Он не был чемпионом, зато стал своим везде, где играл. Александру Вьюхину исполнилось бы 50 лет
Вспоминаем карьерный путь Вратаря.
Свердловская школа подарила хоккею двух больших голкиперов. Родились они оба, по совпадению, в январе 1973 года, с разницей в несколько дней. Чуть старше был Саша Вьюхин, который в воротах оказался случайно – он неплохо играл в нападении, но решил сменить амплуа в 11 лет. С тех пор с вратарской экипировкой не расставался, выступая за спортивную школу «Юность». Его главным соперником был юный Коля Хабибулин из «Спартаковца», чуть позже они стали напарниками. «В Свердловске тогда было три взрослые команды: в высшей лиге – «Автомобилист», в первой – «Луч» и СКА. И мы с Колей сезон играли по очереди в «Луче». 16-летние пацаны», – вспоминал Вьюхин.
«Луч» по итогам сезона вылетел во вторую лигу и был расформирован. Вьюхину предложили отправиться чуть севернее – в «Спутник» из Нижнего Тагила, также обитавшего во второй лиге. Параллельно с этим прошел финальный турнир СССР среди юношеских команд, на который отобралась «Юность», а «Спартаковец» вылетел после предварительного этапа. Команда с Вьюхиным стала чемпионом, пропустив при этом меньше всех, игра голкипера обратила на себя внимание селекционеров нескольких клубов.
Александр отказался от поездки в Тагил, отозвавшись на приглашение харьковского «Динамо» из первой лиги: «Первую игру мы проиграли 3:5. После нее ко мне подошли три человека. У одного трое детей, еще у одного трое детей. Сказали: если ты будешь ловить шайбы – наши дети будут кушать, если не будешь ловить шайбы, то они не будут кушать. И я очень быстро все понял. В семнадцать лет я очень быстро повзрослел». На второй год он стал основным вратарем команды, правда после того сезона «Динамо» прекратило свое существование из-за отсутствия средств.
Вьюхин ушел на повышение в киевский «Сокол» – единственный украинский клуб в только созданной Межнациональной хоккейной лиге. Советский Союз распался, вратарь принял гражданство Украины, которое позволило выступать за сборную на международных соревнованиях. Восхождение из группы С в элиту заняло 7 лет, Вьюхин сыграл за сборную на ЧМ-1999 в Норвегии, став лучшим игроком команды в дебютном матче против Финляндии. После этого турнира он сосредоточился на своей клубной карьере.
К тому моменту Александр провел уже 5 сезонов за «Авангард». Получился идеальный союз: вратарь, который с каждым сезоном играл все лучше и увереннее, попал в клуб, стремительно догонявший группу лидеров отечественного хоккея. Были завоеваны первые омские медали – бронза 1996 года. Вьюхин стал своим в городе, его быстро полюбили болельщики. Он был и моим любимым игроком команды, при том что среди полевых хоккеистов всегда хватало звезд. Прийти на матч и увидеть Вьюхина не на льду, а на скамейке запасных, было уже сродни поражению.
Он завораживал своей манерой игры. Нынешние вратари обладают большими габаритами и действуют прагматичнее – стараются перекрывать максимальную площадь ворот, занимая верную позицию. В то время голкипер был куда более творческим амплуа, но даже среди своих коллег Вьюхин выделялся в каждом матче. Он отражал броски в стойке, вытянувшись по струнке, на коленях, лежа на боку или вообще вверх ногами. Играл как на ленточке, так и вылетал метров на пять из ворот. Это был авторский стиль, в котором можно и нужно делать все что угодно, чтобы не пропустить шайбу в конкретном эпизоде.
На рубеже тысячелетий Вьюхин провел выдающийся сезон: сначала отыграл регулярный чемпионат практически без замен, при этом «Авангард» пропустил меньше всех в лиге. Затем выдал 5 сухарей в 10 матчах плей-офф против тольяттинской «Лады» и ярославского «Локомотива», впервые выведя «ястребов» в финал. К сожалению 5-матчевые серии игрались за неделю, с минимальным отдыхом между ними. На битву за кубок в таком графике сил не хватило у всей команды, но и серебряные медали с таким гигантским вкладом вратаря были сродни чуду.
В следующей регулярке Вьюхин вновь стал лучшим по проценту отраженных бросков, но второго кряду похода за золотом не случилось. Решающий матч полуфинала закончился буллитной серией, в которой Александр пропустил лишь в одной из 5 попыток, а его партнеры не забросили ни разу. Не прошел «Авангард» в финал и год спустя с Иваном Глинкой, снова остановившись на последнем матче полуфинала. На смену чеху в сезоне 2003/2004 назначили бывшего тренера молодежной сборной Сергея Герсонского. На старте команда чередовала победы и поражения, а потом посыпалась.
Вьюхин (1,76 шайбы за игру; 93,4% отраженных бросков) был последним к кому можно предъявлять претензии, в отличие от Максима Соколова (3,23; 88,9%). Вратаря сборной России после очередного неудачного матча отправили в фарм-клуб, затем пошли разговоры о его трансфере в другую команду. Покинуть тонущий «Авангард» могли и другие опытные хоккеисты, омичи опустились на 13-е место в таблице из 16. Прекратились мучения после поражения от воскресенского «Химика», который шел последним. Уволил Герсонского будущий тренер «Авангарда» Константин Шафранов, забросивший в том матче победную шайбу в меньшинстве. Возглавил «ястребов» Валерий Белоусов, вернувший в ворота Соколова. Максим сразу отыграл на ноль и в дальнейшем ставка была сделана именно на него.
Александр планировал доиграть сезон в Омске, а уже летом искать новую команду, но ситуация изменилась стремительно. После сухаря Соколов продолжил играть неровно, но шансов сменщику тренер давать не собирался. Лишь месяц спустя Белоусов решил поставить в старт Вьюхина и заменил его уже на 14-й минуте матча, после 2-й пропущенной шайбы. Александр всегда говорил и действовал прямо, поняв, что на него не рассчитывают, он написал заявление на расторжение контракта. Поступок был очень импульсивный, ведь перейти в новую команду просто так тогда было нельзя – в Суперлиге существовали трансферные окна и следующего пришлось ждать чуть больше месяца.
Под новый год Вьюхин перешел в «Сибирь». Дебют оказался очень удачным для него лично – лишь 1 пропущенная шайба за 2 матча, но побед команде это не принесло (0:0, 0:1). Последним матчем в 2003 году для новосибирцев был выезд в соседний Омск. Важен тут был не результат встречи, а то как приветствовали бывшего вратаря перед и после игры. Овации и громогласное скандирование «Саша Вьюхин» с тех пор сопровождали вратаря каждый раз, когда он выходил на лед арены в городе, который он считал своим: «Это очень приятно, что в Омске меня до сих пор помнят. Значит, не зря отдал «Авангарду» десять лет. Новосибирск – это город, команде которого я служу верой и правдой. А Омск – это мой дом. Время, проведенное в Омске, я навсегда запомню».
«Сибирь» после перехода вратаря поднялась на несколько строчек в таблице, но отрыв от зоны плей-офф был слишком большим. Соколов играл неуверенно до самого конца регулярного чемпионата, однако безупречно провел плей-офф и принес «Авангарду» чемпионский кубок. Вьюхин остался в Новосибирске еще на 3 года, самым успешным стал последний из них. Сезон 2006/2007 «сибиряки» начали неожиданно здорово, со старта закрепившись в группе лидеров, и без провалов финишировали на рекордной 5-й строчке, что привело к существенному росту популярности хоккея в городе. После прохождения первого раунда плей-офф с 2 сухими матчами Вьюхина, названного главным тренером Сергеем Котовым 75% этой команды, «Сибирь» вылетела от будущего чемпиона – магнитогорского «Металлурга».
Последний чемпионат Суперлиги перед стартом КХЛ Вьюхин встречал уже в Череповце. «Северсталь» подарила главную и единственную сенсацию первого раунда, с 13-го места обыграв «Химик» из Мытищ во главе с лучшим снайпером и бомбардиром сезона Мозякиным. Причем первые 4 встречи ушли в дополнительное время, а развязка решающей 5-й наступила на последней минуте матча. Дальше Вьюхина вновь ждало поражение от будущего обладателя кубка, «Салават Юлаев» забрасывал Александру всего по 2 шайбы каждый матч, но этого хватило для сухой победы в серии. Вратарь завершил плей-офф с отличным показателем в 93% отраженных бросков.
Сезон в новой лиге не задался как для Вьюхина, так и для череповецкой команды. Гол на последней минуте в матче заключительного тура против «Магнитки» лишил «Северсталь» игр на вылет. Противостояние вратаря с тренером Белоусовым, возглавлявшим тогда «Металлург», вновь закончилось в пользу «Авангарда», сохранившего последнюю строчку в борьбе за плей-офф. После этого 36-летний кипер отправился в новокузнецкий «Металлург», где помимо самой игры помогал молодым игрокам системы клуба, занимаясь с ними дополнительно. «Вьюхин со мной очень много возился, я ему многим обязан. Показывал специальные упражнения, давал персональные задания», – рассказывал вратарь «Кузнецких Медведей» Александр Плотников.
К тому моменту Вьюхин уже давно был первым по количеству матчей среди вратарей, однако в форме «Кузни» его ждало крупное событие – 700-й матч на высшем уровне. Он увеличил это число до 726, только в 2019 году этот рекорд перебил Василий Кошечкин. Вскоре голкипером заинтересовался «Локомотив», искавший опытного игрока на эту позицию в пару к Дмитрию Кочневу. Идея трансфера возникла у главного тренера Владимира Вуйтека: «Это я его пригласил в Ярославль. Увидел, что он подходит «Локомотиву» на роль второго вратаря. Запомнил его еще по началу 2000-х, когда он прекрасно играл за Омск, потом видел, как здорово он играет за Новокузнецк».
Вот только Кочнев с ролью первого номера справиться не смог. Его приходилось менять на ранних стадиях плей-офф, а в финале конференции после поражения на старте, основным вратарем стал уже Вьюхин. После 0:3 «Локомотиву» удалось сократить отставание в серии, но дальше все же прошел «Атлант», оставив Ярославль с утешительной бронзой. Александру предложили новый контракт – он мог завершить карьеру, однако решил остаться еще на год. Ему очень нравилась эта команда, как в человеческом, так и в игровом плане. «Локомотив» был одним из главных претендентов на золото, которого так не хватало в медальной коллекции Вьюхина, но 7 сентября 2011 года…
Он оставался конкурентоспособным до самого конца, спустя годы и через эпохи – хоккей за 20 лет успел измениться несколько раз. Вьюхин же не изменил себе, продолжая действовать ярко и надежно, в своем стиле. Он играл для людей. Невероятные акробатические спасения заряжали болельщиков, он мог и жестами завести трибуны в паузе матча, а от этих эмоций подпитывался сам. Он был обычным парнем среднего роста, который выкуривал сигарету перед игрой и выходил на лед, чтобы выдать зрителям очередное шоу.
Он так и не стал чемпионом, зато был своим в каждом городе, где играл.
Это все фантазии, конечно, но в памяти до сих пор сидит то чувство, когда понял, что среди пассажиров Як-42 был Саша. П...ц внутри п..ца, извиняюсь за скрытый мат.
Обидно, что так вышло в чемпионском сезоне, когда медаль получил Грачев, сыгравший минут 20 в двух матчах и то пропустив 2 шайбы это время, но такое, к сожалению, бывает.
Лучше помнить приятное, номер 35, пируэты в воротах, постучать клюшкой по щиткам, школьная тетрадка с улыбающимся Сашей в той самой легендарной пестрой форме, долбаный буллит Бенды и всякие разные моменты, как и первый матч за "Сибирь" в СКК.
Извиняюсь за сумбур, но нахлынули воспоминания. И спасибо за текст!
что касается чемпионского сезона, то тут обиден даже не сам факт неполучения медали, а то как легко было решено отказаться от Вьюхина и по сути выдавить его из команды. при том, что играл он на тот момент намного лучше Соколова.