4 мин.

Как великий Тарасов оскорбил Харламова и других легенд СССР прямо на скамейке запасных. Его речь стала чемпионской

«Он бил по самому больному месту, по нашему самолюбию».

«Вы никогда не задумывались, почему ЦСКА во времена СССР был классной командой? А ответ, по-моему, очевиден. Потому что мы не опускались ниже определенного уровня, никогда не опускались за пределы тройки лидеров. Не в одном сезоне, а на протяжении десятилетий армейцы — неизменные лидеры нашего хоккея. Отыграли и уже сошли со сцены несколько поколений хоккеистов, при которых команда не спускалась ниже второго места. А ведь чемпионом стать легче, нежели удержаться потом на вершине на долгие годы», — писал Валерий Харламов в своей книге.

В советское время ЦСКА был сильнейшим клубом страны. И это не частное или необъективное мнение. Это факт. По количеству золотых медалей чемпионата СССР никто не может сравниться с армейцами. Они становились чемпионами 32 раза, в то время как их ближайшие преследователи в лице «Спартака» и московского «Динамо» побеждали лишь по 4 раза. ЦСКА тех времен был синоним тотального превосходства и доминирования. Глядя на такой разрыв в количестве чемпионств, можно подумать, что армейцы в каждом матче натурально издевались над соперниками и не оставляли им не единого шанса. Но это будет заблуждением. В некоторых случаях ЦСКА приходилось доставать из себя все возможное и демонстрировать максимальную волю к победе. Одно из наглядных доказательств этого тезиса произошло в финале Кубка европейских чемпионов в 1970 году.

РИА Новости

За трофей бились «Спартак» и ЦСКА. Причем для более объективного определения победителя финал состоял из двух матчей, по окончании которых общий счет этих поединков складывался. Так и определялся обладатель Кубка европейских чемпионов. По итогам первой встречи армейцы оказались в затруднительном положении — ведя по ходу игры 2:1, они упустили победу и проиграли со счетом 2:3.

«Спартак» играл блестяще. Помню до сих пор, что отчет об этом поединке был озаглавлен предельно точно: «Спартак» осеняет вдохновение», — вспоминал Харламов.

Чтобы выиграть трофей, ЦСКА должен был победить во второй встрече с преимуществом как минимум в две шайбы. Но после второго периода следующего матча сложилось впечатление, что все было против команды, которой в финале руководил Борис Кулагин — красно-белые переигрывали соперника со счетом 4:3. Уже тогда у болельщиков армейцев возникло подозрение, что с этим противостоянием все ясно. А начало третьего периода лишь убедило их в своей правоте — Вячеслав Старшинов забросил 5 шайбу. Теперь на табло сияли неубедительные для ЦСКА цифры — 5:3. В оставшиеся 15 минут парни Бориса Кулагина должны были забить 4 шайбы и не пропустить ни одного гола. Если учесть, что за предыдущие 105 минут армейцы забили лишь 4 раза и пропустили 7, то эта задача выглядела непосильной. Тогда за спиной хоккеистов неожиданно возник Анатолий Тарасов, решивший переломить ход встречи с помощью мотивации игроков.

«Волшебных слов произнесено не было: Тарасов бил по самому больному месту, по нашему самолюбию. Анатолий Владимирович говорил несправедливые вещи, потом в спокойной обстановке ни он нам всего этого бы не сказал, ни мы бы ему не простили его тирад, но вот в тот момент недавний наш тренер точно сориентировался в том, что нужно сказать, чтобы команда сыграла так, как умеет, лучше, чем может. Тарасов добился своего — ЦСКА доиграл матч так, как ему хотелось», — говорил Харламов.

РИА Новости

После оскорбительной речи Тарасова ЦСКА сподобился на подвиг. Харламов и компания быстро забросили 3 шайбы, тем самым гарантировав себе дополнительное время по итогам двух матчей. Однако им было этого мало. Поймав кураж, армейцы организовали в ворота красно-белых еще 2 гола, установив окончательный счет — 8:5. Это значило, что по итогам двух встреч команда Бориса Кулагина победила 10:8. Просто фантастика!

«Выиграли мы тогда потому, что была в команде компания первоклассных мастеров, которые умели верить в себя, которым не страшен был ни черт, ни дьявол и кто был в то время воплощением воли, мужества, настойчивости, неукротимого порыва. Анатолий Фирсов вел своих более молодых партнеров Владимира Викулова и Виктора Полупанова, и они крушили, ломали, сметали с пути оборонительные порядки спартаковцев. «Спартак» играл превосходно, и не вина наших соперников, что Фирсов играл еще лучше», — рассказывал 17-й номер ЦСКА.

Этот успех вдохновил армейский клуб и на другие победы — в 3 следующих первенствах СССР чемпионом неизменно становилась великая команда со звездой на груди.

источник