ответственностью подошел к крестинам. Накануне совершения таинства мы прошли обряд причащения в храме, и батюшка благословил нас на союз. Это был очень важный день в его жизни.
Геннадий с нетерпением ждал наступления 2012 года. Ждал того дня, когда бы смог навсегда связать свою судьбу с самым любимым человеком на свете. 2012 год Геннадий связывал и с еще одной заветной мечтой. Форвард «Локомотива» верил, что в новом сезоне его команда обязательно дойдет до финала и непременно выиграет кубок Гагарина и он в окружении своих друзей сможет поднять заветный трофей вверх на вытянутых руках. В его копилке было два «серебра» и одна «бронза», завоеванная с «железнодорожниками», не доставало только «золота»…
– Гена после возвращения со сборов только и говорил, что команда очень сильно укомплектована, что она готова бороться и выигрывать, – вспоминает Марина. – Признаюсь, услышать от него такие слова было неожиданно. Он всегда был очень скромным и молчаливым, и если и рассказывал о каких-то успехах, то делал это всегда достаточно спокойно и сухо. Игры же он обсуждал только со своим папой: звонил ему после матча, и они вместе разбирали моменты, где и что получилось, а где нужно еще что-то доработать. Но на этот раз чувства переполняли его и он хотел поделиться ими. Он чувствовал, что победа близка.
Наверняка с мыслями о победе Геннадий садился и в салон того самолета, который должен был доставить его команду в Минск, где уже на следующий день хоккеисты должны были скрестить клюшки с местным «Динамо», чтобы начать борьбу за заветный кубок.
– 7 сентября все шло как обычно, – с трудом подбирает слова Марина. – Гена был очень пунктуальным человеком, поэтому с утра подгонял меня, чтобы не опоздать на тренировку. Мы, как обычно, сели в машину, и я повезла его в «Арену». Я тоже немного нервничала, и на Московском проспекте мы чуть было не попали в аварию…
Авария случилась не на земле. В небе…
помним, Гена......