9 мин.

Овечкин всегда получал меньше, чем лузеры из баскетбольного «Вашингтона». Почему так несправедливо?

Платят ведь из одной кассы.

Александр Овечкин – рекордсмен НХЛ, один из главных спортсменов XXI века и один из величайших хоккеистов планеты. Претендент на то, чтобы называться лучшим в истории как России, так и столицы США – Вашингтона.

В последней категории у него даже не так много конкурентов. Легко найти аргументы в пользу Александра в споре с игроками НФЛ или МЛБ – особенно если брать невысокую популярность этих видов спорта за пределами Америки. Боксер Шугар Рэй Леонард, пловчиха Кэти Ледеки и многие другие спортсмены родились/выросли в Вашингтоне, но в подобных оценках принято смотреть на то, где человек выступает, а не откуда он родом.

Баскетбол – более глобальный вид спорта, чем бейсбол и американский футбол, мировых звезд Национальная Баскетбольная Ассоциация выращивает регулярно. Но в НБА «Вашингтон» не был посмешищем только в 1970-е. Лидеры чемпионской команды 1978 года – центровой Уэс Ансельд и форвард Элвин Хэйс – великие баскетболисты, члены Зала славы. У первого есть награда MVP, у второго – звание лидера сезона по результативности.

Но эти достижения Уэса и Элвина, даже если их склеить вместе, – меньше, чем у Овечкина в «Кэпиталс». Конечно, за «Уизардс» успел сыграть и Майкл Джордан, но это темная глава в истории Его Воздушества, которую в НБА предпочитают лишний раз не вспоминать.

Джордан мог быть боссом Овечкина

И вот неожиданный факт: Джордан и Овечкин могли быть, скажем так, одноклубниками. В 1999-м году Тед Леонсис покупал «Кэпиталс» у Эйба Поллина. Вместе с этим он становился совладельцем «Уизардс», команды ЖНБА «Мистикс» и двух арен в Вашингтоне (с правом выкупить весь холдинг после смерти Эйба, что и случилось через десять лет). Леонсис привел в сделку и Джордана. В «Уизардс» Майкл получил 10% акций и должность президента и генменджера, в «Кэпиталс» – 16%. Конечно, без места в хоккейном менеджменте.

(хотя существует теория, что Ягра в 2001-м обменяли из «Питтсбурга» именно в «Вашингтон», потому что переговоры шли на лужайке для гольфа между двумя друзьями – Джорданом и Марио Лемье, на тот момент играющим владельцем-президентом «Пингвинс»)

Майкл мог оставаться совладельцем «Кэпс» и дальше, вплоть до драфта Овечкина в 2004-м – если бы не его решение вернуться на паркет в 2001-м. Трудовое законодательство запрещает быть одновременно членом профсоюза (игроком) и работодателем (владельцем, даже миноритарным). НХЛ в 2000-м смогла обойти этот казус с вернувшимся на лед Лемье, но НБА не сделала исключение даже для Джордана, и Майклу пришлось продать акции.

Выкупить их обратно он не смог или не захотел – разругался с Поллином, Леонсис тоже не планировал уменьшать свою долю. Не было бы неудачного камбэка – возможно, Майкл еще держал бы акции вашингтонских клубов как минимум до 2006-го, когда он вложился в «Шарлотт» из родной Северной Каролины.

Широкая ухмылка Брэдли Била

К чему весь этот разговор про владельцев, совладельцев, экс-владельцев «Вашингтона»? Получается, что «Уизардс» и «Кэпиталс» – клубы-побратимы, почти всю историю были частью одной и той же спортивной империи. И были тесно связаны даже в те 10 лет, когда Поллин и Леонсис владели клубами по отдельности.

А значит, Овечкин получал зарплату из той же кассы, что и игроки «Уизардс». И человек, забивший в форме «Кэпиталс» рекордные в истории всей НХЛ 895 шайб, представлявший клуб и город не просто на национальной, но и на мировой арене, олицетворявший свой вид спорта… оказывается явно недооценным в финансовом плане.

Несмотря на огромный по спортивным меркам стаж в 20 лет, Александр не первый в рейтинге самых богатых сотрудников Monumental Sports & Entertainment. И даже не близко к лидеру.

В списке 20 самых высокооплачиваемых игроков двух «Вашингтонов» в «эпоху Овечкина» – лишь 7 представителей НХЛ и почти вдвое больше баскетболистов. Да, в топ-5 представительство хоккея больше. Но заметно, насколько меньше нужно играть в НБА, чтобы пробиться в подобный рейтинг, хотя система календаря в двух лигах идентичная. Майку Грину понадобилось 10 лет на то, на что Расселлу Уэстбруку хватило одного сезона.

Еще мощнее разница по матчам в плей-офф. Овечкин – рекордсмен с 151 матчем в Кубке Стэнли, но даже «худший» из представителей «Кэпиталс» в списке, Грин, накопил 71 игру. Лидер же «Уизардс» – это Брэдли Бил с 45 матчами. Кузма, Пул и Порзингис вообще не познали плей-офф в майке «Вашингтона» (хотя каждый получил по чемпионскому перстню в других командах).

И так получается, что в пересчете на 1 матч великий Александр Овечкин получал те же деньги, что его современник… Марчин Гортат. Единственная награда в завершившейся 6 лет назад карьере поляка – звание игрока недели в НБА.

Претензий к «Вашингтону» и Теду Леонсису быть не должно. Овечкин – самый богатый игрок в истории НХЛ, в этом сезоне обошел по заработку Сидни Кросби, к концу карьеры они придут примерно вровень, и даже всякие Маккинноны-Макдэвиды-Мэттьюсы догонят Сашу и Сида нескоро.

Хотя Овечкин ни разу не был самым высокооплачиваемым игроком в каком-то конкретном сезоне НХЛ (как и Кросби), он всегда заключал большие и долгосрочные контракты и много лет лидировал по зарплате в «Кэпиталс». Однако если сравнивать его доходы с ребятами из соседней раздевалки на «Кэпитал Уан Арене»…

Лишь несколько раз Ови выбирался хотя бы на второе место в общем табеле. В 2010-м «Уизардс» распродавали, в середине сезона ушли Кэрон Батлер и Антуан Джеймисон, вместо них пришли Джош Ховард и Жидрунас Илгаускас. У всех была зарплата выше, чем у россиянина, но от «Вашингтона» они получили только около половины. По общей сумме выплат за сезон Овечкина опередил только Аренас, хотя по месячному/поматчевому заработку хоккеист оставался четвертым.

На следующий год обменяли и Аренаса, но и тут Овечкину не удалось выйти в лидеры – взамен Гилберта в декабре пришел еще более дорогой Рашард Льюис, и даже 2/3 его зарплаты были больше, чем полный оклад Александра.

В 2013/14, казалось, есть шанс: Уолл, Бил, Гортат и другие «волшебники» еще не продлили контракты. Но в НБА «свято место под потолком пусто не бывает». «Уизардс» заполнили его обменом бразильца Нене. Затем вступил в силу взрослый контракт Джона Уолла, вскоре потолок зарплат в НБА резко вырос, максималки получили Брэдли Бил и даже Отто Портер, контракты в баскетболе улетели в космос.

Откуда такая пропасть в зарплатах игроков НХЛ и НБА?

Давным-давно, еще до дебюта Овечкина, самым богатым спортсменом двух «Вашингтонов» был Яромир Ягр – чех вообще три года подряд был самым высокооплачиваемым хоккеистом НХЛ, зарабатывая 11-11,5 млн в год в 2001-2004 годах.

Но это были единственные три, а точнее – два с половиной года, когда игрок «Кэпиталс» опережал любого из «Уизардс» (первый год: Митч Ричмонд, 10 млн; второй: Джерри Стэкхауз, 6.4 млн; третий: Аренас, 8.5 млн – Ягра обменяли в середине сезона, и Аренас стал №1). И не потому, что в НХЛ тогда были выше зарплаты. Просто «Уизардс» экономили в перестройке, в то время как Ягр, как уже сказано, получал больше всех на льду. Но в полтора-два раза уступал лидерам из НБА – Гарнетту, Шаку и даже, страшно подумать, Джувэну Ховарду.

Кстати, обмен Джувэна и его 4-й в НБА зарплаты из «Уизардс» (в «Денвер») совпал с приходом Ягра в «Кэпиталс». Хотя в тот момент командами как раз владели разные лица, суммарно на такой рокировке вашингтонцы даже экономили 7-8 млн в год.

А потом в НХЛ случился локаут-2004. Из него лига вернулась с заимствованием из НБА – потолком зарплат. И с новичком Сашей Овечкиным. А Ягр уже играл в «Рейнджерс» на урезанной зарплате.

В НБА тоже в середине нулевых прекратился резкий рост контрактов, но на смену ему пришел поступательный: главные звезды лиги продолжали зарабатывать 20+. Новый скачок произошел в 2016-2017, после чего зарплаты продолжили расти. К началу 2020-х нормальным окладом звезды стали 40 млн, сейчас – 50.

И это первая причина, почему условный Йокич зарабатывает в три раза больше соседа Маккиннона: выручка двух лиг и ее рост. НХЛ зарабатывает 6,6 млрд в год, что примерно в 3 раза больше, чем 20 лет назад. НБА – 11,7 млрд, рост почти в 4 раза за тот же срок. А со следующего года вступает в силу еще и новый телеконтракт на 76 млрд и 11 лет. Именно от доходов лиги и зависят зарплаты игроков.

Система зарплат в американском спорте – практически идентичная. Все доходы лиги распределяются в заранее установленных пропорциях между командами (владельцами) и игроками. Клубы здесь выступают как бы в роли оценщиков, которым дали определенный бюджет (потолок зарплат), а они его распределяют между игроками в виде зарплат так, как считают справедливым.

Конечно, в каждой лиге – свои нюансы. И это вторая причина: в НХЛ и НБА разные лимиты и ограничения. В НХЛ максимальная зарплата – 20% от потолка (88 млн в этом сезоне). В НБА мало того, что потолок расположен значительно выше (140 млн), так еще и максималка – 35%! И что еще важнее – сам потолок «мягкий». При жестком потолке, как в НХЛ, никто не получает фактически максимальную максималку – слишком опасно вкидывать все 20% в одного игрока. Да и неразумно.

Деньги текут в спорт благодаря не только бренду клуба, но и личным брендам игроков. Внешний вид создает узнаваемость, а хоккеисты сплошь закрыты одеждой и шлемом. Баскетболист дает больше в медийном плане, просто потому что его знают в лицо. Даже главная звезда хоккея может много что рассказывать про зуб, но вставь Овечкин зуб – и его улыбка не будет такой узнаваемой. Поэтому у хоккеистов и меньше денег: ты не платишь много тому, кто много не приносит.

И мы подходим к последней причине: это количество игроков в заявке. В НХЛ на лед выходят 18 полевых, плюс два вратаря, плюс нужно держать еще несколько игроков в запасе. В НБА даже травмированный на весь сезон баскетболист будет висеть в полной сумме в платежке, здесь более суровая система выкупов и обменов, зато это все перечеркивается размером заявки. Под потолком зарплат нужно уместить всего 15 человек, причем его еще и превышать можно (и практически все всегда и превышают) по самым разным исключениям.

А значит, самые статусные из этих 15 будут получать огромные деньги. А середняки будут выделяться на фоне звезд соседней НХЛ.

Фото: Gettyimages.ru/Jared C. Tilton, Doug Pensinger, Dave Sandford; Associated Press/Andrew Harnik; The Washington Post/John McDonnell