Бывали дни весёлые…
После внезапного увольнения Быкова и Захаркина из «Салавата Юлаева» прошло уже больше года, но забыть хорошее невозможно, да и кому хочется забывать? Знаете, что мне больше всего нравилось в «Салавате» при БиЗах? Камбэки! Так было здорово не терять надежды ни при каком отставании в счёте. Конечно, не всегда получалось отыгрываться, но чувство обречённости юлаевские болельщики не испытывали никогда.
А сейчас? Начинается игра, и мы волнуемся, ой, только бы не пропустить в начале. Не то соперники уйдут в отрыв, а мы не вернёмся в игру. И смотреть в оставшееся время будет некого. Ладно, не пропустили, теперь нужно забивать. Венер Расихович крайне «оптимистичен» во всём, что касается атаки:
- Пару шайб мы как-нибудь забьём. Главное, потом не пропустить.
И мы тоскливо смотрим за этим неслаженным «как-нибудь». Ковыряем, ковыряем и… о, чудо, заковыриваем! Ну, всё, перевес у нас, теперь приступаем к главному. То есть стараемся не пропустить. «Засушить» игру и удержать счёт нам удалось от силы пару раз. Зато сколько раз соперники сравнивали счёт на последних минутах, переводя игру в овертайм!
Такие вот будни «Салавата», с начала сезона упорно отрабатывающего оборонительные схемы. Но иногда (довольно часто) соперники первыми «как-нибудь» забивают пару голов. Отставание в две шайбы отменяет вышеописанный план на игру. Наступает время плана «Б». Отмашку даёт комментатор Муратов:
- Нам нужен камбэк!
И… и ничего. Весь план «Б» можно изложить фразой «впереди хаос, сзади паника». Да и как иначе может быть у команды, ставящей во главу угла защиту? Столько времени тренироваться сидеть в окопах, а потом взять и:
- Шашки наголо! За республику, за Сафина! Ура!
Это всё равно, что пылесос использовать в качестве фена. Попытаться, конечно, можно, но толку не будет, уверяю вас. Нет, я, конечно, знаю, что оборонительные команды тоже могут отыгрываться. При Билялетдинове «Ак Барс» такие камбэки выдавал, что дух перехватывало. Но у казанцев не было секретного атакующего плана, они просто хорошо играли в большинстве, что их и выручало в трудные минуты. Кстати, процент реализации большинства у «Салавата» неуклонно растёт, что меня очень даже обнадёживает.
Впрочем, у Быкова тоже не было плана «Б» для камбэков. Вячеслав Аркадьевич всегда использовал только план «А» - план атаки. Вот как аналитик Александр Хаванов описывает тактический рисунок Быковских команд:
– Быков со своим верным помощником строил команду, заточенную под крайних нападающих... Соответственно под потенциал крайних нападающих, способных много создавать, бросать и забивать, подбирались центры, задачи которых заключались в снабжении крайних шайбами на скорости и поддержке атакующих действий все тех же крайних в средней зоне и в зоне атаки.
Кроме этого, подбор центральных нападающих основывался на их умении связать защитников с крайними, с явным уклоном в сторону нападения. Игра защитников ограничивалась конкретными задачами, в основном постоянным давлением на игрока соперника, владеющего шайбой, по всей площадке для замедления развития атак на собственные ворота и создания условий для потерь шайбы игроками противника при активной обороне.
Такая заточенность команды под атаку серьёзно перегружала защитников, от которых требовалось прессинговать соперников по всей площадке, а отняв шайбу, надо было ещё и бежать поддерживать крайних в атаке. Ошибки в обороне, пропущенные шайбы и отставание в счёте рассматривались тренерами как неизбежные жертвы, допустимые в борьбе за инициативу. Такой вот гамбит на льду. Но в хоккей играют не шахматные фигурки, а живые люди. Игровая модель, в которую камбэк встроен, как необходимое условие для победы, потребовала слишком больших эмоциональных и физических затрат. Ну, нельзя каждый матч играть, как финал в Квебеке!
Модель Билялетдинова намного экономичнее. Опять цитирую Хаванова:
- Он строит команду, основанную на надёжности обороны. Основывается эта надёжность на... определении конкретных мест на площадке (как правило, центр перед своими воротами и центр средней зоны), где необходимо создать собственное преимущество.
Хотя задачи краев на чужой половине поля при владении шайбой практически не меняются, часто окончательный выбор определяется умением крайних обеспечить дополнительную надёжность в обороне на своей половине площадки при игре без шайбы.
Выглядит, как скучноватый набор читов для защитников. Не надо бегать и «прессовать» по всему полю. достаточно контролировать конкретные места на площадке. Не нужно постоянно бежать поддерживать крайних в атаке. Наоборот, края должны возвращаться и помогать защитникам.
Но это лишь мой взгляд, взгляд болельщицы, жаждущей зрелищ. А для играющего на предельно жёстком уровне читерство выглядит намного эффективнее.
После болезненных поражений от «Трактора» и СКА чаша терпения юлаевских болельщиков переполнилась. Мы стали требовать прекратить эксперименты с оборонительными схемами, уволить Сафина и пригласить Раймо Сумманена, приверженца атакующего хоккея. Клубное руководство, как обычно, хранило высокомерное молчание, Венер Расихович выглядел каким-то обречённым. Казалось, остались считанные дни до смены главного тренера. Мнением самой команды никто не интересовался. Впрочем, хоккеистов это не остановило и они заговорили.
Виталий Прошкин:
- Мы не выполняем установку. Тренер нам объясняет, как надо играть, да мы и сами это знаем, но почему-то расслабляемся, и в наши ворота влетают шайбы. При этом сами забросить не можем. Нам говорят держать края — мы их не держим, возвращаться на свои места — не возвращаемся.
Из интервью Ивана Баранки:
- Есть ли ощущения, что в этом году «Салават Юлаев» сможет побороться за Кубок Гагарина, несмотря на то, что пока ваш клуб никак не нащупает свою игру?
- Конечно, потому что даже в тех матчах, которые мы проиграли, команда не выглядела разобранной, сильно уступающей соперникам. В некоторых моментах мы играем просто здорово, но бывают провальные отрезки. В Петербурге, например, мы минут за семь пропустили четыре шайбы. В Омске показали хороший хоккей, с «Трактором» два периода провели на «ура», но в третьем что-то сломалось — умудрились пропустить три гола в большинстве. Нужно исправляться, благо сезон только начался, и время для этого есть. Я верю, что мы можем выдать победную серию.
В общем, игроки взяли ответственность за неудачи на себя. В играх с динамовцами Москвы и Риги команда не отклонилась ни на миллиметр от игрового плана «Салавата Юлаева» на весь сезон. Вновь осторожно начали, затем заковыряли пару шайб и принялись «сушить», а соперники, соответственно, принялись… «размачивать»? У соперников получилось лучше, и опять пришлось всё решать в дополнительное время. Новой была лишь истовость, с которой хоккеисты отдавались выполнению тренерских заданий. Мы даже сделали по камбэку в матчах с москвичами и рижанами! Конечно, отставание в счёте было минимальным, и тем не менее.
Казалось, что надо льдом витала тень Сумманена и нашёптывала юлаевским игрокам:
- Вот облажаетесь и я сразу явлюсь во плоти. Надаю пенделей и всех погоню в атаку.
Хоккеисты вздрагивали, испуганно озирались и с ещё большим энтузиазмом отрабатывали в обороне.
Мыши плакали, но продолжали жрать кактус.
Складывается всё более отчётливое впечатление, что игроки «Салавата» не хотят ни смены тренера, ни возвращения к весёлым денёчкам хоккея по-бразильски. Они хотят продолжать шлифовать Большой План Сафина, заключающийся в плагиате системы Билялетдинова. Видимо, изнутри эта система для игроков привлекательнее организованного хаоса Быкова. И команду услышали.
Из интервью Юрия Пустовгарова, председателя правления ХК «Салават Юлаев»:
- Команда обновилась практически наполовину. И на пути становления «Салават Юлаев» могут преследовать неудачи. Дружина Сафина должна пройти этот путь, чтобы создать базис, на котором будут строиться будущие победы, и клуб не будет зависеть от приезжих звезд, которые хотят - играют, а хотят - не играют. Нам пора отвыкать от того, что мы будем проходить всех с тремя очками, прошли те времена. Я считаю, нам необходимо поддержать команду и тренера.
Ладно. Я могла бы поспорить с клубным руководством (например, от попадания в плей-офф нам тоже пора отвыкать?), но с командой не буду. Ведь это они выходят на лёд воплощать тренерские замыслы, и если игроки доверяют нашему ТШ, возможно, у них есть для этого основания. Остаётся только надеяться и вспоминать былые дни.