В него стреляли, а теперь он игрок сборной России. Начать новую жизнь после трагедии помог особенный хоккей
Карим Хасанов парень с непростой судьбой, но с простым, человеческим отношением к жизни. Его жизнь повернулась на 180 градусов, но перемены совершенно не сломали его. Теперь он — игрок молодежной сборной России, капитан, чемпион России… Я могу много чего написать о Кариме, но лучше всего о своей жизни расскажет он сам. В этом интервью вы узнаете: почему Карим 11 мая 2021 года оказался в школе, как на его жизнь повлиял следж-хоккей и много чего еще.
«Карим других вариантов нет, нужно ампутировать, иначе всю жизнь будешь мучиться». О стрельбе в школе и о последствиях трагедии.
– Расскажи, пожалуйста, о себе
– Мне 18 лет, учусь на стоматолога. Играю в следж-хоккей ( хоккей на санях для людей с ограниченными возможностями здоровья, – прим автора), игрок молодежной сборной по следж-хоккею, кандидат в мастера спорта.
– Начнем с твоего детства. Расскажи, как, где и с кем оно проходило.
– Родился в Азнакаево, 8 лет назад переехали с родителями в Казань. Играл в хоккей в Азнакаево, после переезда в Казань забросил.
– Перелистнем страницу на события, которые произошли 11 мая 2021 в 175 гимназии (было совершено вооруженное нападение на школу, – прим автора). По моей информации, ты не должен был в этот день быть в школе. Почему ты передумал и решил пойти в школу?
– Да, перед этим я приболел. У меня 6 мая был день рождения, я не смог отметить с друзьями. 11 числа я хотел в школе обсудить с друзьями, как отметить день рождения. Пришел и вот такая фигня произошла (стрелок выстрелил Кариму в ногу, впоследствии из-за пулевого ранения ее пришлось ампутировать, – прим автора).
– С кем в первую очередь поговорил после этой ситуации?
– С родителями, они меня поддерживали, спасибо им за то, что были рядом. Также разговаривал с психологами.
– Как пришло осознание того, что ты теперь другой?
– На самом деле, очень легко пришло. Врачи сказали: «Карим других вариантов нет, нужно ампутировать, иначе всю жизнь будешь мучиться»
«Мне все, в том числе и я, казались медленными. Подумал, что следж-хоккей – это не мое». О спорте и про вызов в сборную.
– Большую роль в твоей новой жизни сыграл следж-хоккей. Как появился этот вариант?
– Когда я лежал в больнице, писал Ак Барсу, хотел, чтобы любимый клуб меня поддержал. Когда я приехал в Казань, они пригласили меня на тренировку и выложили фото в соцсетях. В тот же вечер мне написала Ангелина Садриева (основатель адаптивного хоккея в Татарстане,- прим автора) в следующие выходные я пришел на тренировку по следж-хоккею. Сначала не понравилось.
– Почему сначала не понравилось?
– Я знал, какие скорости в обычном хоккее и мне не понравились скорости в следж. Мне все, в том числе и я, казались медленными. Подумал, что это не мое.
– Один из ключевых моментов – матч против «Локо-следж» в том же 2021 году. Тебя вызвали на игру после личного общения. Расскажи, как это было.

– Мне написали Тимур Басирович ( главный тренер команды «Барс-следж» ) и Ангелина Геннадьевна. Предложили попробовать сыграть. И, как ты сказал, это стало ключевым моментом, после этой игры я увлекся следж-хоккеем.
– Что изменилось за одну игру? Неужели скорости как-то изменились за это время? (улыбается)
– Не скажу, что что-то изменилось. Я почувствовал поддержку команды, мне понравился этот вид спорта.
– Подробнее погрузимся в детали игры против «Локо-следж». Тебя тогда назначили капитаном, хотя это был твой дебютный матч. Расскажи, как это выглядело с твоей стороны.
– Я удивился, что меня назначили капитаном. Это сыграло большую роль, я почувствовал себя лидером, и сейчас я тоже капитан (смеется).
– Когда ты пришел в команду, в ней уже было два сильных игрока – Муйин Ходжиев и Султанбек Кошматбеков. Что ты почерпнул из их игры?
– Не скажу, что что-то почерпнул для себя. Я считаю, мы вместе росли и вместе набирались опыта.

– Тебя, вместе с Муйином вызвали в молодежную сборную России по следж-хоккею. Вспомни этот момент.
– Муйина вызвали чуть раньше. Потом уже вызвали и меня, летом я был на сборах в Ярославле, куда приехал главный тренер сборной Андрей Васильевич Иванов. Я себя хорошо показал и осенью меня вызвали на сборы молодежки.
– Как ощущался скачок с любительского уровня на уровень сборной?
– Меня поразило, насколько ответственно в сборной относятся к тренировочному процессу, в клубе на тот момент такого отношения еще не было. В сборную влился быстро, теперь вызывают регулярно.
– У вас блестящее взаимопонимание в тройке Ходжиев-Хасанов-Кошматбеков. Как ты считаешь, почему именно у вас такая химия?
Мы ментально чувствуем друг друга. Если я даже не смотрю на Муйина, я знаю, где он находится. У нас прекрасное взаимопонимание.
– Но мы с тобой знаем, что так было не всегда. По началу у вас с Муйином была битва за лидерство в раздевалке.
– Не скажу, что это была битва за лидерство. Были конфликты, недопонимания, это и сейчас иногда бывает. В спорте – нормально, я считаю. Главное, что мы спокойно обсуждаем эти моменты и на льду это нам не мешает.

– Насколько я знаю, Муйин сам отдал тебе капитанскую нашивку в «Татсибе». Тебе было важно стать лидером?
– Капитан – же не тот, кто лучше всех играет, нет, я сейчас не говорю, что Муйин или я играем лучше всех. Наверное, мои лидерские качества чуть лучше, чем у Муйина.
– Ты всегда был лидером или что-то изменилось после прихода в следж-хоккей?
– Скажу, что всегда. Я и в классе был старостой, и в хоккее капитаном стал. Считаю, у меня есть лидерские качества.
– Я думаю, что ты стал примером для твоего младшего брата. Как он реагировал на все эти перемены в жизни?
– Самат очень сильно переживал. В тот момент когда я в больнице лежал в Москве, он был в Казани. Постоянно писал, звонил, поддерживал. У меня ноутбук был с собой, мы с братом целыми днями играли в компьютерные игры. Самат, как и вся наша семья хоккей очень любит, не пропускает ни одной моей игры, он всегда на трибунах!
– Еще один знаковый матч для всего Татарстана – игра против «Сибири», которую показали по «КХЛ ТВ» в прямом эфире. Как настраивались на эту игру?
Все очень ждали эту игру. Знали, что будет крутая атмосфера, потому что игра была сразу после матча «Ак Барса». На трибунах осталось очень много зрителей, мы были шокированы, думали, после поражения «Ак Барса» все зрители уйдут!
– Какая твоя главная цель в параспорте?
– Попасть в паралимпийскую сборной и сыграть на паралимпиаде.
– На молодежном уровне в следж-хоккее ты выиграл абсолютно все трофеи. Когда ждать перехода на профессиональный уровень?
– Предложения от профессиональных команд уже были, пока отказался. Для меня сейчас учеба — самое важное. Очень жду, когда в Казани откроют взрослую команду.
– А что насчет тренерской деятельности? Твои лидерские качества могут помочь на тренерском мостике.
— Я не умею контролировать эмоции. Подсказывать на льду партнерам — одно, а руководить кем-то — совсем другое.
– Ты отмечаешь голы как Кузнецов – показываешь птичку. Что это празднование значит для тебя?

– Это пошло не от Кузнецова. Как вообще это появилось. Мы играли на фестивале против СКА два года назад, первый матч мы проиграли. В тот же день «Ак Барс» играл против ЦСКА в финале Кубка Гагарина, тогда Шипачев забил, и отпраздновал показав птичку. На следующий день думаю, «если забью сегодня, так отпраздную». Мы выиграли финальный матч у СКА со счетом 7:0, я забил и отпраздновал. С этого момента так голы и праздную, но сейчас уже не так часто.
«Когда я стал инвалидом, моя жизнь стала ярче и интереснее».
– Однажды в раздевалке ты сказал очень интересную фразу: «Когда я стал инвалидом, моя жизнь стала ярче и интереснее». Раскрой смысл этого высказывания, пожалуйста.
– Раньше ничего интересного в моей жизни не было, только учеба в основном. А сейчас я и в хоккей играю, и плаванием занимаюсь. Хоккей привнес в мою жизнь много эмоций, и от побед, и от поражений.
– Когда ты пришел в команду, ты не понимал с кем и как нужно общаться. Как пришло осознание, что в обществе инвалидов тоже можно общаться, как нашел себе друзей?
– Да, я раньше детей с ограниченными возможностями здоровья не видел. Когда я пришел, был немного шокирован. Быстро нашел общий язык, сначала с Муйином и Султаном, потом с ребятами из других команд. Люди с ограниченными возможностями здоровья — обычные люди, со всеми можно общаться.
– Ты сказал, что до этого таких детей не встречал. У тебя есть здоровье друзья, как они реагируют на то, что происходит у тебя в жизни, о чем спрашивают?
– Думаю, если они дружат со мной, то моя инвалидность не имеет для них значения. Как и до этого дружим, все с пониманием относятся.

– Рустам Набиев в своей запрещенной социальной сети написал про тебя так: «Он потерял ногу, но не потерял себя». Какая была твоя реакция на этот пост? Общались ли с Рустамом?
– Я очень удивился. Да, мы с ним общались, но еще за день до того, как он выложил этот пост. Он расспрашивал меня о моем психологическом состоянии, предлагал помощь. Рустам очень сильный человек, для меня он – пример для подражания ( на Рустама обрушилась казарма. Набиев потерял обе ноги. Сейчас Рустам ведет блог о своей жизни, на который подписано более 2 миллионов человек ,- прим автора). Я думаю, фраза Рустама — правда. Думаю, не все бы так справились с этой ситуацией, как справился я.
– Как ты думаешь, как ты можешь своим примером помочь людям, которые оказались в непростой ситуации?
– Пока не задумывался об этом.
– Твоя главная цель в хоккее ясна – паралимпиада. А какая главная цель в жизни человека Карима Хасанова?
– Хороший вопрос. Добиться успеха, создать семью, чтобы родители были живы-здоровы, с братом поддерживать хорошие отношения.
Узнал о следже на паролимпиаде, хорошо помню сборную с Дмитрием Лисовым, играли весь турнир огненно, но американцам в финале уступили. Особенно впечатлил дриблинг под следжем двумя клюшками, смотрелось действительно эффектно. При более низких скоростях, чтение игры и выбор позиции большую роль играют, ближе к большому футболу по темпу.
Спасибо!
Кариму успехов по жизни, мужчина 💪
Спасибо!
Кариму успехов по жизни, мужчина 💪
Спасибо!
Кариму успехов по жизни, мужчина 💪
Спасибо!
Кариму успехов по жизни, мужчина 💪