5 мин.

Безграничная КХЛ

Эта мысль крутилась у меня в голове уже давно, иногда даже уже приходилось в интернете дискутировать на эту тему, поэтому оставлю это здесь.

Эпиграф.

Сижу под стеклянным куполом, а снаружи рядом стоит фокусник. Смеётся. Буквально минуту назад он показывал трюк с колодй карт, который я уже однажды видел в исполнении попутчика в поезде Киев — Москва. Ну как же было не посмотреть ещё раз — кто не любит карточные фокусы?

Но теперь он держит в своей правой руке мой бумажник, а в левой дорогие серёжки, купленные моей девушке в подарок. И смеётся. А мне обидно, до смерти обидно, что я смог повестись на это. Но в добавок он оказался ещё и волшебником — сотворил стеклянный купол надо мной. Я стучу кулаками в стекло, пинаю его, но оно остаётся таким же крепким. Я не слышу из-за стекла смеха волшебника, но он меня раздражает, а ещё меня раздражает моё бессилие.

В конце концов я просто сажусь на пол и смотрю как он уходит, а в моей голове звучит его заливистый смех, которого я не слышал.

Позитивная часть.

В приблежающемся хоккейном сезоне идеи экспансии КХЛ в Европу начинают выглядеть уже отчасти осуществившимися: в КХЛ представлено не только постсоветское пространство в лице Латвии, Белоруссии, Украины и Казахстана, но и дальнее зарубежье — Чехия и Словакия; в МХЛ приходят не только не совсем хоккейные страны бСССР — Литва, Молдавия, но и Европа — Венгрия.

Понятно, что КХЛ реально смогла пустить корни пока только в странах бывшего СССР: Латвия и Белоруссия активно вливаются в систему КХЛ−ВХЛ−МХЛ, а не просто делегируют отдельные клубы, Украина и Казахстан несмотря на свою самостийность покидать КХЛ вряд ли захотят. На территории дальнего зарубежья КХЛ по сути находится в состоянии разведки: у меня складывается впечатление, что «Лев» в Словакии для этого и был нужен — не для пиара, не для удовлетворения имперских амбиций, не для расширения ради расширения (хотя, наверное, и не без этого) и после относительно успешного сезона Лига двинулась дальше, бросив Попрад как окопы далеко в тылу. Главный вопрос — удастся ли застолбить текущие границы, не окажутся ли они временными успехами. Укрепляет уверенность, что зарубежные клубы идут к нам сами.

В сезоне 2007−2008, последнем без КХЛ, в системе российского хоккея участвовало пять зарубежных клубов: один в Высшей лиге — «Казцинк-Торпедо», и четыре в Первой лиге — «Иртыш», «Сарыарка», «Казцинк-Торпедо-2» и «Барыс-2». Соответственно это всё Казахстан.

Страны, чьи клубы были включены в российские хоккейные лиги сезона 2007−2008

На текущий момент в системе КХЛ представлено уже 22 зарубежных клуба: 6 в КХЛ, 6 в МХЛ-А, 7 в МХЛ-Б и 3 в ВХЛ; и это уже не один Казахстан, а девять государств помимо России.

География лиг системы КХЛ−МХЛ−ВХЛ сезона 2012−2013

Результат, как говорится. на лицо. Хотя на фоне России и Казахстана все «присоединённые» европейские страны выглядят слишком маленькими.

Итог: расширение в Европу хоть и не поражает своими темпами, но идёт уверенно и неулонно — разговоры и заверения Лиги не выглядят голословными как того хотелось бы недоброжелателям.

Болезненная часть.

К чему собственно был такой графоманский в три абзаца эпиграф и позитив с картинками? Если честно, то я как житель Сибири, поддерживая евроэкспансию, боюсь последствий.

И последствий довольно конкретных — изоляции. Всё это расширение прекрасно до тех пор пока мы моем пожинать его плоды в одинаковой степени. Помните начало Континентальной лиги и принцип жребия? Он умер потому что и не предпологалось, что он будет жить как бы этого кому-то не хотелось. Географический принцип восторжествовал как и предполагалось ещё с самого начала в проектах ОРХЛ.

На данный момент мы имеем КХЛ и две конференции, четыре дивизиона в ней, растущее количество клубов, давление со стороны ФХР — следовательно сжатый календарь и, наконец, европейский взгляд на вещи в руководстве Лиги. И поэтому мне сильно кажется, что Лига постоянно жалеет о том, на Урале и в Сибири есть клубы, от которых нельзя отказаться, но отдалённость их от вожделенной Европы чуть ли не один из главных сдерживающих фаторов в расширении. Укрепляет мою уверенность проговариваемые каждый год пусть и вскольз и невзначай слова: «Ну пусть не каждый с со всеми сыграет за сезон — в НХЛ ведь тоже так, там некоторые клубы годами не встречаются». Прекрасно понятно к чему это говорится — если не отцепить Восток, то уменьшить его участие в жизни европейских зарубежных клубов, чтобы устранить географию из проблем экспансии.

Всё вроде бы не страшно, но что это будет означать для болельщика? Вот лично для меня: зависть, обиду и оскорблённость. Всем прекрасно известно, что в России международные матчи ценятся выше внутрироссийских — Лига Чемпионов это прекрасно продемонстрировала. А прелесть этого расширения будет только в том случае, когда именно мой клуб сможет играть с этими новичками в гостях и обязательно дома.

Изоляция конференций уже опробованный в нашем спорте вариант (и не только в хоккее) и всегда приходил к объединению — вариться в собственном соку никто не хочет. Достаточно вспомнить, что после ликвидации изолированных дивизионов в ВХЛ возросла посещаемость именно на клубы из соседнего дивизиона. Разнообразие! Простые стимулы, к которым относится и спорт, для человеческого мозда должны быть разнообразными иначе они перестают восприниматься в должной мере. И именно разнообразие потеряет Восток в случае «отделения», когда Запад будет кушать его полной ложкой.

А по сему резюмирую.

Главным приципом при формировании календаря в КХЛ должен оставаться несмотря на количество команд «каждый с каждым». Пусть сохранится тот дизбалланс по количеству игр (2 против 4) как в последнем сезоне, но минимум по матчу в гостях и дома со всеми. Иначе же проснётся снова тоска по уютному чемпионату России без гостей из-за рубежа ибо если не встречаться ни с «Левом»,  ни со «Слованом», ни с Минском и т.д., то такое расширение в гробу видать.

Надеюсь, что Лиге хватит ума, но я боюсь ибо предпосылки есть и для позитивной перспективы, и для негативной…