Трибуна
11 мин.

История потолка зарплат в НХЛ: долгий путь через локауты

За что мы так любим лучшую хоккейную лигу мира? Конечно же за ее динамичность и непредсказуемость! Удивительно, как всего один механизм регулирования способен так сильно изменить соревновательную атмосферу между командами, держа интригу на протяжении всего сезона. Давайте же вспомним, как потолок зарплат появился в НХЛ? 

Эра свободного рынка (до 1995 года)

До середины 1990-х годов НХЛ жила по строгим правилам: игроки были привязаны к своим клубам почти на всю карьеру, не могли выйти на рынок и послушать предложения от других команд. Зарплаты были фиксированными и контролируемыми, что создавало определенный баланс в лиге.

Поворотным моментом для всей лиги стало 1 февраля 1993 года, когда Гэри Беттмэн вступил в должность комиссара НХЛ, сменив на этом посту Гила Стейна.

К осени 1994 года в НХЛ назрели серьезные системные проблемы, которые и привели к первому в истории лиги локауту из-за правовых и трудовых разногласий.

1. Экономический дисбаланс. Лига стремительно росла (с 21 до 26 команд с 1991 по 1993 годы), однако доходы распределялись неравномерно. Клубы из крупных хоккейных рынков имели колоссальные доходы от телевизионных контрактов и продажи билетов, в то время как команды из малых городов (например, «Виннипег Джетс», «Квебек Нордикс», «Хартфорд Уэйлерс») едва сводили концы с концами.

2. ОТСУТСТВИЕ ПОТОЛКА ЗАРПЛАТ. Владельцы команд из нижней части таблицы, во главе с комиссаром НХЛ Гэри Беттмэном, настаивали на введении потолка зарплат. Они утверждали, что это единственный способ обеспечить финансовую стабильность для всех клубов и сохранить конкурентный баланс в лиге. Без потолка богатые команды могли переманивать к себе любых звезд, предлагая огромные суммы по контракту.

3. Free agents. Действующая система свободного агентства была очень ограничена в своей функции. Игроки хотели получить больше свободы и прав для перехода в другие клубы и увеличения своих доходов.

4. Истечение Коллективного договора (CBA). Действующий коллективный договор между НХЛ и Ассоциацией игроков НХЛ (NHLPA) под руководством Боба Гуденау истекал 15 сентября 1994 года. Стороны не смогли договориться о новых условиях.

Ход событий

· 1 октября 1994: объявление локаута. Это не забастовка игроков, а решение руководства лиги закрыть двери арен и приостановить деятельность до тех пор, пока не будет достигнуто новое соглашение. Таким образом, начало регулярного чемпионата 1994/95 было отложено. · Переговоры длились 103 дня. Они проходили в напряженной обстановке, с взаимными обвинениями и срывами. Владельцы и комиссар НХЛ  твердо стояли на своем требовании ввести потолок зарплат, в то время как профсоюз игроков вместе с хоккеистами категорически отвергали эту идею, видя в ней ограничение своих рыночных возможностей.

Потерянная часть сезона: из-за локаута были полностью отменены 468 матчей регулярного чемпионата. Сезон сократили до 48 игры для каждой из команд. Матчи регулярки были ограничены играми внутри конференций (команды Восточной конференции не играли с командами Западной конференции) ·

Разрешение конфликта: стороны, наконец, достигли компромисса 11 января 1995 года.

Итоги

1. Потолок зарплат НЕ БЫЛ ВВЕДЕН. Главная победа для ассоциации игроков. Однако появилась «подушка» (Luxury Tax) — если фонд зарплат клуба превышал установленный лимит, команда должна была платить налог, который затем распределялся среди более «бедных» клубов. Некий прообраз будущего жесткого потолка.

2. Новые правила для новичков. Был введен единый контракт для новичков с фиксированной зарплатой, что ограничивало их переговорную силу.

3. Институт свободного агентства. Права игроков были расширены. Срок, через который хоккеист мог стать неограниченно свободным агентом, был снижен с 4 до 3 лет (при условии, что ему исполнилось 31 год, позже этот возраст снижался).

4. Локаут частично способствовал переезду двух канадских команд в США: «Квебек Нордикс» летом 1995 года переехали в Денвер и стали «Колорадо Эвеланш», а «Виннипег Джетс» переехали в Финикс и летом 1996 года стали «Финикс Койотис».

В тот момент молодой комиссар проявил слабость и был вынужден принять множество решений, которые оказались неудобными для него самого. Он проиграл битву за локаут профсоюзу игроков практически полностью. Беттмэн тогда настаивал на необходимости сокращения зарплаты игроков лиги, введения потока зарплат и налога на роскошь для обеспечения стабильности лиги. Он призывал владельцев клубов прислушаться к здравому смыслу, но его предложения не нашли понимания. Никто не хотел, чтобы новый комиссар учил опытных участников лиги, как им управлять собственными финансами и сколько тратить денег, а игрокам решать, сколько тем зарабатывать. В результате лига пошла на значительные уступки, и договор был подписан на 10 лет, хотя изначально планировалось на 6. Хоккейные функционеры уже тогда понимали, что по истечении срока этого несбалансированного соглашения у лиги и игроков могут возникнуть серьезные разногласия и конфликты. И, действительно, так и произошло.

Крах системы и «Золотой стандарт»: локаут-нокаут 2004-05

Локаут в сезоне 2004-2005 — самый темный и переломный момент в истории лиги. Это был не просто трудовой спор, это была полномасштабная война между Гэри Бэттмэном и профсоюзом игроков, которая привела к полной отмене сезона. Единственный случай в истории главных североамериканских спортивных лиг.

Предыстория: почему дело дошло до локаута?

Зарплатный бум без контроля. После введения процедуры свободного агентства в 1995 клубы начали бешеную гонку за звездами. Контракты достигали астрономических сумм, так, например, в 1998 году Сергей Федоров подписал контракт с «Детройтом» (клуб повторил предложение «Каролины Харикейнс) на 5 лет и на общую сумму в 38 млн $ +огромные подписные бонусы (кстати, для этой сделки чемпионской организации пришлось брать кредиты)

Отсутствие финансового паритета. Богатые клубы( тот же «Детройт Ред Вингз» или «Нью-Джерси Дэвилз») не имели никаких ограничений на расходы. Владельцы этих команд вкладывали в свои хоккейные проекты столько, сколько могли себе позволить и сколько им хотелось. Для многих из них управление командой НХЛ было скорее увлекательным хобби, нежели серьезным делом. Все они были успешными бизнесменами, заработавшими свои миллионы за пределами спортивных арен. По сути, хоккейный клуб для них был своего рода игрушкой, и богатые владельцы регулярно устраивали «гонку вооружений», соревнуясь друг с другом за элитных игроков, увеличивая громадные расходы на их контракты и тратя в 3-4 раза больше «бедных» («Эдмонтон Ойлерз», «Баффало Сейбрз», «Оттава Сенаторс»). Соревновательная среда стала непомерно разбалансированой.

Гэри Бэттмэн понимал: система рушится, и нужны радикальные изменения. Ситуация достигла пика к началу 2000-х. Зарплаты составляли до 75% от доходов лиги (суммарная выручка тогда равнялась ~2 млрд $ за сезон), что является неприемлемым показателем для любого бизнеса. Многие клубы (например, «Оттава Сенаторз», «Баффало Сейбрз», «Питтсбург Пингвинз») оказались на грани банкротства. В итоге, 15 сентября 2004 года, когда лига и профсоюз не сумели договориться о подписании нового соглашения, Гэрри Беттмэн созвал пресс-конференцию на которой объявил о начале локаута

· Требование функционеров: владельцы клубов вместе с Гэри Бэттмэном настаивали на введении жесткого потолка зарплат в 42,5 млн $, привязанного к процентам от хоккейных доходов (Hockey-Related Revenue – HRR ).

· Позиция профсоюза игроков: профсоюз категорически возражал против столь радикальных мер, и Боб Гуденау (тогдашний глава профсоюзной организации) представил максимальные уступки, на которые они могли пойти:

— введение налога на роскошь.

— снижение зарплат игроков на 5%

— установление ограничений на максимальные зарплаты новичков

Однако Гуденау настаивал на том, что без отказа Беттмэна от идеи потолка зарплат договориться не удастся. Аналогичная ситуация уже возникала 10 лет назад, тогда Бэттмэн потерпел поражение. К февралю профсоюз оказался в безвыходной ситуации и предложил установить потолок зарплат на уровне 49 млн $. В этот раз комиссар не собирался идти на уступки ассоциации игроков. Условия лиги были ясны: потолок зарплат не должен превышать 42,5млн $ . Профсоюз отверг эти предложения, что привело к знаковому выступлению комиссионера лиги на пресс-конференции 16 февраля 2005 года. Там он объявил о полной отмене сезона. Профсоюз был вынужден пойти на уступки и принять условия, которые изначально казались менее выгодными.

21 июля 2005 года НХЛ и Ассоциация игроков заключили новое коллективное соглашение, которое оставалось в силе до 2012 года.

Основные положения договора включали:

•Единая формула для всех: потолок зарплат был установлен на уровне 39 млн $ с возможностью его повышения. (Ранее профсоюз отверг предложение в 42,5 млн). Также был введен пол зарплат – минимальная общая сумма контрактов команды.

•Профсоюз согласился на снижение зарплат игроков на 24%.

•Еще одним важным изменением стало упразднение ничьих в регулярном чемпионате и введение послематчевых буллитов для определения победителя.

•Лига ввела новые правила, включая отмену паса через две линии и правило отложенного офсайда. Средняя зона площадки была уменьшена, за воротами появилась трапеция, за задержку игры стали давать малые штрафы, а смена игроков при пробросе была запрещена.

Локаут-12/13: тонкая настройка

Жесткий потолок зарплат, привязанный к общим хоккейным доходам лиги сработал блестяще: финансовые показатели лиги взлетели, доходы выросли с 2.2 млрд $ в сезоне 2005-06 до рекордных 3.3 млрд $ в 2011-12 . Однако эта же система стала причиной серьезных разногласий:

1. Перераспределение доходов. Владельцы клубов, во главе с комиссаром Гэри Беттмэном, заявили, что, несмотря на рост общих доходов, многие клубы продолжали оставаться убыточными. Они требовали сокращения доли игроков в доходах лиги с 57% (действующая на тот момент норма) до 46-48%, а также изменения правил, регулирующих контракты и рынок свободных агентов.

2. Позиция профсоюза игроков. Ассоциация игроков НХЛ (NHLPA) под руководством нового исполнительного директора Дональда Фера понимала необходимость помощи слабым клубам, но не была готова согласиться на столь радикальное снижение своей доли. Они предлагали сохранить текущую систему, но за счет увеличения перераспределения денег от богатых клубов к бедным, то есть, по их мнению, решить проблему должны были сами владельцы, а не игроки.

Итоги и условия нового соглашения

Новое коллективное соглашение было рассчитано на 10 лет (с правом выхода сторон после 8-го). Оно стало компромиссом, но, как и в 1995-м, с перевесом в сторону владельцев клубов:

1. Доля игроков в доходах (HRR): Была немедленно снижена с 57% до 50%. Чтобы смягчить удар для игроков по действующим контрактам, был создан специальный переходный фонд, который выплачивал разницу. По факту, в первый год игроки получили около 56%, но в итоге вышли на стабильные 50/50.

2. Потолок и пол зарплат: Система жесткого потолка была сохранена. На сезон 2013-14 потолок был установлен на уровне 64.3 млн $, а пол – 44 млн $.

3. Максимальная длительность контрактов: ограничена 7 годами (8 лет для клуба, переподписывающего собственного игрока). Это правило было введено, чтобы остановить практику «контрактов на пенсию», которые искусственно снижали годовую нагрузку на зарплатную ведомость.

Почему сейчас потолок начал резко расти?

Резкий рост потолка зарплат, начиная с сезона 2025-26, обусловлен несколькими ключевыми факторами:

· Восстановление после пандемии: лига смогла полностью погасить долги перед игроками, накопленные в период COVID-19. Игроки теперь получают свою полную долю в 50% от хоккейных доходов (Hockey-Related Revenue), что и привело к скачку потолка.

· Рост доходов лиги: финансовые показатели НХЛ достигли рекордных уровней. Этому способствовали новые телевизионные контракты в США (с ESPN и TNT), а также ожидаемое вступление в силу новых прав на трансляции в Канаде с сезона 2026-27. Кроме того, стабильно высокими остаются доходы от продажи билетов и спонсорских сделок.

· Планирование и стабильность: лига и Ассоциация игроков НХЛ (NHLPA) договорились заранее установить конкретные цифры потолка на три сезона вперед. Это дает клубам и агентам игроков  время для обсуждения долгосрочного планирования контрактов и обменов.

На что влияет рост потолка? Значительное повышение потолка зарплат уже оказывает заметное влияние на лигу:

· Новые рекордные контракты: свежий пример – контракт Кирилла Капризова с «Миннесотой» на 8 лет и 17 млн $ в год.

· Большая гибкость для клубов: команды, особенно с крупными рынками, получают больше возможностей для удержания своих звезд и усиления составов. Например, «Флорида Пантерз» смогла сохранить чемпионское ядро, повторно подписав ключевых игроков.

· Изменение переговорного процесса: агенты игроков теперь активно используют прогнозы будущего роста потолка, чтобы обосновать требования к более высоким зарплатам, которые могут выглядеть как разумная доля от потолка через несколько лет.