14 мин.

Звездный десант - итоги битвы 11/12. Часть 1

В самом начале, хотелось бы поблагодарить всех читателей данного блога за их интерес к нему, за участие в обсуждениях и в помощи в его становлении. Благодаря вашей обратной реакции, чувствовалось, что вся та работа кому-то нужна и не пропадает даром.

А во-вторых, хотелось бы извиниться, что из-за ряда причин не получилось пройти всю дистанцию сезона и последние семь игр, самые важные поединки, остались без должного внимания. Да, я наблюдал каждую из них в прямом эфире, но, к сожалению, достаточно времени, чтобы их высветить не было. А ведь сказать о них есть что, и не мало, но актуальность этого уже прошла. Поэтому позволю себе начать новый цикл постов «Подведения итогов», и в первой части как раз и будет кратко описано, что произошло в последних семи встречах, и почему Даллас был вынужден закончить сезон с финальным свистком 82-го матча регулярного сезона.

Встречайте! Новая команда и ее новое лицо

В данной серии попытаюсь разобрать и оценить игру каждой детали механизма под названием Dallas Stars в отдельности и в целом. Но начну как раз с общей оценки выступления команды в этом сезоне, но если быть точнее, то с оценки работы одного человека, но именно с ним можно ассоциировать все хорошее и не очень, что произошло с командой в этом году. И имя этому человеку – Глен Галуцен, а оценка проделанной им работы и, соответственно, оценка выступления всей команды, как минимум 8 из 10-ти баллов (в дальнейшем все будут оцениваться именно по 10-тибальной шкале). Да, клуб не попал в Плей-Офф, хотя имел большие шансы, да, команду не хватило на решающие игры, да, были и другие ошибки на протяжении сезона, но, во-первых, ему только сорок и это его первый опыт работы с командой из НХЛ (о его стремительном карьерном росте можно прочитать здесь). А во-вторых, давайте вспомним, какой коллектив ему достался, и попытаемся адекватно оценить все, что он сделал.

И начать стоит с того, что бывший владелец Том Хикс, своим решением продать клуб, превратил одну из сильнейших команд лиги в откровенного аут-сайдера. Конечно, команда сейчас находится на стадии перестройки. Практически в одночасье из клуба ушли главные творцы ее славы, такие как Майк Модано, Сергей Зубов, Йере Лехтинен, а процесс поиска новых лидеров клуба, воспитания нового поколения, не может быть сиюминутным. Он длительный и довольно болезненный, и перемещение команды с вершины турнирной таблицы в ее середину, тому подтверждение. Но это естественный процесс, а вот отпускать таких звезд как Бред Ричардс, кроме как к разрушению, ни к чему другому привести не может. И виноват в этом именно Том Хикс. Бред ушел из команды не из-за того, что его не устраивала сумма контракта, по информации Джо предлагал ему больше, чем он сейчас зарабатывает в Нью-Йорке, и такие деньги действительно выделялись, но Ричардса совсем не устраивало то, что у клуба нет плана по выходу из низов таблицы, нет владельца, который заинтересован в результате, Хикс же думал только о деньгах. Во многочисленных интервью Бред постоянно повторял, что хотел бы остаться в Далласе, но ему нужны гарантии, а Джо не обменял его во время дед-лайна, так как получил вольную на его подписание, да и дело с продажей клуба близилось к концу.

Но не хватило каких-то 100 дней. 14 сентября 2011 года суд признал Даллас Старс банкротом и выставил на аукцион, где единственным покупателем был Том Гальярди, а 21-го ноября все бумажные дела были улажены и Даллас официально получил нового владельца. Надеемся, что и его именем будут связаны и новые победы, которые мы с нетерпением ждем. Но терпения как раз надо запастись, так как успели продать/потерять практически все, что продается, в том числе и главную звезду Далласа Бреда Ричардса. Уверен практически на 100%, признай Даллас банкротом 30-го июня, 1-го же июля подпись Ричардса стояла бы под контрактом Далласа, но, как известно, в спорте не существует сослагательного наклонения.

А что ж в итоге у Далласа осталось? Рибэйро, который замечательно себя чувствовал в качестве второго центра за спиной Бреда, но не ясно как он себя поведет в качестве первого номера. Луи Эриксон, который на отдельном участке показал, что он уже является самостоятельной боевой единицей, но опасения, не загрузнет ли он без Ричардса, никуда не пропадали. Джейми Бенн – молодой подающий надежды игрок, но который впервые получит время на уровне второго звена. И Брендан Морроу – капитан, у которого перестало получаться вести за собой партнеров и игра которого из-за травм вызывает множество вопросов в последних нескольких сезонах. На первые два звена четыре игрока, каждый из которых с большим вопросом. Можно было бы доукомплектоваться с рынка, но, во-первых, кто даст денег на достойных игроков, а во- вторых, их просто не было на рынке в этом году. Пришлось довольствоваться тем, что есть. Заканчивающий карьеру Дворак, пробившийся в НХЛ лишь в 25-ть лет Фидлер, играющий в третьем звено, но нуждающийся в новом вызове Райдер, и еще парочка для глубины.

Защитные редуты так же особо не изменились. Четверо игроков из той обороны, которую не ругал лишь ленивый. Голигоски, который должен был заменить Ричардса в большинстве и Шелдон Сурей, от которого не ясно было что ожидать. Единственная линия, которая вызывала меньше всего вопросов – вратарская, но один вопрос все же оставался: «Сумеет ли Кари Лехтонен и второй сезон провести без травм?» Добавить к этому довольно скудный на то время набор проспектов и получим полную картину, с какими трудностями придется столкнуться новому Главному тренеру при достижении цели.

По прогнозам многих специализированных изданий, максимум, на что мог рассчитывать Даллас – это 13-14-ая позиция в Западной конференции, но команда во главе с Гленом Галуценом попыталась замахнуться на большее. Уже в выставочных матчах стало ясно, что просто мальчиками для битья команда не будет, одержав шесть побед в семи матчах. Единственный матч, который Даллас проиграл, команда играла без своих лидеров в атаке и закончила его со счетом 0-3. В остальных же 6-ти, в которых первые два звена чередовались, в общей сложности было забито 29-ть голов, а Майк Рибэйро стал самым результативных игроком в НХЛ в выставочных матчах.

Но выставочные матчи это одно, а все карты раскрываются только в регулярном сезоне. Как оказалось в нападении у Далласа все как на бумаге, все довольно скромно. Каждая шайба давалась с трудом, химии в звеньях не было. Голы забивались в основном только благодаря исполнительскому таланту Луи Эриксона и Джейми Бенна, которые хоть и играли в одном звене, но сообща действовать так и не научились. И шанс победить команда имела только благодаря действиям в защите и зачаровывающей игре в воротах Кари Лехтонена. И вот в этом прямая заслуга Глена Галуцена. Он превратил отвратительную защитную линию, которую при Кроуфорде хотелось распустить и полностью собрать новую с ФА, в конкурентноспособный механизм. И пусть на старте у Далласа были не самые сильные соперники, но 11-ть побед в 14-ти стартовых матчах достойный результат, который позволил Далласу даже несколько дней возглавить общую турнирную таблицу. Философия Глена, где каждый член команды должен отрабатывай по полной заработала. Добавил к ней пару тактических ходов и соперники становились в тупик. Игроки Далласа удачно оттесняли их к борту или к синей линии, сопернику не удавалось прорваться на пятачок, а с ударами с дальней дистанции и с острых углов Кари уверенно справлялся, проиграв лишь один матч из первых 12-ти и только в двух из них пропустив больше 2-х шайб.

В это же время в команде появился еще один феномен, под именем Эрик Найстром. Игрок, который брался, только чтобы закрыть дыру в платежной ведомости, оказался очень полезным, оказавшись тем недостающим компонентом, чтобы обеспечить лучшую химию в команде, химию в третьем звене. Кроме того, что на протяжении большей половины сезона к ним не было вопросов по поводу игры в защите, так они еще и успевали огорчать соперника, а Эрик одно время даже лидировал в списке снайперов Далласа. И в этом доля заслуги Глена не самая малая.

Но такая резвость не могла остаться незамеченной, соперники начали лучше присматриваться к Далласу, анализировать и находить ошибки. И это себя не заставило ждать и 5-ть поражений подряд тому подтверждение. Что же изменилось? Во-первых, соперник начал находить пути переправить шайбу на пятачок, где защитники Далласа просто не знали что делать. И один из путей – это игра за воротами, частая путаница кто идет за ворота, а кто сторожит пятак, постоянно приводила к неприятностям. Во-вторых, были расставлены приоритеты кого крыть. Рибэйро убрать из игры обычно не составляло труда, а Морроу и Райдер без него ничего создать не могли. Больше внимания начали уделять Джейми Бенну, но Джейми вместо того, чтобы начать чаще играть в пас с Эриксоном продолжал продавливать соперника, даже если их в несколько раз больше, конечно же, его продуктивность упала. Ну и третье звено теперь начало восприниматься всерьез и голы в их исполнении стало роскошью.

Это может звучать странно, но именно травма капитана позволила открыть Далласу второе дыхание и в его отсутствие команда набрала девять очей в 7-ми матчах. В это же время впервые опробовалась связка Эриксон-Рибейро, но не смотря на неплохую игру их все-таки развели… до следующей травмы Морроу.

В это же время Даллас ожидало еще одно испытание, травму получил Кари Лехтонен, а команда с ним и без него – это две разные команды. На Эндрю Рэйкрофта выпала большая ответственность, но он не сумел с ней справиться, допуская ошибку за ошибкой. И тогда было принято решение попробовать молодого проспекта Рикарда Бакмана. Не смотря на свои не самые внушительные антропометрические показатели, которые в системе нового тренера ему не помешали бы, он сумел окончательно вытеснить Рэйкрофта вначале из старта, а по возвращению Кари и из состава.

К слову Бакман не единственный молодой игрок, который получил право сыграть в главной команде и сумел закрепиться в ней. За то время, пока тренировал Кроуфорд, в команде появился лишь один проспект, Джейми Бенн, за первый же год работы с командой Глена Галуцена в составе уверенно закрепилось сразу несколько молодых исполнителей. Это и упомянутый Бакман, и Филипп Ларсон, который пусть и не до конца освоился в НХЛ, но уже выглядит гораздо лучше многих его партнеров, а потенциал еще раскрывать и раскрывать. И возможно он бы отыграл больше чем 55 матчей, если бы не излишек защитников на контракте. Это и Томас Винсер, который пусть пока и не дорос до второго звена, куда его подготавливают, но он уверенно себя чувствует и в 3-4-ом, и из состава его сложно будет вытеснить. Сюда можно отнести и Тома Уонделла, не смотря на то, что это его уже третий полноценный сезон, в его отношении постоянно оставалась какая-то недосказанность, а после того как ему доверили место во втором звене, стало ясно, что он еще многому может удивить, ему ведь только 25-ть. Столько же лет и еще одному новичку, Райану Гарбату. А ведь он только в прошлом году дебютировал в АХЛ, а сейчас уже сложно представить 4-ое звено без него (хотя его будующее в команде самое туманное). В этом году попробовали на вкус НХЛ и такие игроки как Райли Смит, Метт Фрейзер, Скотт Гленни, Джорди Бенн, Брендон Диллон. И пусть некоторые из них заслуживали немного больше игрового времени (в первую очередь это касается Метта Фрейзера), самое главное, что главный тренер не боится использовать молодых игроков, умеет им доверять и помогать им в развитии, а для Далласа в данный период это важно.

В дальнейшем, вплоть до Матча всех звезд, Даллас выступал с переменным успехом, были, как и победы, так и поражения. Но поражений все-таки больше, т.к. команда постепенно скатывалась все ниже по турнирной таблице. Не обходилось без травм, Сурей, Гросман, Бенн, Морроу, Отт, Фистрик, все они в то или иное время были на больничной койке. Но опять стоит заметить, что чем больше Даллас был обескровлен травмами, тем больше самоотдачи было у игроков и это приносило результат.

Именно самоотдача, то, что Глен Галуцен ставит на первое место, стала основой для стремительного рывка. При Кроуфорде команда играла только до Матча Всех Звезд, а после она падала в глубокую яму, из которой выбраться уже было невозможно. Так в предыдущем сезоне за февраль месяц была одержана лишь одна победа, и именно плохая игра в феврале стала причиной непопадания Далласа в Плей-Офф, а не шайба Миетинена в последнем матче сезона. Поэтому февраль ожидался с опасение. Но переживания были напрасны, команда не провалилась и продолжила стабильно набирать очки, но при этом постепенно выползая за рамки 8-ки до 21-го числа. Начиная с этой даты, с матча против Монреаля, Далласу удалась серия в очках из 11-ти матчей, после которой команда поднялась на третье место в конференции и в серьез могла рассчитывать на Игры на вылет. На протяжении этих 11-ти матчей Даллас не стал играть намного лучше, все также продолжало не хватать индивидуального мастерства каждого исполнителя, но бешеную самоотдачу и характер нельзя было не заметить. Команда перерабатывала своих соперников и когда у тех не оставалась сил у Далласа, словно открывалось второе дыхание, с каждым периодом команда лишь прибавляла, и в третьем периоде, а кому повезло дожить в овертайме, Звезды сносили своих гораздо более мастеровитых соперников.

 Но как говориться, чем выше забраться, тем больнее падать. Результативную поступь Далласа оборвался в Виннипеге, полным разносом. Главный вопрос был, как быстро сумеет оправиться от такой подножки игроки Далласа. Ответ огорчил – не сумели. В заключительном отрезке было набрано лишь 6 из 24-ех возможных очей. Да календарь был не лучшим (слабые соперники на старте сезона и сильные на финише), но ведь в ПО слабых соперников тоже не было бы. Перестал выручать Кари Лехтонен. Нет, его показатели остались высокими, но чудо-сейвом с каждым матчем становилось все меньше. Не поспособствовала результату и череда травм. Фистрик и Сурей, Найстром и Дворак, Бариш и Винсер с Уонделом. Как оказалось, их потеря повлияла на игру больше чем потеря лидеров как Бенн, Голигоски и Морроу, так как Даллас в этом году – это команда с отлаженным оборонительным механизмом, а потеря практически в полном составе третьего звена, полностью разрушило фундамент. В связи с многочисленными травмами Глену Галуцену пришлось изрядно перетрясти состав, что он на протяжении сезона делал довольно неохотно. И так сложилось, что в то время, когда нужен результат, команде пришлось изрядно поэкспериментировать. Ни к чему хорошему это не привело.

Игроки Далласа и дальше продолжали биться до последнего, пытаясь взять очки характером, но игра была расстроена, да и физических сил частенько не хватало. Видимо все-таки где-то новый главный тренер допустил просчет с выходом на пик формы и подготовкой игроков, но это всего лишь его первый сезон на таком уровне, главное, чтобы в следующем сезоне он их исправил.

В общем, подведем итоги, что же сделал Галуцен в этом сезоне хорошего? Ввел в состав молодую кровь. Превратил дырявую защиту в конкурентоспособную. Выжал из минимальных ресурсов максимум. И самое главное, у команды появилось лицо. Свой почерк был у Хичкока, у Типпета, но при Кроуфорде команда превратилась в аморфную массу. Сейчас же при упоминании Далласа появляется определенный образ, образ команды, которая за счет тяжелой работы, в первую очередь в обороне способна выиграть матч даже у самого искушенного противника. Но, к сожалению, может оступиться против не самой именитой команды.

Кроме того, после трех сезонов непопадания в Плей-Офф, трибуны Амэрэкан Эйр-Лайн начали пустовать (в начале сезона арена не заполнялась и наполовину). Но Глен дал то, чего не смог Ричардс с 80-ью очкам, дал надежду на положительный исход, и на финише уже яблоку негде было упасть, а 16-го марта в матче против Чикаго был установлен рекорд посещаемости, 19099, при вместительности 18500.

Это уже третий сезон, анализ которого я провожу (второй на этом сайте, прошлый сезон можно прочитать здесь) и каждый раз я говорил, что команда выступила лучше чем ожидалось. Может быть в предыдущие разы я где-то лукавил, но в данном случае, это чистая правда. Глен Галуцен сделал невозможное. И теперь, когда с новым владельцем можно начать строить команду (а не разваливать), с нетерпением жду, каких новых высот Даллас сумеет достичь под руководством Глена Галуцена.