Этот сезон КХЛ – рекордный по посещаемости! Собрали цифры за все 17 лет
На кого в лиге ходят больше всего?
Континентальная хоккейная лига создает на «Спортсе» новый блог «КХЛ. Маркетинг», в котором будет рассказывать о хоккее с позиции таких направлений, как работа с болельщиками, организация фан-шопов, клубные акции. Дебютный материал посвящен посещаемости КХЛ за все 17 сезонов. Для релевантного сравнения взята статистика первой части каждого чемпионата – от его старта до начала Кубка Первого канала, который традиционно проходит в середине декабря.
Посещаемость КХЛ в сезоне 2024/2025 – рекордная
С 3 сентября по 8 декабря 2024 года в рамках Фонбет КХЛ состоялось 394 матча, которые посетили 2,7 млн зрителей – в среднем 6 886 за игру. Это рекорд в 17-летней истории лиги. По сравнению с первой половиной прошлой регулярки в новом чемпионате каждую игру в среднем стало посещать на 445 людей больше. Предыдущим лучшим результатом был показатель в 6 514 зрителей в последнем до пандемии сезоне-2019/2020.
График показывает тенденцию к росту посещаемости, которая прервалась на время пандемии. За 6 стартовых сезонов только один раз средняя посещаемость была выше 6 тысяч. С сезона-2014/2015 по сезон-2019/2020 наоборот: лишь раз показатель не дотянул до 6 тысяч (5991 в первой части сезона 2016/2017), а пик (6514) был достигнут перед самой пандемией. Начиная с сезона-2022/2023 посещаемость снова начала расти, чемпионат-2023/2024 был вторым в истории, а в нынешнем рекорд обновлен.
В лидерах минское «Динамо» − уже в 9-й раз!
На домашних матчах белорусский клуб собирает больше всего зрителей – в среднем 14 259. В первой части сезона СКА проводил матчи в «Ледовом», поэтому «Динамо» выступало на самой большой арене КХЛ на 15 086 мест.
Пятерка клубов с лучшей средней посещаемостью не изменилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего регулярного чемпионата, сохранилась даже последовательность. После «Динамо» идет СКА, который составляет минчанам конкуренцию на протяжении практически всех 17 сезонов, затем «Авангард» и «Сибирь», выступающие на новых аренах на 12 011 и 10 634 зрителей соответственно, пятерку замыкает «Ак Барс». Десятка в сезоне-2024/2025 выглядит следующим образом.
Кто к старту Кубка Первого канала был лидером по посещаемости в предыдущие сезоны КХЛ? На заре создания КХЛ − «Авангард», собиравший на «Арене Омск» более девяти тысяч зрителей. Сибиряки вернулись на вершину в сезоне-2022/2023 – в остальное время лидерство делили минское «Динамо» (9 раз) и СКА (5).
Заполняемость арен − лучшая за 10 лет
Арены КХЛ в сезоне-2024/2025 заполняются на 77,3%. Стопроцентную посещаемость имеют «Автомобилист» и «Торпедо». Еще у девяти клубов заполняемость выше 90%. Из 11 команд-лидеров по заполняемости арены более 10 тысяч зрителей – только у четверых, что показывает потенциал для дальнейшего роста посещаемости.
Демонстрирующие стопроцентную заполняемость ледовые дворцы «Уралец» (Екатеринбург) и «Нагорный» (Нижний Новгород) − одни из самых компактных в КХЛ, они вмещают 5 545 и 5 500 зрителей соответственно. Сейчас в этих городах идет строительство новых арен: на 12 180 мест в Екатеринбурге и 12 004 мест – в Нижнем Новгороде. КРК «Нагорный» остается самой заполняемой ареной КХЛ уже на протяжении трех лет: в первой половине чемпионата-2023/2024 этот дворец единственным достиг отметки в 100%, а в регулярке-2022/2023 «Торпедо» к паузе на Кубок Первого канала имело показатель в 99%.
Средняя заполняемость арен в 77,3% − лучший результат с 2014 года, когда болельщики занимали 79% мест. В 2009, 2011 и 2012 годах цифра была еще выше, по понятной причине: в те годы средняя вместимость арен была ниже. В чемпионате-2009/2010 «Лада» играла в «Волгаре» (2900 мест), а «Витязь» в одноименном хоккейном центре на 3300 зрителей. Тогда всего у трех команд были стадионы с вместимостью более 10 000 мест, сейчас же таких арен девять, а скоро будет 11.
На Западе более вместительные арены, на Востоке – выше посещаемость
На матчи команд из Восточной конференции в сезоне-2024/2025 приходит в среднем больше болельщиков, чем на игры западных клубов. Разница в средней посещаемости составила 333 человека, однако в процентах заполняемости получился сильный разброс: 7048 болельщиков – это в среднем 86,3% от возможностей восточных арен, а 6715 зрителей на западных командах – это заполняемость в 69,3%. Заметное различие связано с максимальной заполняемостью самих дворцов. У команд Западной конференции трибуны вмещают в среднем 9693 человека, а на Востоке − на полторы тысячи фанатов меньше, 8171 зрителя.
А какой будет посещаемость во второй части сезона?
Данные за 17 лет показывают тренд на рост показателей в регулярных чемпионатах по мере приближения к плей-офф. Отрицательная динамика была только три раза: в сезонах-2011/2012, 2012/2013, а также по итогам регулярного чемпионата-2019/2020, завершение которого совпало с началом пандемии.
В сезоне-2024/2025 тем более можно ожидать дальнейший рост: СКА после Кубка Первого канала вернулся на самую большую арену в мире, вмещающую 21 520 зрителей. Рассматривает возможность переезда на новый стадион в конце регулярного чемпионата «Автомобилист». А интриги в турнирной таблице и приближение плей-офф только стимулируют идти на хоккей!
Фото: photo.khl.ru / Костюченко Денис
И это будет продолжаться, пока лига не занимается проблемой посещаемости (интереса) к таким клубам как Куньлунь, Витязь, Сочи и пр., которые играют при пустых трибунах уже не первый год и так будет продолжаться до тех пор, пока:
а) не будет решения на развитие этих клубов.
б) они будут исключены из лиги.
Естественно, нужно работать над 1 опцией (возможно, кроме куньлуня), так как остальные клубы не так безнадежны, но без нормального потолка и отмены "аренды" им никакое развитие не грозит.
Куньлунь - даже обсуждать нет смысла - политический мертворождённый проект который существует только по той причине, что у КХЛ кишка тонка его выкинуть без одобрения хозяина.