Модный приговор. Рейтинг дизайна форм КХЛ в сезоне-24/25
Три месяца прошло со старта 17-й регулярки Континентальной хоккейной лиги, команды успели не по одному разу сыграть в домашних и выездных свитерах, а это значит, что можно подвести определенные итоги. В рейтинг не войдут ни альтернативные комплекты, ни раскаточные. Дизайн логотипов также не окажет существенного влияния на оценку.
Сколько себя помню, меня всегда привлекал внешний вид игровой формы, который я считал не менее важным, чем результаты. За годы моего увлечения хоккеем спортивный дизайн вырос в сильную индустрию, развиваемую грамотными специалистами, а клубы начали внимательнее относиться к визуальной части экипировки, но некоторые недостатки еще остались.
Оговорюсь сразу: сама попытка классифицировать дизайны всегда носит весьма субъективный характер, однако причастность к индустрии позволяет мне утверждать со знанием дела. В данном рейтинге формы команд будут разделены по шести категориям, и если внутри категорий ранжирование может показаться неоднозначным, то отнесение дизайна к той или иной группе будет вполне оправданным.
Категория 6. Плохо.
23. Лада
Серьезно? На дворе, не 2004-й год, а 2024-й, но в Тольятти делают вот это? Форма представляет собой бессмысленную мешанину всего подряд. Крайне спонтанное и хаотичное оформление боковой части, при том только одной, напоминающее худшие образы из «нулевых». Используются два оттенка синего: голубой и нэви, что уничтожает цветовую лаконичность на корню.
Я понимаю, что это сделано для связи темных трусов со свитером. Но все-таки странно, что в 2000-е, так же испытывая серьезные финансовые трудности, в Тольятти могли себе позволить заказывать трусы под цвет джерси, а сейчас до этого дело не дошло. Еще одна проблема — номера, выглядящие чрезмерно жирными и громоздкими.
Не добавляет бонусов волжанам и неаккуратное размещение спонсорской плашки прямо на графике формы, при этом впритык к номеру. Также слабым местом является красная линия вокруг кокетки, которая по логике должна идти по всему контуру темно-синего выделения надплечья, однако она неожиданно прерывается. Дальше ее не пускают неуместные вертикальные вставки. Причем именно в таком исполнении их наносить на форму не следует, неужели никому это не показалось слабым местом?
Еще занимательный момент. Обратите внимание: ширина белой графики на рукавах и гамашах сильно различается, хотя графика должна циклично повторяться по возможности вплоть до ширины. При этом полосы на ногах не сидят по анатомии и стремятся скрыться под трусами.
Кроме того, отдельного упоминания заслуживает двойная обводка по контуру номеров. Дело в том, что подобное декорирование цифр во-первых, ведет к их размыванию при взгляде с расстояния и в динамике, во-вторых, скорее характерно для форм 20-летней давности, нежели для современных. Для наглядности я нарисовал схему изменения оформления цифр по десятилетиям.
В 1990-е годы (особенно в конце оных) номера часто наносили с применением эффекта псевдообъема, который затем уступил место рассматриваемой двойной обводке. В 2010-е, во времена зарождения индустрии спортивного дизайна, пришло понимание правил оформления цифр: двойная обводка уступила место простой, а внизу начали располагать какой-либо относящийся к клубу элемент. Теперь же часто отказываются от любой обводки, отличающейся по цвету от номера и фона, а внутри цифр размещается перфорированный узор.
Рискну предположить, что форму для «Лады» разрабатывало средней руки креативное агентство, не связанное по основной сфере деятельности со спортивным дизайном, возможно, из структур «Автоваза». У меня есть опыт взаимодействия с подобными субъектами, в связи с чем я могу сказать следующее. Как правило, среднестатистический работник среднестатистического креативного агентства не владеет таким предметом как спортивный дизайн, а потому не может дать приемлемый результат.
А если может, то мы имеем дело с уникумом, которые редко встречаются в таких организациях. Для понимания данного предмета его необходимо как следует отрефлексировать, пропускать через себя на протяжении нескольких лет. При этом было время, когда джерси для «Лады» делал автомобильный дизайнер Стив Маттин. Но доверить хоккейную форму автомобильному дизайнеру — ровно то же, что доверить лечение зубов офтальмологу, как бы этот специалист ни был хорош в своей сфере.
Также для хорошего итогового результата в цепочке принимающих решения внутри клуба должен быть хотя бы один человек с чувством прекрасного и реальным пониманием спортивной специфики, чтоб отбраковать откровенную дичь и направить исполнителя на верный путь. Увы, в организации «Лады» таковых, судя по всему, не имеется, в связи с чем болельщикам легендарного клуба с берегов Волги можно только посочувствовать. А эталоном игровой формы тольяттинцев до сих пор остаются лаконичные свитера из 1990-х, разработанные по канадским лекалам.
22. Витязь
В нынешней форме подмосковная команда проводит уже четвертый сезон, что говорит о благосклонности руководства к такому дизайну. Однако любить его абсолютно не за что. Самый слабый момент — полигональный графический градиент внизу рукавов. Мало того, что он напоминает оформление корпоративных презентаций 10-летней давности, так еще абсолютно не вписывается ни в стилистику джерси, ни в национально-колоритную концепцию клуба. Это очевидно инородный элемент, который к тому же грязновато выглядит на красном фоне, да и вообще почти не заметен, что лишает смысла его наличие.
Есть претензии и к воротнику: из-за своего оформления он не выглядит органичным. К этому элементу, берущему начало с модели свитера «adizero», стоит подходить особенно аккуратно. Во-первых, никакой шнуровки, т.к. она является ретро-элементом и подходит лишь воротникам более классического кроя. Во-вторых, пятиугольник (зона a) должен окрашиваться в тот же цвет, что и более широкая зона по бокам от него (зона b). Остальной порядок не имеет значения.
В случае «Витязя» мы имеем неоправданный акцент на красном пентагоне.
Типографика (то есть шрифтовая часть формы) крайне несовременная, хотя и имеет такую приятную деталь, как логотип в номерах на спине. Смесь стиля 2000-х и 2010-х.
Шрифт точно такой же, какой использовался ярославским «Локомотивом» еще в Суперлиге в сезоне 2005/06 с точно такой же двойной муарной обводкой. Внимание на рукава.
Также из-за жирной и узкой формы букв усложняется читаемость фамилий, что отлично заметно на этом примере.
21. Спартак
Летом 2020 года москвичи провели потрясающий ультрасовременный рестайлинг своей формы, который расположился бы на первой строчке этого рейтинга.
Однако чем дальше шло время, тем дальше спартаковцы скатывались в бездну визуальной безграмотности. Если домашний комплект еще более-менее приличный (его слабыми местами являются тонкие полосы в середине, не согласованные с элементами логотипа, а также воротник, оформленный вразрез с описанными выше правилами), то выездной форме пришлось гораздо хуже.
Прежде всего дело именно в сером цвете в качестве основного. Серые свитера выглядят грязно. Для того, чтоб было иначе, к их проектированию следует подходить с высочайшим пониманием дела, как это когда-то делали, например, в молодежном ХК «Рига».
Первое условие: на форме должно быть значительное содержание белого цвета (больше, чем сейчас у москвичей). Второе: следует брать более светлый оттенок серого. Третье: кроме белых и серых цветов на свитерах должен присутствовать третий темный цвет (черный, бордовый, темно-синий, темно-зеленый), на фоне которого серый казался бы светлее. Яркий спартаковский красный здесь не подходит.
Фамилии вынужденно расположены на белой плашке, иначе была бы затруднена читаемость красных символов на сером фоне. Но из-за строения джерси плашка давит на номера, не оставляя необходимого свободного пространства, что выглядит неопрятно.
Категория 5. Так себе.
20. Автомобилист
Последний раз основную форму в актуальной стилистике с оригинальной типографикой видели в Екатеринбурге около 10-и лет назад. С тех пор осознание важности этого направления в клубе заметно поубавилось. Рисунок на рукавах — тонкие продольные черные линии с расширением к низу в обрамлении еще более тонких белых. Веет Суперлигой, никак не современным дизайном.
При этом графика на свитере и гамашах совершенно разная, а на рукавах верхний и нижний интервалы между номером и спонсорскими логотипами не одинаковы, в результате чего элементы выглядят разбалансированными.
Номера — моя «любимая» тема, касаемо джерси Автомобилиста. Раньше на спины наносились цифры в фирменном округлом начертании, согласующимся с округлым логотипом спереди.
Спустя какое-то время шрифт неоправданно заменили на более прямой и строгий. Но у этого набора есть один огромный минус: кривая восьмерка.
Десятилетие назад файл с этим начертанием валялся на ныне почившем сайте hockeyjerseyconcepts как чья-то самодельная версия шрифта «Buffalo Sabres» – 2006, хотя напоминал его лишь отдаленно. С сезона 2018/19 данная кустарщина неожиданно получила жизнь на форме далеко не последнего клуба второй лиги мира. Неужели такая кривая восьмерка никого не триггерит? Очередной случай некомпетентности и наплевательского отношения к деталям.
19. ХК Сочи
Спасибо, что не очередной плагиат формы «Сан-Хосе». В плюс идет оригинальная цветовая гамма: единственное, что позволяет оценить дизайн выше «Автомобилиста». При этом наличие шнуровки не подходит современному крою воротника, шрифт номеров максимально стандартный и это в эпоху развития уникальных начертаний. По низу свитера нанесен клубный паттерн, но в хоккейной форме узор лучше всего ограничивать графикой или кроем, здесь же он сверху ничем не ограничен и его расположение там является весьма спорным. На рукавах же паттерн вписан в полосы, но при этом на белом комплекте сливается с темно-синей линией внизу, в результате желтая полоса сверху выглядит обособленно. Сами окантовочные полосы разной толщины на рукавах и гамашах.
В целом форму надо как следует переосмыслить, изменить расположение темно-синего, сбалансировать его с трусами такого же цвета, и, возможно, расширить использование яркого и заметного желтого.
18. ЦСКА
Убрали камуфляж — уже неплохо. Домашний комплект выглядит чуть более целостным, чем выездной. Графика же на ногах не соответствует графике на джерси. Элементы на плечах неудачно размещены впритык друг к другу, интервалы должны быть больше.
Да и одинокая красная полоса под рукавами на белых свитерах — это что вообще такое? Если так хочется чем-то задизайнить внутреннюю часть рукавов, то могли бы продлить синюю заливку, как это сделано на домашней форме.
В остальном любой классический дизайн советского периода будет на голову сильнее нынешнего. К чему в принципе все эти заигрывания со стилем? Вы кто: великий клуб или посмешище? Пока что ретро-комплект с «Русской классики» – 2016 является недосягаемым идеалом.
17. Авангард
До 2022 года омичи играли в шикарной форме от студии спортивного дизайна «Quberten» с выверенной агрессивной типографикой, актуальным концептом свитера и обильным использованием золотого, что связывало клубный логотип с остальными элементами. Золотой сделали даже рекламу, которая в итоге стала продолжением общего стиля.
Затем в Омске обратились к, не побоюсь сказать, великой студии Артемия Лебедева, которая до этого в плане хоккейных форм отмечалась не самыми удачными кейсами. По задумке дизайнеров студии выделение плеч должно символизировать своды «G-Drive Арены». Ну... На мой взгляд вышло так себе, не докрученно. Более классический вариант от «Q10» был гораздо удачнее. От золотого отказались, причем зря. В результате спонсор размещается как в старые-добрые: на огромной белой плашке. Шрифт номеров слегка потерял в солидности, а неосмысленное размещение цифр прямо на границе графики на рукавах ставит под сомнение компетентность исполнителей.
Быть может специалисты в студии и неплохие сами со себе собрались, но понимание такого предмета как дизайн хоккейной формы отсутствует напрочь. Единственный успешный проект — предсезонная форма «Авангарда» в стиле авангардизма.
Из приятных деталей отмечу использование начертаний цифр на спине разной степени ширины в зависимости от одинарного или двойного номера.
Даже удивительно как на производстве еще не напутали. Или были прецеденты, но я проглядел? Главное, что в других клубах до такого не додумались: некоторые используют цифры разной ширины отдельно лишь для спины и рукавов.
Категория 4. Средне.
16. СКА
Первые 2 месяца регулярки петербуржцы провели в свитерах, в которых играли последние 2 сезона, а в ноябре вернулись к дизайну 2010-х годов. Изначально текст был написан под первый вариант, но я не вижу смысла его менять.
Вариант 1.
Спасибо, что не очередной плагиат формы «Рэйнджерс». Изначально это был ретро-комплект и со своими целями он отлично справлялся. Но не все то, что хорошо для ретро, подойдет для основной формы. В кокетке на гостевом комплекте располагаются 2 элемента: реклама спонсора и звезда. Однако крой не является удачным для такого размещения. Звезда выглядит зажатой между швами и сильно притянутой к границе графики, что негативно сказывается на визуальном балансе конструкции. Более глубокая объемная кокетка подошла бы лучше.
Полосы на свитере более тонкие, чем на гамашах. Последние выглядят удачнее. Лампасы на трусах остались с прошлой формы, но не сочетаются с этой. Шрифт номеров с гранеными углами повторяет таковой на свитерах 1980-х годов, но стилистически не подходит логотипу, типографика которого имеет скругленные углы. Вместе с тем начертание фамилий с эмблемой сочетается, но никак не вяжется с цифрами.
Пара слов по последнему пункту. Для нанесения фамилий используется шрифт «Vox», который в оригинале имеет более широкие пропорции, что не позволяет размещать на спине даже фамилии средней длины при высоте букв в предусмотренные регламентом 8 см. Но вместо того, чтоб выбрать другое начертание, в Питере решили просто сжать шрифтовой слой по ширине. Обратите внимание: в результате деформации продольные перекладины в буквах получились толще, чем поперечные. Хотя по правилам шрифтового дизайна они должны быть либо равны, либо наоборот: продольные уже поперечных. В любом случае сжатие букв настолько, чтоб это было заметно, является признаком дурного тона.
Вариант 2.
Все-таки снова плагиат формы «Рэйнджерс». Об этом было очень много сказано и особо повторяться не хочется. Топовые клубы лучших лиг мира должны быть самодостаточными. Откровенное копирование элементов дизайна без переработки и переосмысления равносильно признанию собственной ущербности.
15. Куньлунь Ред Стар
На выездном комплекте мытищинских китайцев очевидное слабое место — одинокие золотые полосы. Места свитера, на которых они расположены, без красного цвета выглядят пустыми и не додизайненными. Домашний комплект кажется более цельным, но подводит сочетание воротника с кокеткой. Полностью красный ворот неприятно разрезает белые плечи, а отсутствие золотого хотя бы в канте горловины не позволяет визуально связать верхнюю часть джерси с нижней. Также базовый черный цвет логотипа не находит продолжения на форме. Да и красный оттенок трусов выбивается от оттенка джерси. Шрифт номеров — оригинальная версия начертания «Buffalo Sabres» – 2006, однако в КХЛ он уже заюзан до дыр в различные сезоны «Локомотивом», «Ак Барсом», «Магниткой» и «Донбассом».
Категория 3. Нормально.
14. Торпедо
Белое прямое выделение плеч, не очень удачно соединяющееся с нарукавной графикой, и классические полосы. Все это больше напоминает ретро-стиль и слабо сочетается с ярким, преимущественно красным логотипом, оформленном в современной стилистике. Зато на спине имеем один из лучших шрифтов в лиге.
13. Нефтехимик
Самая обыкновенная, дефолтная хоккейная форма с некорректно оформленным воротником. Концептуально «Нефтехимику» больше подошла бы цветовая гамма из черных, синих, голубых оттенков, но сейчас он растворяется среди сине-красных команд. Наличие серого немного спасает ситуацию и подчеркивает волчью тематику клуба. На трусах повторяется графика со свитера и гамаш, а красный логотип банка вписан в нее вдоль красной полосы — в данном случае это оправданное и удачное решение. Для фамилий и номеров взят шрифт «Redzone». Прекрасный образец спортивной типографики, никем другим в КХЛ не использующийся. Но декорирование цифр логотипом с мордой волка выглядит не очень — это стиль прошлого десятилетия, не сочетающийся с современным стилем шрифта. Тем более, горизонтальные перекладины цифр достаточно тонкие для какого-либо размещения. Все равно, что оформить руль «Теслы» плетенкой с рынка. Да и сам номер прилип к фамилии, его следует немного опустить.
12. Металлург
По дефолтности формы соперничает с «Нефтехимиком», только магнитогорский дизайн побеждает за счет своей простоты. На белом свитере видим неправильное оформление воротника с выделением пятиугольника. На домашней форме оформление ворота вовсе отсутствует, в результате чего новый продолговатый шильд КХЛ, не «зафиксированный» графикой кажется спонтанно налепленным. Полосы на рукавах вдохновлены клубными комплектами конца 1990-х, шрифты на вполне себе хорошем уровне.
Вот только насыщенно-желтый цвет логотипа не находит продолжения на джерси. В 2018 году «сталевары» представили восхитительную форму с оригинальной цветовой гаммой, состоящей из оттенка нэви, бордового и насыщенного желтого, все это было упаковано в актуальный крой с выделением плеч.
Но особых успехов команда в сезонах с этим комплектом не добилась, поэтому на удачу было принято решение вернуться к более привычным вариантам.
11. Локомотив
Четвертая подряд команда с синим и красным как основными цветами. Форма «железнодорожников» — типичный образец спортивно-дизайнерской мысли второй половины 2010-х. Концепт с выделением плеч на рукаве все еще актуален, серебристая полоса отлично дополняет синие и красные цвета, но типографика и ее оформление актуальность уже теряют.
Также отмечу, что в этом сезоне ярославцами был изменен крой воротника из-за необходимости размещения в нем комбинированного логотипа «Фонбет КХЛ», отличающегося габаритами от традиционного щита. В итоге ворот вышел слишком громоздким, похожим больше на ожерелье, чем на функциональную и технологичную часть спортивной экипировки. Также логотип «РЖД» съехал впритык к графике, хотя места на кокетке для него достаточно. Ему будто не хватает воздуха, а плечо кажется перегруженным.
10. Барыс
Интересный клубный паттерн, корректно вписанный в графику, яркие оригинальные цвета, современный шрифт номеров — это то, что выделяет форму «Барыса» в лучшую сторону. Градиентное оформление воротника — вообще шик и блеск. Но поскольку основные цвета команды являются родственными, то форма выглядит однородной, как будто в свитере недостаточно темно-синего для связи джерси с остальными элементами экипировки. При этом краги вообще неподходящего оттенка нэви.
Да и в целом лазурная форма с паттерном, золотым и синим имеет некоторые пересечения с формой другой команды — ХК «Сочи» с цветом морской волны, паттерном, желтым и темно-синим. Хотя все эти претензии жутко субъективны. Но есть один железный момент, который не позволяет оценить дизайн астанчан выше. Рядом с рукавами боковые вставки неудачно ложатся на крой, в результате мы видим под мышками какие-то непонятные синие клинья.
Слева — то, что есть сейчас. Справа — то, как было бы гораздо лучше. Быть может клубу не стоило выбирать этот дизайн, если нет возможности обеспечить адекватную реализацию?
Категория 2. Хорошо.
9. Северсталь
Открывает список форм, конструктивная критика которых крайне сложна, череповецкий клуб. Плюсую за оригинальную для лиги черно-желтую гамму, переливающуюся при помощи графического градиента, отсылающего к металлической крошке. В этом дизайне чувствуется индустриальный дух, не в последнюю очередь благодаря шрифтовому начертанию номеров. Желтая форма в качестве выездной тоже идет в зачет. Но наличие белого кажется лишним. Впрочем, чтоб его убрать, необходимо заменить белые шлема на желтые, но это означает, что пришлось бы раскошелиться на заказ нового элемента экипировки, да и вообще платить за имидж.
8. Сибирь
Последний клуб в рейтинге, чья форма разработана не студией «Quberten». Новосибирцам повезло иметь в штате крайне компетентного дизайнера. Из всех команд лиги именно «Сибирь» дольше всего играет в своей форме, впервые примерив этот вариант в 2017-м году. За эти годы изменения коснулись лишь шрифта номеров. Холодные оттенки идеально подходят клубной концепции, классический логотип в круге сочетается с классическим дизайном свитера, а глубокая, но обрезанная у рукавов кокетка является достаточно интересным решением. Форма сделана грамотно, без недостатков, но восьмое место присуждаю лишь потому, что дизайн других команд я считаю чуть более актуальным и занимательным.
7. Адмирал
Джерси «Адмирала» ожидаемо вдохновлены адмиральской формой, галуны на рукавах которой замечательно ложатся на хоккейный свитер. Смотрится свежо за счет черно-золотой гаммы. Герб на плечах оформлен в стилистике джерси и может напоминать золотые погоны. Шрифт номеров по-адмиральски строг, но его оформление, как и стилистика в целом, родом из 2010-х, а значит, их время уходит. Также имеем воротник современного кроя adizero, которому не очень подходит шнуровка, хотя надо признать, что в данном случае все сделано предельно аккуратно.
6. Салават Юлаев
Джерси башкирской команды выгодно отличаются от конкурентов прежде всего кроем и типографикой. Первый одновременно и стандартен, и неординарен. Казалось бы, обыкновенное выделение плеч по типу «Локомотива», но при этом графика огибает не весь рукав, а располагается лишь на половине его объема. Подобное мы видели на Матче Звезд НХЛ – 2018.
Шрифт же хорошо согласован с брутальным стилем логотипа. Однако не внеси уфимцы изменения в прошлогоднюю форму, «Салават» был бы оценен повыше. В этом сезоне правки коснулись полосы под выделением плеч на рукаве. Если раньше в ней размешалась золотая надпись «УФА» / «ӨФӨ», идеально подходящая под начертание цифр и зацикливающая золотой цвет логотипа, то теперь там флаг Башкортостана.
Он неплохо выглядит на домашней форме, образуя переход от синего к зеленому через своеобразный графический градиент, но на светлом комплекте стройность нарушается, а эффект теряется. Гамаши же остались с прошлого сезона и не соответствуют имеющейся графике. На мой взгляд, «Салават» совершил ошибку, как и «Авангард», отказавшись от не часто используемого в масштабах лиги золотого в качестве полноценного третьего цвета.
Категория 1. Отлично.
5. Динамо Минск
С пятого места рейтинга начинается высокая мода. Отличительной особенностью визуального имиджа минчан является отсутствие четкого разделения домашних комплектов на основной и альтернативный. Голубая и черная формы используются примерно в равном количестве игр. Нетривиальная цветовая гамма и минималистичная графика выглядят крайне современно. В номерах на спине выполнена перфорация в виде национального узора.
Но государственный флаг размещен неудачно. Во-первых, он слишком сильно притянут к цифрам. Имеет смысл изменить крой кокетки и рукава, убрав шов между логотипом букмекера и номером, чтоб появилась возможность расположить нашивку повыше. Во-вторых, сама необходимость его нанесения на джерси крайне сомнительна. Думаю, ответственные лица увидели флаги на свитерах у «Барыса» с «Куньлунем» и захотели так же. Но у тех команд он хотя бы вписывается в цвета формы. Вот тут мы и подходим к третьему моменту.
Флаг Беларуси достаточно иконичен, это не банальные горизонтальные/вертикальные полосы. Его без потери узнаваемости можно было бы оформить в монохроме с использованием клубной гаммы. Подобный прием используется на полевых шевронах, когда надо скрыть яркие, выбивающиеся из гаммы амуниции цвета, но сохранить различимость.
Кстати, весьма иронично, что на форме белорусской команды размещена устаревшая версия флага с белой прожилкой между орнаментом и красным полотнищем, а также с более яркими оттенками красного и зеленого, хотя прошедшим летом именно с подачи минчан лига проводила ревизию среди команд-участников на предмет корректности флага Беларуси, вывешиваемого под сводами арен.
4. Ак Барс
Как расшиты номера у казанцев — они не расшиты ни у кого. Пример главного клуба Татарстана дает понять, что цифры на современных хоккейных свитерах можно оформлять не только перфорацией. В этой форме смущает только наличие двух зеленых оттенков: классического для «Ак Барса» темно-зеленого и светло-зеленого, используемого непримиримым соперником — «Салаватом Юлаевым». Налицо расстройство клубной идентичности. Могу дать только одно объяснение: на флаге Татарстана и в логотипе «Татнефти» присутствует как раз светлый оттенок, а кто хозяин, того и цвета.
3. Амур
У хабаровчан в этом сезоне такая же фишка, что и у минского «Динамо» — равнозначное использование двух домашних комплектов. «Амур», пожалуй, обладает лучшим сочетанием цветов в лиге, превосходно вписывающимися в тигриную тематику. Белый на домашних свитерах, как и у минчан, используется по минимуму — своеобразный свежий для спорта прием color rush. Крой свитера является удачным гибридом консервативного (полоски на рукавах) и прогрессивного взгляда на джерси (боковые вставки). Оформление последних — пример «Барысу» и ЦСКА. Номера отрисованы и оформлены в мегаактуальной стилистике, подходящей как спортивной форме, так и диджиталу.
2. Трактор
Крайне оригинальная концепция с лаконичной и контрастной цветовой гаммой, позволяющей разместить любую рекламу коммерческих партнеров без ущерба клубным цветам, т.к. черно-белые монохромные версии логотипов есть почти у всех организаций, что не вызывает трудностей с согласованием. Жаль только, что с ее количеством переборщили из-за чего перегруженными выглядят рукава. Надо немного поработать с кроем и чуть опустить полосатую графику, чтоб с равными интервалами и не впритык друг к другу расположить три спонсорских эмблемы и номер.
Также не очень нравится оформление воротника. На домашней форме оно отсутствует как у магнитогорских соседей, в итоге необрамленный шильд кажется случайно попавшим на это место, а на гостевом комплекте ворот оформлен вразрез с правилами, указанными выше в разделе про «Витязь». В остальном — топ, особенно типографика.
1. Динамо Москва
Кому как, но я считаю этот дизайн лучшим в лиге, хотя любая из команд первой категории не меньше москвичей заслуживает быть здесь. «Бело-голубые», примерив эти джерси несколько лет назад, наконец-то стали действительно бело-голубыми, а не бело-темно-синими. Оттенки экипировки хорошо подоганы друг под друга и все это выглядит весьма сочно. Концепт формы вполне сдержанный и классический, как и должно быть у великого клуба с богатой историей. Реклама не перетягивает на себя внимание и не грузит свитер. Отличительная особенность — перфорация, стандартная для номеров на спине, зацикливается в логотипе на груди. Шрифт цифр не только отлично сочетается с фигурной «дэхой», но и веет московской стариной.
Дискуссионным является вопрос об уместности расположения рукописного леттеринга «Москва» в полосах на рукаве (раньше он полноценно располагался по центру свитера внизу), но у меня особого отторжения это не вызывает, да и не настолько данный момент значим, чтоб не позволить «Динамо» занять первое место в списке форм КХЛ.
В заключение хочу сказать, что этот пост написан потому, что за годы работы у меня накопилась критическая масса мыслей по вопросам хоккейного дизайна. Составлением данного рейтинга я всего лишь дал им выражение в словах. Было бы прекрасно, если бы эта запись дошла до ответственных лиц, что, возможно, позволило бы сделать визуальную часть экипировки команд лучше.
Единственное, наверное не надо было выдавать абсолютные места, а просто распределить команды по категориям.