9 мин.

Юра, помним!

Родился 3 апреля 1991 года в Ярославле. В 6 лет начал заниматься хоккеем в школе ярославского «Торпедо» под руководством тренера Николая Бута. Затем работал у тренеров Валерия Гаврина и Леонида Гладченко. Всю свою хоккейную карьеру связал с родным клубом и городом. Юрий неоднократно становился победителем Открытого первенства Москвы, был победителем Кубка губернатора Московской области и Кубка Риги в составе юниорской сборной России, а также двукратным бронзовым призером чемпионата России среди юниоров. В 2008 году дебютировал в составе второй команды «железнодорожников», а в 2010-м – в основном составе «Локомотива». В том же году в Санкт-Петербурге в составе команды «Запад» стал победителем первого в истории Кубка вызова Молодежной хоккейной лиги. Самым фееричным для защитника выдался сезон 2010 – 2011 годов. В этот год Юрий завоевал сразу две награды – одну на международной арене в составе молодежной сборной России, став чемпионом мира, и одну на клубном уровне в составе «железнодорожников», завоевав бронзовую медаль чемпионата Континентальной хоккейной лиги. В «Локомотиве» Юрий Урычев играл в свитере с номером 81.

Юрка появился на свет утром 3 апреля. 58-сантиметровый мальчуган сразу же привлек взоры персонала родильного отделения. Ему прочили будущее баскетболиста, но Юра предпочел хоккей. Он быстро научился ходить и уже через восемь месяцев в декабре топал по первому снегу в валенках. А в шесть лет на первоклассника Юру Урычева обратил внимание тренер хоккейной школы Николай Антонович Бут и пригласил мальчишку к себе.

– Николай Антонович в тот год проводил набор. Ходил по школам, высматривал талантливых ребят и в одной из школ ему приглянулся Юрка, – вспоминает бывший партнер Урычева по команде Петр.

Первое время мальчику не удавалось удержаться на коньках, и он все время падал. Падал, но не сдавался и вскоре уже свободно катался на равных с другими ребятами.

– Сначала он играл в нападении, – продолжает свой рассказ Петр. – Юрка был одним из лучших бомбардиров в детской команде. Но из-за большого роста ему не удавалось кататься быстро, и он начал значительно отставать от других нападающих. Поэтому в 14 лет его перевели в защиту. Юра отлично подходил под все параметры защитника: у него были большие габариты и хороший бросок. К тому же он умел грамотно выбирать позицию на площадке.

Хоккей настолько поглотил мальчика, что Юра забывал абсолютно обо всем на свете и буквально летел на каждую тренировку.

– Я не помню, чтобы Юрка пропускал занятия, только тогда, если уж очень сильно болел и с был большой температурой, – говорит Петр. – На тренировки приезжал все время первый, наверное, за час до начала. Он очень ответственно ко всему подходил. Был из категории высокоорганизованных людей. Всегда вел себя спокойно, ни с кем не конфликтовал, но в то же время на льду мог за себя постоять и не боялся применять силовые приемы против соперника. Он не был хорошим игровиком, но трудом и терпением добивался результатов.

Подходить ко всем делам ответственно Юру приучила мама, которая как зеницу ока оберегала мальчика и мечтала дать сыну все самое лучшее.

– Мама Катя вложила в Юрку всю свою душу, и он ей был очень благодарен за это. Боялся подвести ее в чем-либо. Ради нее был готов на все. Можно сказать, что у Юры было две любимые женщины – мама и игра, – рассказывает подруга хоккеиста Дарья Бобина.

– Юрка называл маму просто Катей. Они жили друг для друга. Она ему все время с работы шоколадки всякие приносила, и он со всем классом делился. Бывало, придет на урок и говорит: «Сегодня всем по шоколадке», – вспоминает учитель географии ярославской средней школы № 9 Юрий Щербаков.

– Юра был очень прилежным мальчиком. Учился он, конечно, в основном на троечки, но к занятиям всегда относился ответственно. С невыполненным домашним заданием на уроки никогда не приходил. Я ему говорила: «Смотри, Юра, как ты красиво написал», а он мне: «Так мама Катя заставила», – продолжает рассказ коллеги учитель русского языка и литературы Татьяна Марьина.

– Юрину маму можно назвать героиней, ведь она в одиночку сумела его поставить на ноги, – уверен Петр. – Катю он очень любил, уважал и даже где-то немного побаивался. Она держала Юрку в ежовых рукавицах. Он никогда не мог ее чем-то обидеть или огорчить.

– Мне хотелось, чтоб у Юрки все было, – говорит Екатерина Урычева. – А время – девяностые. Чем только не занималась! И со столов убирала, и накладные печатала. Хорошо, что у бабушки был свой огород. Она ходила на рынок торговать огурцами, чтобы Юрку одеть. Один раз муж подруги привез Юре из Германии сандалии на липучках. Он их носил, носил. Через год у него в них пальцы просто по земле волочились. Бабушка сандалии сожгла в печке, потому что он их иначе не снимал.

Летом Юрка помогал на даче. Иногда приобщал к этому делу друзей. Этой весной на пару с другом из команды Максимом Зюзякиным помог маме Кате вскопать весь огород. Для нее Юрка был не просто сыном и помощником, но и лучшим советчиком и другом.

– Сын большой, могучий. И я ему по плечо, – вспоминает Екатерина. – Он меня обнимет, и так мы могли просто гулять часами по городу. Всегда в обнимку. «Мам, пойдем тебе туфли купим! Сразу две пары!» Большой ребенок. Даже если я из-за чего-то обижусь на него, он мог на четвереньках приползти в мою комнату и рычать: «Я – лев! Я – тигр! Р-р-р!» В кроватку ко мне прыг – и спрятался. Невозможно было обижаться на него. Не было ни дня, чтоб он мне не позвонил, не спросил, как дела.

Из всех поездок Юра обязательно привозил маме подарок. Но главным счастьем для Кати были, конечно же, успехи сына. Поэтому, когда сын зимой этого года завоевал «золото» молодежного чемпионата мира, то первым делом позвонил в Ярославль. «Мама! Мы – чемпионы!» – прокричал он в трубку, и счастью матери не было предела.

Вся страна тогда, не отрываясь от экранов своих телевизоров, с нетерпением следила за успехами ребят в Америке. На Родине их встречали не просто как победителей, а как настоящих героев. А уж что творилось в сердцах самих спортсменов в тот момент, когда они подняли заветный трофей над головой, и представить-то сложно.

– Для Юрки ведь это была первая крупная награда, и какая! Сразу «золото» чемпионата мира, – гордится успехами друга Петр.

– Ребят – Юру и Даню Собченко – этот чемпионат очень изменил, – вспоминает Даша. – Они сразу стали взрослее. Эта победа далась им очень непросто. Юрка мне писал из Америки, что он очень устал, но будет бороться до конца. «Не зря же мы сюда попали», – говорил он.

Но обрушившийся успех вовсе не вскружил молодому хоккеисту голову. Наоборот, Юра стал еще более усердно трудиться, чтобы когда-нибудь поехать на Олимпийские игры и мама вновь смогла бы гордиться своим сыном.

– Мне было очень интересно посмотреть, как изменятся ребята после такого успеха, – рассказывает одноклубник и друг Юрия Александр Скрынник. – Но ни Юрка, ни Даня не поддались звездной болезни.

С золотыми наградами к Юре пришли успех и популярность. Его стали все чаще узнавать на улице, просить вместе сфотографироваться или подписать автограф.

– Юрка очень любил болельщиков и был им благодарен за поддержку. Всегда рад был дать автограф. Ему нравилось, что «ВКонтакте» к нему добавляются в друзья и пишут теплые слова, – вспоминает Даша. – Хотя в социальных сетях он не слишком-то любил просиживать время. Ему больше нравилось общаться с друзьями вживую. С ним всегда было интересно и весело. Время в компании с Юрой пролетало незаметно.

– Он был очень веселым человеком по натуре. С Юркой всегда какие-нибудь смешные истории происходили. Так, помню, с ним еще в школе был случай, когда он везде ходил, не снимая шапку, из-за того что стеснялся своих ушей. Учителя пожаловались маме Кате, и она заставила его дома спать тоже в шапке. После этого он больше так не делал, – рассказывает Петр. – Когда его вспоминаешь, то на душе становится приятно. Если встретишь, то он обязательно поинтересуется всеми твоими делами, а не будет докучать своими проблемами и заботами, как многие любят это делать. У него всегда все было хорошо, даже если на душе кошки скребли.

– Юрка был мне как брат, – признается Даша. – Он отовсюду привозил мне подарки. Из Америки привез мне кепку команды «Вашингтон Кэпиталз». А еще был забавный случай в «Арене». После одного из матчей команда кидала плюшевых мишек в зал. Юрка хотел бросить мне, но у него не получалось из-за сетки, натянутой за воротами. Поэтому взял одного медвежонка под мышку и поехал в раздевалку. После игры он подарил его мне. Я сфотографировала Юру с этим медвежонком на льду. Эта фотография стала у него любимой. Он ее себе часто на аватарку ставил в соцсетях.

– Я ему часто говорила: «Урыч, ну хватит уж гулять-то – найди себе девушку хорошую!» «Да все никак не получается», – признавался Юрка, – вспоминает подруга Юры Настя Зеленкова. – Я считаю: те, кто не верит в дружбу между мужчиной и женщиной, очень многое теряют. Я Юрке могла рассказать даже то, что никогда бы не стала обсуждать с мамой или лучшей подругой. Он любил просто ездить по городу. Заправит мне машину, и мы с ним катаемся и болтаем.

– Он любил вкусно поесть, бывало, заезжал в «Макдональдс». Мальчик-то большой – надо много есть. На технических новинках был помешан – айфонах, айпадах всяких. Последнее время любил модничать. Одежду себе красивую покупал, – вспоминает Даша. – В новом сезоне хотел прочно закрепиться в составе основной команды, поэтому все лето тренировался. Юра очень возмужал. Стал настоящим мужчиной. Он ведь по натуре был всегда жилистым и никак не мог нарастить мышечную массу. Из-за этого очень переживал. Но в этом году Юре удалось подкачаться и поднабрать вес.

Урычев не хотел отставать от других ребят и усердно работал над собой. Поэтому и полетел с командой на первую игру сезона в Минск, ведь в игре ему все равно не довелось бы поучаствовать. Еще в конце прошлого сезона он схлопотал пятиматчевую дисквалификацию, которую должен был отбывать в новом сезоне. К тому же у Урычева был сломан палец на руке, так что даже клюшку взять вряд ли бы смог. Но в самолете нашлось свободное местечко, и Юрка охотно полетел вместе с ребятами. За этот счастливый билет ему пришлось заплатить самую высокую цену…