«Каролина» набрала русских (снова!), вратари «Югры» пользуются спросом, а Пойлу устроили овации. Итоги второго дня драфта-2023
Всего 19 наших парней.
В Нэшвилле прошел второй день драфта НХЛ-2023. Тут уже майки на сцене никто не вручал и клубы по традиции занимались тем, ради чего и собрались – выбирали себе юниоров, которые впоследствии могут их усилить.
На этот раз из русских выбрали только 19 игроков – и за последние шесть лет это самый низкий показатель. При этом доверие к парням, которых взяли в первом раунде, показывает, что речь не идет о пресловутом русском факторе в глобальном смысле – возможно, сказалось отсутствие международных турниров и то, что не все клубы имеют скаутов в России, а своих европейских селекционеров не рискуют отправлять на игры МХЛ, ВХЛ и КХЛ.
Однако даже в такой ситуации есть светлые пятна. Всех нас приятно удивляет «Каролина» – она была активна в отношении наших игроков в 2022-м и сохранила этот курс сейчас.
«Каролина» идет к статусу самого русского клуба НХЛ
Мы вспоминали об этом год назад, но не грех напомнить. В период с 1997 по 2017 годы «Харрикейнс» взяли только одного русского на драфте, но потом все изменилось: с 2018-го по 2022-й они выбрали 12 игроков, а сейчас добавили еще пятерых.
Похоже, «Каролина» просто пользуется хитрой лазейкой. Дело в том, что в коллективном соглашении НХЛ изменились правила. С задрафтованным игроком из любой европейской лиги (кроме КХЛ) нужно заключить контракт в течение четырех лет после драфта, иначе клуб потеряет на него права. Этот нюанс – часть работы трансферного соглашения между НХЛ и европейскими лигами.
А для игроков КХЛ, с которой у НХЛ нет трансферного соглашения, а есть только меморандум об уважении контрактов, предусмотрен другой пункт: клубы НХЛ на драфте закрепляют права на них на пожизненной основе. То есть «Каролина» сейчас свои пики после третьего раунда тратит не на европейцев или североамериканцев, которых потом рискует потерять, а на россиян – они играют в сильной лиге и в теории за счет конкуренции могут вырасти в приличных игроков, которые раскроются после 23-24 лет.
Это игра в долгую, но она может принести свои плоды. Взять драфт-2020 – там в третьем раунде был выбран Александр Никишин. Знали бы клубы о его будущем прогрессе тогда – выбирали бы на уровне первого раунда.
Пока же «Каролина» выбрала трех русских нападающих и двух вратарей, причем выбор достаточно интересный. Тот же Яровой почти весь сезон провел в основе «Витязя», Рыков – одна из будущих звездочек «Трактора», 18-летний Муханов не терялся на уровне ВХЛ в не самой сильной команде.
Почти все выбранные русские играют дома
Наметилась хорошая тенденция, которой могут быть довольны в ФХР и записывать это в свои заслуги: 18 из 19 игроков, ушедших на этом драфте, играют в системе КХЛ-ВХЛ-МХЛ. Только казанец Айдар Суниев, которого можно назвать воспитанником ЦСКА, играл в Северной Америке, причем даже не в CHL – он выступал в лиге Британской Колумбии, а в следующем сезоне будет играть за команду университета Массачусетса.
Все остальные представляют российские клубы, причем самые разные – есть даже представители команд ВХЛ или их молодежек. В целом же 18 задрафтрованных русских разбросаны на 14 команд – тут нет тотального доминирования одной из школ, что тоже можно считать позитивным моментом.
Плюс можно порадоваться за белорусов, чей хоккей в последнее время на подъеме. У них выбрано сразу пятеро игроков – рекорд для драфта НХЛ. Возможно, наши хоккейные чиновники скажут, что все это благодаря хорошей конкуренции в КХЛ и товарищеских матчах сборных России и Беларуси, но вряд ли это на самом деле так – у белорусов действительно растет сильное поколение игроков, которым помогают развиваться в минском «Динамо» и внутреннем чемпионате.
Наших вратарей хорошо ценят
Мы уже вскользь упомянули, что «Каролина» взяла двух русских киперов – Хажеева из «Белых Медведей» и Егора Вельмакина, который был очень хорош в воронежском «Буране», а с нового сезона будет играть в системе минского «Динамо». Отметился и «Калгари», закрепивший права на Егора Егорова из московского «Динамо».
Но более интересно, что «Филадельфия» и «Монреаль» выбрали двух вратарей из команды МХЛ «Мамонты Югры» – Егора Заврагина и Евгения Волохина. Оба 2005 года рождения, оба не провели ни одного полноценного матча в ВХЛ (Заврагин только выходил на замену и отыграл семь с половиной минут) и оба достаточно здорово себя показали в МХЛ.
Причем Волохин был в числе трех номинантов на приз лучшему новичку лиги, но награду не получил. Тем не менее, это лишний повод для всех нас следить за ВХЛ – наверняка в следующем сезоне оба вратаря получат шансы в основе «Югры».
«Анахайм» взял итальянца и представителя коренных народов
«Утки» немного удивили еще накануне, когда вместо Адама Фантилли взяли под вторым номером шведа Лео Карлссона. Теперь же пошли еще дальше: у «Анахайма» было два пика в концовке второго раунда – и там интересный выбор. Под 59-м номером ушел Кэри Терранс – представитель мохоки (еще их называют могавки), племени индейцев, которые жили в канадских провинциях Онтарио и Квебек и на севере штата Нью-Йорк. Примечательно, что он родом из резервации Аквесансе, откуда вышло много профессиональных игроков в крикет, но Кэри пошел по другому пути. Если что, он не первый представитель этого народа в НХЛ – защитник «Флориды» Брэндон Монтур тоже принадлежит к роду мохоков.
А следующим пиком Пэт Вербик взял итальянского вратаря Дамиана Клара. Он будет играть во второй шведской лиге за «Брюнес», а до этого играл в Австрии в академии «Ред Булла». Он считается самым молодым вратарем на взрослых ЧМ – в 2021-м его включили в заявку сборной, когда ему было 16 лет. Правда, он так и не провел ни одной минуты на том турнире.
Среди итальянских игроков его 60-й пик – самый высокий за всю историю. Из шести задрафтованных итальянцев в лиге дебютировал только один – Дэн Катеначчи. И есть еще один нюанс: НХЛ считает игроков на драфте по месту рождения, и вот тут уже есть расхождения. Швейцарец Лука Сбиса родился в Италии, и его выбирали гораздо раньше, чем Клара – под 19-м номером.
Красивая история для Дэвида Пойла
Наверное, мы никогда не перестанем удивляться красивым и трогательным историям из НХЛ и задаваться вопросом, почему у них так могут, а у нас – ну, не всегда. В этом же случае все совпало просто идеально: генеральный менеджер «Нэшвилла» Дэвид Пойл вот-вот уйдет на пенсию после 46 лет (!) работы в качестве хоккейного функционера, его 1 июля заменит Барри Троц.
И вот в седьмом раунде драфта слово берет генменеджер «Нью-Джерси» Том Фицджералд, который отдает свой 218-й пик «Нэшвиллу» в обмен на пик седьмого раунда в 2024-м. Просто для того, чтобы Пойл сделал свой последний выбор в качестве GM франшизы, в которой он трудился со дня основания клуба и в которой сам Фицджералд был первым капитаном.
Весь зал встретил этот жест стоя и овациями в адрес легенды менеджерского цеха. Могла ли эта история закольцеваться как-то иначе? Кажется, что нет – все получилось просто идеально.
Сыновья, братья и другие родственники драфта-2023
Не будем нарушать традицию и отметим тех парней с драфта, которые вышли из хоккейных семей. Каждый год выбирают чьих-то сыновей или братьев – иногда они оказываются в том же клубе, где уже есть их родные, хотя далеко не всегда.
• 37-й пик. Итан Готье, «Тампа-Бэй» – двоюродный брат форварда «Оттавы» Жюльена Готье и сын Дениса Готье (554 матча в НХЛ).
• 45-й пик. Максим Штрбак, «Баффало» – сын Мартина Штрбака, который немного побегал в НХЛ и отыграл шесть сезонов в России за ЦСКА, «Магнитку», ХК МВД и «Динамо».
• 79-й пик. Брэд Гардинер, «Даллас» – сын Брюса Гардинера (312 матчей в НХЛ), который успел заскочить на сезон в «Ладу» в начале нулевых.
• 101-й пик. «Монреаль» выбрал Флориана Зекая – родного брата Арбера Зекая.
• 103-й пик. Коул Кнубл, «Филадельфия» – сын Майка Кнубла, который играл с Овечкиным и в общей сложности провел более 1000 матчей в НХЛ.
• 115-й пик. Джейсон Шогабай, «Тампа-Бэй» – двоюродный брата Ти Джея Оши из «Вашингтона».
• 117-й пик. Ларри Кинэн, «Детройт» – его дед с таким же именем отыграл 233 матча в НХЛ в период с 1961 по 1972 годы.
• 120-й пик. Алек Черник, «Филадельфия» – сын словака Ивана Черника, которого могут помнить болельщики «Сибири» – у него 50 матчей в КХЛ в сезоне 2008/09.
• 124-й пик. Беккет Хендриксон, «Бостон» – сын ассистента тренера «Миннесоты» Дарби Хендриксона.
• 149-й пик. Аарон Пионк, «Миннесота» – родной брат Нила Пионка из «Виннипега».
• 175-й пик. Остин Роест, «Нэшвилл» – сын Стэйси Роест, который отыграл 244 матча в НХЛ за «Детройт» и «Миннесоту» и сейчас работает ассистентом генменеджера в «Тампе».
• 196-й пик. Дэвид Кли, «Сан-Хосе» – сын Кена Кли, у которого 934 игры за карьеру в НХЛ.
• 197-й пик. Люк Миттлстадт, «Монреаль» – брат Кейси, действующего игрока «Баффало».
• 199-й пик. Маттео Манн, «Филадельфия» – сын Трента Манна, помощника генменеджера «Оттавы».
Бонус: не имеет отношения к драфту, но это случилось в момент его проведения
Клим Костин – в «Детройте». «Ред Уингс» получили его и Кайлера Ямамото абсолютно бесплатно, в обмен на «будущие договоренности». Для самого форварда это хороший шаг – у «Детройта» нет тех проблем с потолком зарплат, которые есть у «Эдмонтона». Пока о договоренностях по контракту никаких слухов и инсайдов нет, но для Клима этот обмен выгоден с точки зрения того, что он а) получит то, на что рассчитывает в плане финансов и б) будет играть более важную роль, чем в «Ойлерс».
Плюс ко всему, эта сделка может означать одно: с большой долей вероятности Костин останется в НХЛ. Наверняка из-за этого взгрустнули в Омске, где окучивали форварда и настойчиво звали обратно в КХЛ. На самом деле, в нынешнем «Авангарде» Костин был бы уверенным игроком топ-6 (если даже не топ-3) и претендовал на роль одной из звезд лиги. Впрочем, теоретическая возможность такого сценария сохраняется.
Сезон позади, драфт завершен, но есть кое-что вкусное на десерт – совсем скоро откроется рынок свободных агентов, за которым мы непременно будем следить.
Хабибулин, Марков, Капризов и другие русские звезды НХЛ, в которых никто не верил на драфте
10 звезд НХЛ, которых забрали с драфта только во второй сотне (и даже позже)
Фото: East News/AP Photo/George Walker IV, AP Photo/Paul Sancya; РИА Новости/Григорий Сысоев; instagram.com/tblightning
Имена, которые долгое время были на слуху, но так и не прозвучали на драфте.
Марк Ульев. В сезоне 20/21 в первенстве Москвы-2005 статистически закончил вторым в общем зачёте и первым среди защитников, опередив самого Симашёва.
Геннадий Чалый. Также высоко позиционировался несколько лет назад. В год драфта отправился в лигу USHL, где отыграл в принципе не так уж и плохо.
Иван Ремезовский. Ещё один забивной защитник. В свое время котировался даже выше Гуляева.
Александр Форощук. Считался ничуть не хуже Бута. Но не добрался даже до МХЛ.
Валентин Жугин. Ещё в сезоне 21/22 перебрался в OHL. Тогда, за год до драфта, его статистика оказалась вполне ничего, но заметного прогресса не последовало и практически точно такие же цифры в преддрафтовый год скаутов уже не впечатлили.
Доминик Петр. Года три назад тогдашний состав Czech Knights громил всех на различных турнирах селектов. Сын тренера Якуба Петра был главным заводилой той команды. Но так и не реализовался. Помешали нелучшее катание и частые травмы.
Петр Павелец. Партнёр Доминика по Czech Knights как-то, вспоминается, на одном турнире выше Бедарда оказался в списке бомбардиров. Сейчас от игрока осталось только одно умение прикрывать шайбу корпусом а ля Яромир Ягр - остальные навыки словно испарились.
Самуэль Сисик. Сильный словак также приглашался на некоторые турниры играть за тот же Czech Selects, что Петр и Павелец и один раз, помню, даже опередил своих чешских коллег статистически. Неудачный переход в финскую лигу, пожалуй, испортил Сисику весь имидж.
Ондрей Молнар. Временами затмевал Дворского на некоторых турнирах. Наверное немалую роль в решении скаутов не призывать игрока сыграла та нашумевшая неприятная история с массовой дракой на турнире по флорболу, в которой Молнар принимал чересчур активное участие, что даже был задержан полицией.
Калле Карлссон. Не Лео конечно по игре, но и не так далеко от своего однофамильца он отставал год-два назад. В сезоне 20/21, в частности, в шведской U20 игрок набрал больше баллов, чем высоко ушедшие на этом драфте словаки Дворски и Черник, игравшие тогда в той же лиге.
Ноа Вали. Финский вратарь позиционировался пару-тройку лет назад как возможно лучший в своём годе рождения.
Ещё имена: Борна Копач, Кимо Грубер, Людвиг Андерссон, Якоб Сагадин, Роджерс Букартс, Франтишек Ридзонь, Павел Шимек, Ян Шпрынар.
Да, если одним игрок не нужен, а в другой команде он ещё например может перезагрузиться.