103 года со дня рождения Олега Белаковского
Сегодня, 6 сентября, знаменитому врачу, почетному президенту клуба болельщиков ЦСКА Олегу Марковичу Белаковскому исполнилось бы 103 года.
ДРУЖИЛ С БОБРОВЫМ, ВОЕВАЛ, ВОССТАНАВЛИВАЛ МИХАЙЛОВА И ХАРЛАМОВА, ПРИДУМАЛ ИМЯ «ЦСКА»
До Великой Отечественной войны Самуил (Олег) Белаковский занимался футболом и хоккеем с мячом у отца Всеволода Боброва в Сестрорецке (Ленинградская область). Олег и Всеволод учились в одном классе, хотя Бобров был на год младше. Они крепко подружились. Белаковский защищал ворота местной команды, не знавшей поражений в Ленинградской области. В 1940-м ему, уже слушателю Военно-медицинской академии имени Кирова в Ленинграде, присвоили звание мастера спорта.
133 ПРЫЖКА С ПАРАШЮТОМ
С началом войны Белаковский выходил на ночные дежурства, рыл окопы, сопровождал санитарные машины с ранеными, тушил зажигательные бомбы. В ноябре 1941-го эвакуировался с академией в Самарканд, в 1943-м закончил обучение. Его оставляли в адъюнктуре, но молодой врач рвался на фронт. Хотел отомстить за маму, погибшую при бомбежке Дороги жизни на Ладожском озере.
Лейтенант Белаковский служил военврачом в воздушно-десантных войсках, прыгал с парашютом. Спас немало жизней бойцов, оказывал помощь прямо во время боя. Получив ранение ноги, сам извлек большой осколок, после чего несколько недель оперировал сидя.
Войну он продолжил в Венгрии в районе озера Балатон. Подчас работать скальпелем ему приходилось при свете автомобильных фар. В апреле 1945-го медицинская рота под командованием капитана Белаковского попала в окружение, но приняла неравный бой и выстояла. Он особенно гордится орденом Красной Звезды, полученным в 1944-м за форсирование реки Свири, и орденом Отечественной войны I степени, врученным в 1945-м за бои в Венгрии.
Белаковский закончил воевать 12 мая в Чехословакии, где мощная группировка противника не желала сдаваться даже после объявления фашистской Германией капитуляции.
В конце 1940-х служил на Дальнем Востоке врачом-экспериментатором по прыжкам с парашютом, занимался исследованием их влияния на организм, сам совершил 153 прыжка.
ВПРАВИЛ КЛЮЧИЦУ ТИЩЕНКО
В 1950 году во время командировки в Москву Белаковский встретился с Бобровым, уже признанной звездой футбола и хоккея. Именно Всеволод Михайлович благословил его на работу в спорте. Он рассказал о своем друге патрону футбольно-хоккейной команды ВВС генералу Василию Сталину, так началась яркая карьера спортивного врача Белаковского.
Он помогал восстанавливаться Боброву перед первой в отечественной истории Олимпиадой-1952 в Хельсинки. Если бы не Белаковский, наши болельщики вряд ли бы увидели великий камбэк нашей сборной, превратившей 1:5 в 5:5 в матче с югославами, и хет-трик Боброва.
Олег Маркович работал со сборной по футболу на золотой для нее Олимпиаде-1956 в Мельбурне, жил в комнате со Львом Яшиным. В полуфинале с болгарами (2:1 ОТ) Белаковский вправил защитнику Николаю Тищенко вывихнутую ключицу. Да так, что тот начал комбинацию, которая увенчалась голом Эдуарда Стрельцова, сравнявшего счет в овертайме.
ПРЕДЛОЖИЛ НАЗВАНИЕ АРМЕЙСКОГО КЛУБА
В 1953 году на базе спортивного хозяйства и штатов отдела физической культуры и спорта ЦДСА был создан Центральный спортивный клуб Министерства обороны – ЦСК МО. Неблагозвучное и длинное название решили поменять. Случилось это в 1960-м.
Вспоминает Белаковский:
- Как-то к нам приехал начальник по физподготовке ВС генерал Павел Ревенко. Разговор зашел о названии клуба – ЦСК МО не нравилось. Варианты «Красная звезда» и «Звезда» отпали – слишком банально. ЦДКА и ЦДСА уже были. И тут я предложил: «Давайте назовем проще – Центральный спортивный клуб армии, ЦСКА». Ревенко доложил министру обороны маршалу Родиону Малиновскому, тому имя клуба понравилось, и его утвердили».
Новое имя армейского клуба было объявлено 9 апреля в газете «Красная звезда». На это время пришлась кульминация хоккейного чемпионата страны, который в сезоне-1959/60 венчал плей-офф. Первый матч полуфинала с «Крыльями Советов» (7:1) команда Анатолия Тарасова провела под названием ЦСК МО, а повторный (5:0) – с новым именем, ЦСКА. В финальной серии до трех побед ЦСКА не оставил шансов московскому «Динамо» (10:4, 5:1, 5:1).
СПРЯТАЛ БИАТЛОНИСТА ТИХОНОВА В БАУЛАХ
С 1970-го года Белаковский начал работать в хоккейной сборной. Помог случай. Его предшественник Алексей Васильев опрометчиво похвалил финский кефир, заявив, что он лучше советского, и был отстранен. За плечами Белаковского две победные Олимпиады (в Саппоро-1972 и Инсбруке-1976), несколько чемпионатов мира и Европы, а также в эпохальных матчах Суперсерий-72, 74.
На первом для Белаковского чемпионате мира 1970 года в Стокгольме серьезную травму получил основного вратарь Виктор Коноваленко. В матче с хозяевами на него свалился нападающий соперников. После мощного удара коленом в голову голкипер потерял сознание.
- Я примчался, стянул с него маску и обомлел: его глазницы были залиты кровью. Диагностировали оскольчатый перелом носа. На лед вышел Владик Третьяк и вскоре пропустил, мы проиграли 2:4. К следующему матчу я поставил Виктора на ноги. Мы взли реванш у шведов и стали чемпионами мира.
Вскоре после этого чемпионата мира мы играли товарищеский матч со шведами, - продолжает Белаковский. – Женю Мишакова толкнули на борт. Поехали в госпиталь, сделали рентген. Полулунная кость торчала в сторону. Местные врачи такое увидели впервые. Я вправил кость, и на следующий день Мишаков вышел на раскатку с загипсованной рукой. У Тарасова на лед не выходили разве что мертвые. Переполненный стадион вмиг замолчал.
…В стартовом матче Олимпиады-1972 в Саппоро в столкновении с финским защитником травму колена получил Борис Михайлов. Был поврежден внутренний мениск, надорвана боковая связка. А это минимум месяц покоя. Михайлов заявил, что готов играть через боль. Тарасов поручил Белаковскому поставить форварда на ноги к решающему матчу против сборной Чехословакии. Михайлова на костылях вместе с запасным вратарем Александром Пашковым отправили посмотреть на главных соперников в игре с американцами. Звездно-полосатые сенсационно победили 5:1, буквально избив чехословаков.
Михайлов пропустил два матча (во шведками – 3:3 и американцами – 7:2). Ему сделали новокаиновую блокаду, надели на колено фиксирующую повязку и выпустили на матч с поляками. В середине игры он даже гол забил, катаясь на трех точках. Но перед третьим периодом не мог наступить на травмированную ногу, и Аркадий Чернышёв разрешил ему отдохнуть. Несмотря на возражения Тарасова. Михайлов вышел на встречу с чехословаками и в первом периоде забросил шайбу тихим броском от борта, сделав счет 2:0. Наши выиграли 5:2 и завоевали золотые медали.
Этот матч со скамейки запасных смотрел прославленный биатлонист Александр Тихонов. Он сильно хотел почувствовать градус игры. Белаковский спрятал его в баулах со снаряжением, а во время матча Тихонов вылез и получил море удовольствия.
ПРЕДСКАЗАЛ ВОЗВРАЩЕНИЕ ХАРЛАМОВА И БЫЛ ОБВИНЕН В НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ
В середине шестого матча (второго в Москве) Суперсерии-72 Валерий Харламов получил удар клюшкой по лодыжке от канадца Бобби Кларка. Воспалилась надкостница, рана кровоточила. Белаковский сделал все возможное, чтобы поставить нашего лидера на ноги. Валерий доиграл второй период, даже гол забил, который, увы, не засчитали из-за невнимательности судьи за воротами. Седьмой матч он пропустил, а на восьмой, решающий, вышел на уколах.
В мае 1976 года, спустя две недели после своей свадьбы, Харламов попал в аварию. Его «Волга» была искорежена.
Вспоминает Белаковский:
- У Валеры обнаружили открытые переломы лодыжки, ребер, сотрясение мозга и множество ушибов. Многие считали, что он сможет просто ходить, но не играть. Я же дал прогноз: он вернется на лед через четыре месяца. Меня упрекнули в непрофессионализме. Но я оказался прав. Когда Валера натягивал коньки перед первой тренировкой, у него дрожали руки. А мы с врачом ЦСКА Игорем Силиным еле сдерживали слезы. Тарасов посоветовал Харламову покататься с мальчишками из нашей школы, чтобы восстановить обводку. Валере понравилось, и он признался мне, что хочет стать детским тренером.
В день первой игры Харламова после восстановления Белаковский пришел на раскатку «Крыльев Советов» и попросил ребят, среди которых было немало тех, кто играл с Валерием в ЦСКА, не усердствовать против него. Впрочем, и говорить ничего не надо было. На четвертой минуте Харламов открыл счет, трибуны в Лужниках стоя приветствовали этот гол.
- За десятилетия работы в спорте я видел трех по-настоящему великих спортсменов – Боброва, Яшина и Харламова, - сказал как-то Белаковский.
«ЛУЧШИЙ ДОПИНГ – ЧЕРНАЯ ИКРА»
Дело Олега Марковича продолжил его сын Марк. В 1975 году он работал в киевском «Динамо», возглавляемом Валерием Лобановским и Олегом Базилевичем. В том сезоне команда сделала победный хет-трик или трипл – выиграла чемпионат страны, Кубок обладателей Кубков и Суперкубок УЕФА.
Рассказывает Марк Самулович Белаковский:
- В начале 1980-х руководитель советского футбола Вячеслав Колосков попросил отца написать трактат о возможности применения запрещенных фармакологических препаратов. Так отец пришел к выводу, что «для советских спортсменов лучший допинг – черная икра».
Даже на склоне лет Олег Маркович оставался на боевом посту – врачом-консультантом ЦСКА, замначальника клуба по медобеспечению. Он ушел из жизни 19 июля 2015 года, успев отпраздновать 70-летний юбилей великой Победы.
В 2006-м на Аллее спортивной славы ЦСКА был установлен его бронзовый бюст.