6 мин.

Агрессия СКА на рынке раздражает. Но если серьезно – двигает КХЛ вперед

Тестировать рамки – круто.

Моя последняя неделя: утро, новости по тегу «Евгений Кузнецов», поиск сообщений о том, подписался он со СКА или еще нет.

Новость-слух-вброс об этом опубликовали во вторник, 15 июля – и там даже был срок: 4 года, СКА, все дела. С того момента развитие событий будто бы притормозил Роскомнадзор – и они задвигались в обратном направлении: за 10 дней мы пришли от контракта на 4 года через безусловный драфт отказов к вилке из двух вариантов – «Трактор» и, та-дам, СКА (а еще существует парадоксальная для меня новость о том, что из гонки за Женю выпал «Ак Барс»).

Я спросил у ясеня: «Что все это значит?». Ясень (один мой знакомый) ответил: «Судя по всему, СКА не может подписать Кузнецова из-за потолка зарплат – пока не разгрузит его».

Мне стало еще интереснее: в НХЛ клубы по ситуации могут превышать потолок зарплат после конкретных обменов и подписаний – и должны влезть под него к конкретной дате. Например, как «Торонто» срочно влез под потолок в 2023-м, обменяв Сэма Лафферти в «Ванкувер» на выбор в пятом раунде. Разве в КХЛ так нельзя?

И да, действительно нельзя.

В регламенте есть специальный пункт, который круглогодично запрещает превышение потолка.

Этот апгрейд сделали после перфоманса СКА летом-осенью-2023: Питер набрал кучу новичков, заметно превысил установленную планочку и потом со скрипом под нее умещался. Ржали всей маршруткой.

Весной-2024 в честь примерно этого перфоманса президент СКА Александр Медведев заметил, что потолок надо повысить на 10%.

Лига ответила по-другому. 28 марта обновили регламент – сейчас в нем прописано следующее:

«Жесткий» потолок заработных плат означает недопустимость превышения общей суммы доходов хоккеистов клуба над установленным предельным значением «Потолка заработных плат» хоккеистов клуба. КХЛ осуществляет непрерывный контроль за соблюдением клубом предельного размера «Потолка заработных плат» хоккеистов клуба в текущем и последующих сезонах. Под сезоном в целях учета «Потолка заработных плат» хоккеистов клуба начиная с 1 мая 2024 года понимается период с 1 мая (с 1 июня года окончания сезона 2024/2025 годов) текущего года по 31 мая следующего года».

Да, звучит кондово, но вот расшифровка: превышение потолка запрещено в период с 1 июня одного года по 31 мая следующего.

Если что, это целый год.

То есть с мая-2024 потолок запрещено превышать вообще. Санкции страшные: от индивидуального снижения потолка для клуба на следующие сезоны (при превышении до 2%) до аннулирования спортивных результатов (после 2%).

Вот так гиперактивность СКА на рынке в желании перестроить команду привела к изменению регламента.

Эту гиперактивность у нас в комментариях принято уничтожать, и прямо сейчас я вижу, какую реакцию вызывает потенциальный переезд в Санкт-Петербург того же Кузнецова.

Но, по-моему, очевидно, что пример с реакцией КХЛ в виде апгрейда регламента показывает: СКА все делает правильно.

Спортивная лига – очень сложная экосистема, в ее регламенте нужно учесть слишком много параметров. И наивно представлять, будто какие-то мудрецы могут один раз собраться за столом и все предусмотреть.

Максимум, что могут мудрецы – разработать заготовку. Заготовку должна поправить жизнь; точнее – участники турнира и их активные действия, направленные на то, чтобы стать сильнее. Эти участники будут вчитываться в бумаги, искать слабые места между строк, искать двусмысленности – и оборачивать их в свою пользу.

СКА делает ровно это.

И это здорово, потому что так раскручивается соревнование менеджеров в КХЛ.

В профессиональной спортивной лиге противостояние происходит не только на льду и не столько на льду. Про-лига – это турнир менеджеров. И побеждает тот, у кого лучше получится в существующих условиях набрать лучший состав.

И в борьбе менеджеров – как и на льду – лучше бы считать разрешенным все, что не запрещено. СКА исполняет именно это – и заставляет лигу реагировать, менять регламент, оптимизировать его отдельные положения и пересматривать отдельные понятия.

Кстати, как мы видим, в КХЛ работают менее креативные ребята – и они пока умеют только запрещать. Игрок застрял за воротами? Запретить. СКА превысил потолок? Запретить!

Но когда-нибудь появится вторая кнопка, а за ней и третья, и четвертая.

И да, про Кузнецова: конечно же, мы все хотим видеть его в Челябинске, в форме «Трактора». Это романтика и ностальгия, а мы очень любим в спорте и романтику, и ностальгию.

Но если посмотреть на ситуацию с технической точки зрения: почему в случае с Кузнецовым «Трактор» должен предполагать, что у него должны быть какие-то преимущества по умолчанию? Формальные права на Кузнецова в КХЛ принадлежали СКА – почему клуб не предпринял попытку вернуть эти права, например?

Это не претензия к клубу – я просто не вижу, как развитию КХЛ помогает ситуация, при которой ностальгические права трансформируются в как-бы-формальные. Если Кузнецов должен вернуться только в Челябинск, уступая ностальгии, то заканчиваются ли его обязанности перед родным клубом? Может быть, он должен уступить в зарплате? Что еще?

И опять – это не претензия, это разбор ситуации. Разбор работает и в обратную сторону: представим, что Кузнецов из ностальгических чувств подписывается с «Трактором», но вдруг показывает слабый хоккей и не проходит в топ-6. Что делать тренеру? Ставить игрока в первое звено из-за ностальгии?

Это исключено, потому что это разрушительно. И в этот момент ностальгия точно уйдет на третий план.

Вот и при подписании контракта ее включать нет смысла. Кузнецов возвращается на открытый рынок, и он должен быть открытым для всех предложений – и открытым для сильных игроков этого рынка в том числе.

И пусть все клубы КХЛ ведут себя как СКА – тестируя слабые места регламента, бросая вызов каким-то штампам и чьи-то шаблонным представлениям о том, как делается (и как не делается) хоккейный бизнес.

Если все клубы и все менеджеры будут работать в таком же активном ключе, регламент настроят гораздо быстрее, его положения станут прочнее, он будет работать лучше – и лига станет еще круче.

Хотя после прошлого сезона казалось, что это просто невозможно. Правда же?

Телеграм-канал Петуховаютуб-канал Петухова

Фото: eastnews.ru/Scott Taetsch, Patrick Smith; Maksim Konstantinov/Global Look PressРИА Новости/Александр Кряжев