12 мин.

Когда хоккей – боль. 15 лет поражению на Олимпиаде в Ванкувере

Так больно не было никогда (3:7).

Ночью 25 февраля 2010 года (по московскому времени) Россия вышла на четвертьфинальную игру Олимпиады против Канады. Овечкин, Малкин, Дацюк, Ковальчук, Марков, Гончар и Быков против Кросби, Тэйвса, Торнтона, Игинлы, Кита, Уэбера и Бэбкока.

Этот матч должен был остаться в истории одним из ярчайших шоу с участием сборных.

А остался... ну, вот примерно таким.

И это если без выражений.

Удивительно, но с того дня (утра, ночи – в зависимости от часового пояса) действительно прошло 15 лет. Пятнадцать!

Он до сих пор остается... ну, наверное, отметиной в сердце – извините за пафос – многих хоккейных фанатов из России. Этот день принес нам разочарование и ужас, которых не было ни до, ни после – и даже 1:3 от финнов на домашней Олимпиаде с этим ужасом не сравнятся.

В ванкуверском поражении было и остается что-то особенное. Что-то жгучее. Что-то царапающее.

Про такие истории есть заезженная фраза «задело за живое». В этом случае – чистая правда. Ванкувер задел нас за живое – и тот день (утро, ночь) до сих пор жутковато вспоминать.

Но прошло 15 лет, прошла целая вечность и произошло очень много всего. Среди прочего – Овечкин взял Кубок Стэнли и почти побил рекорд Гретцки. Григоренко покорил НХЛ (дважды!) и вернулся доигрывать в Россию.

Можно, наконец, поговорить спокойно. И мне хотелось бы поделиться рядом ассоциаций о том непростом дне и о том, что с ним связано.

О чем я думаю, когда вспоминаю Ванкувер-2010.

● Я думаю о том, что после этого мы больше никогда не выходили на матч против Канады с ощущением полного права на победу. И ровно поэтому оно и получилось таким больным.

В середине нулевых сборная России обзавелась амбициозным менеджером – новым президентом ФХР Владиславом Третьяком, новым амбициозным тренером Вячеславом Быковым и новой традицией: каждый год собирать всех лучших игроков (Овечкин, Малкин, Ковальчук, Дацюк) на чемпионате мира. До середины нулевых с этим были проблемы – но это уже точно другая история.

На домашнем ЧМ-2007 Россия взяла бронзу, через год в Канаде (в Голливуде до такого вы знаете что) – золото и через год в Швейцарии снова золото.

То есть, в Ванкувер-2010 Россия приехала:

1. С золотом двух последних на тот момент чемпионатов мира.
2. С двумя победами в финалах над Канадой – да, были разные, но достаточно неплохие составы.

Мы с полным (как бы) основанием считали себя лучшими в мире – и с полным (как бы) основанием считали себя лучше Канады. «Как бы» я убрал в скобки, потому что разглядеть эту оговорку в тот момент было невозможно.

И мы были настроены на то, чтобы Канаду в Канаде размотать – в третий раз подряд на большом турнире и во второй раз на ее же поляне.

Лично я был уверен, что это неизбежно – и вот этого уже не могу объяснить.

Наверное, в стране были специалисты, которые чуть лучше и чуть конкретнее представляли себе встречу оптимальных России и Канады в Ванкувере, но в целом... Слушайте, шел 2010 год и хоккея в стране было совсем не так много, как сейчас, и даже НХЛ у нас в основном представляли условно.

Конечно, поражение оставалось возможным где-то в воображении (хотя вряд ли), но в формате эпической битвы. В рамках исключительного хоккейного шоу – с ощутимым преимуществом сборной Быкова, Овечкина, Малкина и Ковальчука – роль Канады заключалась ну максимум в том, чтобы подло украсть нашу победу при помощи судей или каких-то случайностей.

Мои (и наверняка наши) ожидания от встречи с Канадой находились вот на такой высоте.

● Я думаю о том, что Вселенная подыгрывала этому ощущению ловкими информационными манипуляциями от Первого канала.

Очень хорошо помню, что перед матчем – по крайней мере, по нашей сибирской орбите – показали фильм про Вячеслава Быкова «В атаку!» Его сняли специально к Олимпиаде и показывали, насколько я понимаю, не один раз. Там тренера показывают дома, в уютной Швейцарии, в кругу семьи – и это создало какое-то такое дополнительное очарование Быковым, сборной и нашей приближающейся победой.

Этот фильм поднял настроение еще на пару ступенек вверх. Не настроение даже, а метафизическое ощущение, что Россия не может проиграть. Что такой симпатичный тренер с такой симпатичной семьей и таким симпатичным домом не могут проиграть.

И вот представьте человека, который заходит в матч с такими ожиданиями – и получает 0:3 к 14-й минуте первого периода и 1:6 к 5-й минуте второго. Жестко.

Это было очень больно. Не столько потому, что было вообще без шансов, а потому что мы вообще-то ждали ровно обратной картины.

В последующие годы мы видели много похожего, но ни разу не падали с такой высоты.

● Я думаю о том, что игра длился 60 минут, а все, кто наблюдал жестко проигранный своей командой матч, подтвердят: в этом состоянии веришь в камбэк даже если счет 0:10, а играть – 12 секунд.

И на самом деле, пропустив три, Россия забила. И после этого забила еще два – и забила достаточно легко.

На основе этого факта фантазия о невиданном камбэке – ну да, еще более мощном, чем квебекский – держала, держала и держала, хорошо помню, до какого момента.

За 4 минуты до финиша у нас большинство. Игра идет не слишком лихо, но на пересменке бригад Гончар находит Малкина коротким пасом – и Женя летит спасать Россию 1-в-0 с Луонго. И...

Бросает в правый щиток Лу (Лу-у-у-у-у) и уходит на вираж влево от ворот. Вот в этот момент все было кончено.

● Я думаю о том, как хорошо к этой игре были готовы канадцы. 

Через много лет я находил разбор Александра Хаванова, что в моменте показывали на «НТВ-Плюс»: мы выходили из защиты диагоналями, а Канада приготовила трэп, средняя зона стала для нее аэродромом, и в контратаки убегал даже Кори Перри.

В 2012-м тренер тех самых канадцев – с которыми он возьмет золото Сочи-2014 и Кубок Мира-2016 – Майк Бэбкок выпустил автобиографию под названием «Брось сомнения». Там он пересказал свой тренерский путь и среди прочего выдал инсайд на тему матча века:

«Мы закрыли главное оружие сборной России: Александра Овечкина. Я решил сыграть против него пятеркой, в которой выходили Джонатан Тэйвс, Рик Нэш, Майк Ричардс, Ши Уэбер и Скотт Нидермайер. В НХЛ и Нэш, и Тэйвс, и Майк – супервезды нападения, которые могут решить исход любого матча. Джонатан вообще стал нашим лучшим бомбардиром на Олимпиаде. Но после поражения от американцев на групповом этапе мы решили несколько изменить их роли в команде.

Они стали звеном, которое бы закрывало лидеров соперников – мэтч-ап-лайн. В первую очередь это звено думало об обороне, оно не получало игрового времени в большинстве. Они просто делали то, что нужно команде, то, что сделало бы ее сильнее. Никто из них не подошел ко мне и не спросил: «Коуч, а почему именно я? Почему не тот парень?». Все, что они делали – это вели команду вперед.

И это им удалось. Спросите Овечкина – уверен, что он подтвердит. Как команда, мы переиграли русских во всех компонентах. Каждый из хоккеистов сборной Канады внес свой маленький вклад в победу, и мы победили за счет именно командной игры».

По меркам 2025-го эта расшифровка роли одного из лучших центрфорвардов поколения выглядит скудно, но, тем не менее, из нее все понятно.

● Я думаю о том, как плохо к этой игре была готова Россия.

Ванкувер остался чем-то средним между болевой точкой и примером абсолютного дна, на которое может рухнуть хоккей России – любое больное поражение после этого будут сравнивать с Ванкувером-2010, а само слово «Ванкувер» станет символом (извините, что пишу интонациями Леонида Парфенова).

При этом какого-то большого разбора не состоится – ни в моменте, ни хотя бы с небольшой задержкой.

«По-моему, все, что было сказано нашими экспертами после Олимпиады – это то, что Набокова после 0:3 надо было менять. Все! Это весь анализ нашего поражения, – пылал в 2011-м блогер Трактор_Бэнг (Дамир, привет). – Какая критика? Какой разбор игры? Вам говорят: Набокова после 0:3 надо было менять. Да чо вы мне лезете со своей тактикой и замечаниями по составу? Мы еще раз повторяем: Набокова после 0:3 надо было менять».

Дефицит публичной дискуссии вокруг такого яркого (так или иначе) шоу в итоге вывел Ванкувер-2010 в перманентную тему для обсуждения с действующими звездами нашего хоккея. С годами она все тускнела – потому что через 4 года случился Сочи, но в эпоху взрывного развития подкастов в России про Ванкувер наконец-то спросили у самого Овечкина.

Это сделал Денис Казанский в их с Дмитрием Сычевым подкасте – где-то перед сезоном-2019/20. Времени утекла целая тьма, стесняться было некого – Саша без эмоций и перегрева выложил свое мнение.

«Хоккей тоже не стоит на месте, правильно? Он движется вперед. По тренерским установкам, по тренерскому заданию... К сожалению, я думаю, на тот момент у нас реально собралась шикарная команда, но просто мы не знали как играть, вот и все. Реально.

Мы не смотрели видео, как играет, допустим, Канада. Мы не смотрели видео, как играют другие команды. Нам просто говорили: мы сегодня играем, там, 1-3-1. А если соперник играет так же, почему мы должны играть так?

То есть мы не знали, как играют другие команды. Мы знали свою тактику – без разницы, как они играют. Мы всегда играли одной тактикой – вот и все.

Может, мы бы выбрались к матчу за третье место за счет мастерства, но...»

● И, наконец, первое, о чем я думаю – слова комментатора Андрея Голованова на последней минуте матча. Это правда: выход Малкина, документалку про Быкова и грубость Гецлафа я вспоминаю позже.

Первой всегда идет интонация, с которой комментатор Первого канала Андрей Голованов закруглял этот матч. Интонацию сложно передать в тексте, но ее можно уловить из содержания.

Мне и сегодня эта реплика кажется недокрученной. Андрей – профессионал, телекомментатор, интеллигентный человек – тщательно подбирал в эфире слова (кстати, чтобы вы понимали, рядом с ним сидел форвард сборной СССР с Суперсерии-72 Евгений Зимин – легенда легенд), и его версия звучит так, что тренеров нужно призвать к разбору матча.

Я бы на его месте просто завыл. Да, это было вот настолько горько.

Но в каком-то смысле это оно и есть. Итак:

«Последние минуты этой встречи. Надо говорить прямо и смотреть правде в глаза: сборная Канады обыгрывает сборную России и выходит в полуфинал олимпийского хоккейного турнира, где встретится с победителем пары Швеция – Словакия.

Интересно будет послушать, что скажут наши тренеры – и очень бы хотелось услышать объективную оценку с их стороны, потому что разговоры о том, что нам не повезло и это был не наш день, абсолютно неприемлемы. Это не принимается.

Нужно объективно оценить игру и признать, что сегодня мы были переиграны канадцами по всем статьям, по всем компонентам. И дело не в невезении, не в том, что наш день или не наш день.

Вся Россия возлагала огромные надежды на хоккей, на эту сборную, где, между прочим, 18 чемпионов мира разных лет — Квебек, Берн... Так что у нас звездный состав, суперигроки. Вроде бы.

Но команды мы здесь так и не увидели. Вернее, увидели в матче с чехами, но в самом главном матче, с Канадой, канадцы нас переиграли по всем статьям. Это горько, это обидно, но это, к сожалению, так».

● Я думаю о том, что было дальше. Что эта финальная минута стала переходом от эпохи двух чемпионств подряд к следующему циклу, гораздо более турбулентному, в котором будут и золото Хельсинки, и 3:8 от США на чемпионате мира и поражение на домашней Олимпиаде.

Но об этом – в следующих сериях.

Фото: Gettyimages/Cameron Spencer / Staff, Jamie Squire / Staff, Alex Livesey / Staff, Kevork Djansezian / Staff, Bruce Bennett / Staff, Julie Jacobson; East News/AP Photo/Chris O’Meara, AP Photo/Matt Slocum, AP Photo/Mark Humphrey; РИА Новости/Владимир Баранов