14 мин.

Она прославила «Ак Барс» на всю Америку. Интервью со спортивной художницей из Татарстана

Придумала суперджерси.

Один из самых ярких матчей сезона состоялся в середине марта – и хоккей тут ни при чем: все сделала форма. «Ак Барс» сыграл против «Витязя» в джерси, стилизованных под камзул – татарскую жилетку.

На форме были и другие национальные элементы: тесьма вокруг герба и на рукавах отсылает к узорам казанской башни Сююмбике, а флаг Татарстана передан на форме тюльпаном в виде лапы снежного барса. Джерси, в которых сыграл «Ак Барс», продали с аукциона.

Дизайн проекта разработала Алина Гибадуллина. Ее посты с фотографиями формы собрали многочисленные отклики – за сутки твит художницы увидели больше 2,5 млн человек. 

«Все было нарисовано от руки»

– Как зародилась идея?
– Клуб вышел на ГРАУНДСИКС, на Леонида Борисова, с вопросом, есть ли на примете какой-нибудь казанский художник, который умеет рисовать от руки татарские иллюстрации или что-то подобное. В этом направлении мы с Леонидом работаем уже давно, поэтому он сразу посоветовал меня. 

Проект прошел очень легко. Я уже знала, что хочу. «Ак Барс» рассказал, как они хотят все видеть, накидали несколько идей. На первые переговоры я пришла с тремя разными идеями, мы сделали акцент на том, что нам нравится, а что – нет. Было всего пару версий формы, финальную утвердили очень быстро.

– Как шла работа? Как вообще происходит дизайн формы, сколько времени вы на это потратили? И, я так понимаю, вы все нарисовали от руки?
– Клуб обратился к нам в ноябре. Потом мы каждый день созванивались с Леонидом. Были постоянные поиски, варианты. Смотрели, что сейчас делают другие. Особенно на Западе куча новых идей. В российской лиге, как я понимаю и как видела, такого нет из-за строгого регламента.

Но из-за того, что я сама татарка, я знаю, как выглядят наши орнаменты, что у нас в крови, что ассоциируется с Татарстаном, я нашла варианты очень быстро. Были варианты, связанные с силуэтами, с использованием другой ткани, но мы решили сделать акцент именно на вышивке, потому что это еще и элемент российского национального костюма.

Все было нарисовано от руки. Потом я перенесла в фотошоп, обвела там, и в итоге все выглядело так, как и впоследствии было вышито. Если вы будете гулять по Татарстану, то увидите на табличках такие же плавные линии, плавный шрифт – все эти городские элементы выглядят один в один с теми же вышивками, которые находятся на рукавах формы. 

Потом мы решили добавить что-то еще, и я посмотрела на воротник. Мне он очень напомнил жилетку – татарский национальный костюм. Такие жилетки делают из велюра или бархата. Мы решили добавить это на воротник и закончить силуэт тесьмой, который также выполнен из бархата, и вышивкой символов, которые находятся на главных воротах Сююмбике [башня в казанском Кремле]. Драконов, барсов, которые есть в Кремле, я срисовала один в один, они все вышиты на тесьме. 

– Хоккейная форма – это непривычная платформа для дизайнера. Насколько разные ограничения – эмблема, спонсорские элементы – усложнили вам работу?
– У меня была идея нарисовать что-то прямо на номерах, на спине, чтобы это не выглядело пусто. Но мы решили не рисковать с регламентом, то есть соблюдали процент заполнения, чтобы это все читалось. Заполнить саму форму мне не мешало, потому что на тех же рукавах почти ничего нет. 

– Такой массовый и позитивный фидбек стал для вас неожиданностью или предполагали что-то подобное, когда увидели готовую форму?
– На самом деле я ожидала, что западная аудитория это заметит и оценит, потому что я на западную аудиторию и работаю. Я делаю картины про НБА, и, например, с ESPN у меня уже был контакт.

Вся моя аудитория связана со спортом, поэтому они дали свой фидбэк. Особенно отмечали, что я сделала нечто новое – джерси, а не просто картину, как раньше. Но я также видела огромный фидбэк от фанатов «Ак Барса», и очень приятно, что всем понравилось.  

– Какой отзыв особенно запомнился?
– Мы видели, что был созвон Путина и Трампа, и кто-то написал шутку: мол, они решили провести игру между НХЛ и КХЛ после того, как увидели наши джерси. Это было приятно на самом деле.

«Если что-то случается, у меня есть 24 часа, чтобы это нарисовать»

– Расскажите подробнее про вашу работу с НБА. Что за картины вы пишете, для кого и как к этому пришли?
– Я сама играла в баскетбол, поэтому всегда увлекалась НБА. Сейчас слежу за лигой ВТБ в России, за Евролигой – мне очень интересно. В какой-то момент я увидела легендарную фотографию моего любимого игрока Коби Брайанта и решила нарисовать ее для себя.

Потом мне начали говорить, что мне нужно рисовать больше баскетбола, больше других видов – ведь в спорте столько знаменательных моментов. И когда я смотрела игры, видела какой-то сумасшедший данк, то решала нарисовать момент за ближайшие 12 часов. Все удивлялись, что это возможно за такой короткий срок.

Так и сложилось, что это теперь моя фишка: если что-то случается, у меня есть 24 часа, чтобы это нарисовать. С заказами ко мне обращаются сами баскетболисты или команды. Допустим, хотят нарисовать как сувенир или в подарок.

– На матчах НБА еще не бывали?
– К сожалению, нет. 

– Вот как так? Уже давно должны были позвать. 
– Ну это да, пора-пора… Надо к НБА обращаться. Был шоу-матч в Париже два-три года назад – играли «Буллс» и «Пистонс», не самые топовые команды, но как опыт очень даже интересно.

– Что-то нарисовали по итогам этой игры?
– Она была не соревновательная – скорее, просто посмотреть на игроков, так что нет, не нарисовала.

– Про вас пишут, что вы работали с Дрейком…
– Это была не работа – так выдали. Он просто заметил, что я сделала. Я работаю в музыкальной индустрии с музыкальными лейблами в США и делаю визуальные дизайны, то есть обложки на альбомы, постеры. И я работаю с артистом, его зовут Карри, и он находился на лейбле у Дрейка. Когда Карри выложил обложку, которую я сделала для него, то Дрейк дал фидбек на это.

– Учитывая такое мощное портфолио, какое место в нем займет проект с «Ак Барсом»? 
– Это что-то новое, потому что я особо не работаю на российский рынок. Для меня это много значит, для моей семьи это много значит. Поработать с такой командой – это совершенно новый уровень. Опять же, это джерси, это одежда – то, что люди могут носить. Мне очень даже понравилось таким заниматься, и, может быть, в дальнейшем получится что-то с другими командами. 

– Обидно, наверное, что «Ак Барс» только один матч сыграл в вашей форме?
– Да, я видела очень много комментариев – люди писали, что было бы классно увидеть эту форму в плей-офф. Тем более там нет никаких деталей, которые будут мешать команде во время игры. 

И я знаю, что у «Ак Барса» куча других шоу-матчей – например, зеленое дерби. На каждый шоу-матч – новая форма, поэтому есть идеи и для таких проектов. 

«Я сама до последнего не знаю, как объяснить то, чем занимаюсь»

– Дал ли этот проект какой-то буст в карьере? Новые предложения сыпятся на вас сейчас как никогда раньше?
– Пока нет. Просто есть желание сделать еще больше. Я давно хотела поработать на российском рынке баскетбола, то есть с Лигой ВТБ или с командой, тем же самым «УНИКСом». Но пока что мы еще не нашли контакт. 

– Нет ли у вас ощущения, что национальные мотивы играют особую роль в дизайне? И если эта национальная нотка есть, то она добавляет шансов на успех.
– Я скажу как татарка. Большинство людей здесь – татары, они хорошо понимают разные отсылки. Люди других национальностей видят красивую картинку, что тоже неплохо. Но и они начинают больше увлекаться историей Татарстана, потому что я об этих отсылках рассказываю. Потом они хотят увидеть, как на самом деле выглядят те же ворота Сююмбике. Конечно, национальные мотивы – это интересно, потому что это не просто картинка из гугла, а продуманный до мелочей дизайн с историей. 

– А есть ли у вас мысли, как можно поменять хоккейную форму? Может быть, концепция, когда эмблема обязательно на груди и когда она вообще обязательна, уже изжила себя?
– Мне кажется, что какие-то рамки все же нужны. Как-никак это игра, в которой есть правила – например, номера, фамилии должны быть читабельными. Мне кажется, шаблон должен быть один. Есть большое поле для разнообразия, для того, как все это украсить и подчеркнуть. Но у любого визуального проекта должны быть правила.

– Как правильно назвать вашу профессию? Художник? Дизайнер?
– Я сама до последнего не знаю, как объяснить то, чем я занимаюсь. Наверное, это креативный директор, потому что я не только рисую, но и могу графически что-то сделать. Все, что креативное, я пытаюсь в этом работать. 

– И как вы стали креативным директором? Где вы учились?
– Я оканчивала художественную школу как базу, чтобы узнать, как вообще рисовать. И это было нужно мне для поступления в архитектурный университет. Там же я научилась работать с графическими редакторами, с цветом. А по ходу обучения в университете я в свободное время рисовала или что-то подобное творческое делала. После окончания я решила дать этому шанс, потому что уже на последних курсах получала фидбек и больше заказов.

– Получается, вы совмещали баскетбол и художественную школу? 
– Да, меня в детстве родители отдавали в секции вместе с моим братом. Все время мы думали, что моя жизнь будет связана со спортом. Я плавала, играла в студенческой лиге баскетбола. Потом все-таки нужно было выбрать – учеба или спорт.

Но я бы сказала, что это был очевидный выбор. Я знала, чего я хотела. Больше возможностей все-таки в архитектурном, чем в баскетболе – особенно в женской лиге. 

– Где вы ищете вдохновение? Наверняка насмотренность играет большое значение в вашем деле.
– Конечно. Я смотрю соцсети, у меня есть друзья художники, которые вдохновляют своими работами. Я очень много смотрю фотокниги. Акцентирую внимание на спорте – тот же Коуч Кей из университетского баскетбола, у него есть легендарная книга.

– Какая мечта у вас в профессии?
– Как таковой цели нет – просто совершенствоваться с каждым проектом, делать что-то вот прям уникальное, то, что никто не делает. У меня есть пара проектов, которые я хочу сделать, может, даже, если это нереально. Они есть у меня в голове – и было бы здорово их в каком-то виде реализовать.

Но пока что мне нравится работать именно в спорте, совмещая это с креативом. Может быть, как-то выйду на моду, потому что сейчас все пытаются совместить. У той же НБА выходит куча коллабораций с разными брендами.

Фото: ak-bars.ru; instagram.com/allleuu