Трибуна
10 мин.

«Зарплата одного игрока «Ак Барса» покроет расходы на целую женскую команду». Девочка из деревни стала топ-хоккеисткой и играет в финале

В 12 лет уехала из дома в Казань, в 13 − в далекую Ухту.

От редакции Sports.ru: вы находитесь в блоге «Хозяйки льда» − официальном блоге Женской хоккейной лиги и вообще вашем путеводителе по миру женского хоккея. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы посты о действительно красивой игре чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.

Нападающая Фануза Кадирова – одна из лидеров женской «Динамо-Невы» из Санкт-Петербурга. В 24 года у хоккеистки уже есть бронза молодежного и взрослого чемпионатов мира, две поездки на Олимпийские игры, а сейчас она готовится к решающему, пятому, матчу финала ЖХЛ (чего в истории лиги, кстати, еще не было).

Вот уже три сезона девушка играет в питерском клубе, и нынешний получился для нее действительно прорывным: Фануза стала бомбардиром команды (19+30 в 32 матчах), а в этом плей-офф идет первой в лиге по очкам (3+9 в 9 матчах) 

В январском интервью Дарье Тубольцевой Фануза рассказала о сезоне-2022/23 и о том, какой сложный путь пришлось пройти, чтобы играть на высшем уровне. Она дочь мастера спорта по борьбе – и поначалу занималась этим видом спорта. Фануза росла без телефона и компьютера в татарстанской деревне, ради хоккея в 12 лет переехала в Казань, а когда ей было 13 – родители отпустили дочь в республику Коми, чтобы она играла в хоккей.

Из интервью вы узнаете, что Кадирова до переезда из родной деревни почти не знала русский язык, в Казани иногда ходила в школу голодной, а создание женской команды в Татарстане − вопрос денег, сопоставимых с зарплатой одного игрока «Ак Барса».

«Мне лучше вообще не думать о своей статистике»

− Как оцениваете выступление «Динамо-Невы» в сезоне?

− Могли бы, конечно, лучше, но что есть – то есть. Мы идем на третьем месте (на нем регулярку и закончили – Sports.ru) – неплохой результат, надо улучшать. Вся команда понимает, что мы можем лучше. Надо больше забивать и реализовывать моменты, плюс улучшить игру в большинстве. 

− На свою статистику обращаете много внимания? 

− Вообще не смотрю, сколько я забила голов, сколько передач отдала. Не знаю, на каком месте в гонке бомбардиров и так далее. Мне лучше вообще не думать об очках – это будет отвлекать. 

− Чем заполняете паузы в чемпионате ЖХЛ?

− Помимо тренировок играем с пацанами. С командами из школы «Динамо» – 2008, 2007, 2006 годов рождения. Зависит от того, какие тренировки – с таким возрастом и играем. Если мы под нагрузками, то играем с соперником посильнее, чтобы успевать за ребятами. Или хотя бы пытаться успевать.

− С пацанами настоящие зарубы?

− Женская команда не может на расслабоне играть. Мы, девочки, всегда выходим только на борьбу, победу.

− После пауз вообще тяжело входить в напряженный график регулярного чемпионата? 

− Да, паузы сбивают с ритма. Хотелось бы, чтобы чемпионат был более ровным, но из-за того, что у нас мало команд, это сложно сделать. Все равно перерывы будут. Но когда играем с пацанами, то более-менее нормально. 

− В сезоне-2021/22 вы впервые в карьере играли в плей-офф. Что это вообще такое по ощущениям?

− Не могу сказать, что у нас так же, как у мужчин. У них прямо борьба, заруба, а у нас это менее заметно. Хотя эмоций точно больше. Что касается самого хоккея, то не могу сказать, что чувствуется разница: у нас мало матчей в регулярном чемпионате, для нас каждая игра как плей-офф. 

− Третье место для «Динамо-Невы» было успехом в сезоне-2021/22. Почувствовали, что в этом году соперники на вас по другому настраиваются?

− Да, точно отношение изменилось. Чувствую разницу между тем, когда играла в Ухте (и мы не брали никакие медали) и тем, что сейчас, когда стали третьими.  

− «Динамо-Нева» – одна из немногих команд, которой удавалось в этом сезоне обыграть «Агидель». Каково против них играть?

− У них есть чемпионский дух. Это очень титулованная и опытная команда, и уход двух-трех человек не сказывается на коллективе. Это очень уверенная в себе команда. Любой соперник с ними играет осторожно, с опаской. Психологически их сложно обыграть, потому что у всех в головах сидит, что это чемпионская команда. Не скажу, что у «Агидели» всегда все получается, с ними можно бороться, им можно забивать (в финальной серии с «Агиделью» у Кадировой уже 1+3 – Sports.ru).

«С пяти лет ходила в спортзал»

− Рассказывают, что вы лучшая по физическим тестам в команде, и на кроссах с отрывом в полстадиона впереди всех. Вы с детства выделялись среди сверстников?

− Ну, я не согласна, что я на полстадиона всех обгоняю. Но с физикой у меня действительно никогда не было проблем. Не было такого, чтобы я когда-то умирала на баллонах или упражнениях с жилетами. Всегда просто брала и делала, без всяких разговоров, что тяжело и так далее. Думаю, это все из детства. У меня папа и брат спортсмены. С пяти лет с ними ходила в спортзал, с пацанами играла, борьбой занималась. Нагрузки для меня с раннего детства − привычное дело.

− Наверное, и генетика сыграла роль.

− Да, безусловно. Есть девочки, которые могут за три недели набрать форму, а кому-то нужен месяц-полтора. 

− Сколько вам нужно времени, чтобы прийти в форму?

− Я вообще не люблю проводить время без тренировок. Даже летом не бывает такого, что больше недели ничего не делаю.

− Что вам помимо хоккея нравится из физических занятий?

− Игровые виды спорта. Даже когда на сборах занимаемся физикой, нравится, когда включают игровые упражнения. Когда не просто бегаешь в жилетах, а еще и играешь в хоккей 3х3. На эмоциях даже забываешь о том, что ты в тяжелых жилетах. К кроссам нормально отношусь, а вот отрезки в 300-400 метров не люблю бегать. В тренажерный зал нравится ходить – нет такого, что тяжело. Люблю прогрессировать, учиться.

− Хотели бы выучиться на тренера по физической подготовке?

− Поучиться было бы интересно, чтобы знать, как все устроено. Но работать тренером ОФП, наверное, не хотелось бы. 

− Видела у вас фотографию, на которой вы стоите на руках. Занимаетесь еще и йогой?

− Да, мне это интересно. Занимаюсь йогой обычно летом, когда нет других нагрузок. Могу каждый день по утрам делать практику под музыку или на природе в деревне. Для меня это как ритуал.

«В Казани иногда шла в школу голодной»

− Вы родились в небольшом городе Кукмор в республике Татарстан. Расскажите, как в вашей жизни появился хоккей?

− Сама я из деревни, там папа своими руками построил коробку и заливал ее зимой. Я выходила из садика и шла туда с папой. Мама была на работе, а я с отцом и ребятами каталась. Так было каждый день зимой, я проводила на льду с 6 до 12 вечера. До сих пор родственники шутят: «Да она там выросла на льду». Мне всегда нравилась игра, борьба, движуха. У меня было много энергии. 

− Как ваш папа связан с хоккеем?

− Он мастер спорта по борьбе, тренировал борцов, но одновременно с этим любил хоккей, играл для себя зимой. 

− Я так понимаю, что в детском возрасте вы не подозревали, что есть женский хоккей и женские команды?

− Вообще нет. У меня даже компьютера и телефона дома не было. Я ничего не знала о женском хоккее. Но были мысли: а есть ли женские команды? Потом, уже в Казани, узнала о существовании женских команд и успокоилась. 

− Как вы попали в команду из Ухты?

− Мне было 13 лет, когда я уехала в Ухту. А еще раньше, в 12 лет, я оказалась в Казани. Там была не профессиональная команда, а просто собрали талантливых девочек в спортшколе. Плюс я еще играла за мальчишек на чемпионате России. Получалось, что целую неделю тренировалась с девочками, учусь в школе, а в выходные играла с пацанами. 

− Вас в 12 лет родители отпустили одну, чтобы вы продолжили играть в хоккей?

− Да. Была еще одна девочка Лиана Ганеева из другого города, которая тоже приехала в Казань. Мы вместе жили в общежитии, сами себе еду готовили. За нами никто не убирал, мы все сами. 

− Как вы оказались в Ухте?

− Там стали собирать молодую команду на перспективу, хотели заявиться на чемпионат России. И вот нас как перспективных пригласили. 

− Как ваша семья относилась к вашему увлечению хоккеем?

− Они с детства знали, что не могу сидеть дома. Это я сейчас могу приехать к маме и побыть с ней дома, мне это в кайф. Тогда – сразу была ссора, если мне говорили остаться. Они понимали, что я не останусь дома, что у меня есть талант и большая любовь к хоккею. Мне просто нужно была возможность развиваться, они не хотели меня стопорить. 

− Сложно вам было с 12 лет жить самостоятельно?

− В Ухте было нормально, мы жили на базе. А вот в Казани иногда шла в школу голодной, потому что не было возможности что-то быстро сделать, перекусить. После учебы приходилось самой еду готовить, делать уроки, потом бежать на тренировку. Вечером опять дома никто не ждет, нужно самой идти в магазин за продуктами. К тому же, когда я уехала из дома в Казань, я плохо знала русский, в школе я училась на татарском, с родителями тоже только на татарском. Было сложно с математикой, некоторые слова по-русски вообще не понимала.

− Вы в семье и сейчас только на татарском говорите?

− Да, но я уже говорю вперемешку с русским. Потому что в сезоне нет практики, могу забывать какие-то татарские слова. Думаю, поживу дома месяц и легко все вспомню.

− Помните, когда подписали первый профессиональный контракт? Был ли для вас это особенный момент?

− Да, это было в Ухте. Помню, как начальник команды вызвал троих девочек – в том числе и меня – подписать контракт. На то время нам предложили хорошие соглашения. Были классные эмоции. Я сразу позвонила родителям, похвасталась. Интересно, что первое время, когда получала зарплату, звонила маме и спрашивала: «Можно я куплю вот это?». На что она отвечала: «Это же твои деньги, ты и решай». В общем, вот такая у меня привычка была. Часть своих первых зарплат отдавала родителям. 

− Женский хоккей в Татарстане популярен?

− Сколько лет прошло с того времени, как я играла в Казани, а все еще женской команды нет. Хотя уже тогда обещали, что создадут. Из Татарстана реально очень много девочек-хоккеисток. Одну команду можно собрать чисто из своих воспитанников. Зарплата одного игрока «Ак Барса» среднего уровня покроет все расходы на женскую команду. Но раз этого нет, значит, никому не надо.

«Глаз косит, буду исправлять у окулиста!» Хоккеистка «Торпедо» не попала в пустые − и смешно прокомментировала 😂

«Салават Юлаев» начал привлекать хоккеисток в свои соцсети − приятно». Одна из лучших молодых хоккеисток России

Курьез в ЖХЛ: хоккеистки сцепились шлемами после вбрасывания

Фото: whl.khl.ru