Системный кризис «Ак Барса» в большинстве на старте чемпионата: слабый розыгрыш и много дальних бросков
«Ак Барс» все никак не может забросить в большинстве, после 8 сыгранных матчей показатель казанцев составляет 0 из 32. Сентябрь прошлого года прошел не сильно лучше, 8-10% реализации и все то же место внизу таблицы. Сменился тренерский штаб, обновился состав, но проблема удивительным образом осталась нерешенной. Вряд ли многие могли представить, что команда с Радуловым, Шипачевым, Кагарлицким и Войновым покажет настолько слабый результат на старте.
Взять хотя бы Вадима Шипачева. Центрфорвард набирал по 35 очков в среднем за сезон только за счет реализации лишнего. За 4 года с ним «Динамо» было самой стабильной командой при игре в большинстве, дважды заняв 3-е место и еще дважды 2-е. До его прихода бело-голубые были за пределами первой десятки, сейчас и вовсе опустились на дно. Но, как показывает практика, одного лишь наличия Шипачева не достаточно, его необходимо правильно использовать.
Начинал в «Динамо» Шипачев за воротами, именно оттуда нападающий раздавал существенную массу передач (главный адресат – Кагарлицкий). Затем Вадим перебрался на правый фланг, основным оружием стали поперечные пасы, а главным направлением был пятак, где находился Яшкин. В последнем сезоне увеличилось число передач назад, ведь на синей линии появился Войнов. У москвичей было понимание, что нужно делать, чтобы забросить. Была концепция всей пятерки, в которую был вписан Шипачев.
На данный момент в «Ак Барсе» этого нет. До сих пор даже не ясно, кто с кем будет играть. Если с равными составами тренерский штаб определился достаточно быстро, переведя Радулова во 2-е звено, то с большинством колебания продолжаются. Здесь попытки создать спецбригаду из всех лучших игроков сменяются на размазывание игроков по двум равным пятеркам и наоборот.
На синей линии под большинство по сути есть только Войнов. Он много бросает, но делает это с крайне маленькой эффективностью. Даже в ситуации 5-на-3, когда можно спокойно устроить розыгрыш у ворот, он чуть сблизившись бросает мимо, выпуская шайбу из зоны. Отдельно стоит отметить нахождение Шипачева на пятаке в 2 случаях из 3, он пытался закрывать вратаря – это к вопросу о правильном использовании игрока.
Остальные варианты не лучше. Кроме Войнова в большинстве выходят Хафизуллин и Токранов, от которых не стоит ждать виртуозного движения шайбы. Игроки могут разве что неспешно отдать пас ближнему. Здесь бы пригодился атакующий защитник-легионер, но «Ак Барс» решил добровольно отказаться от приглашения хоккеистов из дальнего зарубежья.
В нападении выбор значительно более широкий, на реализацию численного преимущества выходили уже едва ли не все форварды команды. В этом тоже нет ничего хорошего, в действиях игроков появляется много сумбура. К тому же, хоккеисты по какой-то причине начинают исполнять не свойственные им роли. Например, Петров с правого фланга может пытаться выполнить сложные передачи на партнеров, хотя он никогда не был хорошим ассистентом и для этого есть более подходящие кандидаты. Или нападающий Панюков внезапно оказывается на синей линии (!) и весь розыгрыш идет через него.
Это ситуация из матча против «Адмирала», где «Ак Барс» вместо 1-3-1 начал разыгрывать большинство по схеме 2-1-2 (здесь тоже никакой стабильности). Вторым игроком с Токрановым на синей был именно Панюков, который гонял шайбу туда-сюда. В чем была задумка и что именно пытались исполнить игроки? Стоит напомнить, что Панюков в прошлом регулярном чемпионате набрал 11 очков (рекорд – 16).
Есть сложности с абсолютно базовыми вещами, такими как вход в зону. Это особенно важно, когда большинство начинается с проигранного вбрасывания и выброса от соперника. Войти назад не получается ни индивидуально, ни через пас. Казанцы часто используют «drop pass», когда игрок в средней зоне отбрасывает шайбу назад (или просто оставляет ее) партнеру на скорости. В теории это должно стянуть противника в одну сторону и создать пространство для скоростного прохода. В реальности игроки просто пытаются пролезть через центр, но обычный заборчик на синей линии становится для них непреодолимой преградой.
Далее можно перейти к основной проблеме, которая странным образом тянется еще с прошлого года. У команды отсутствует розыгрыш как таковой, отсутствует идея. Движение шайбы минимальное и происходит оно вдали от ворот. Игроки статичны: двое из них никак не участвуют в атаке, остальные по очереди передают шайбу друг другу до тех пор, пока не решатся на бросок. Тренер «Ак Барса» Юрий Бабенко говорил о том, что надо играть проще и больше бросать. Но игра команды в большинстве не представляет из себя ничего сложного, упрощать уже некуда, да и бросков вполне достаточно, только они не особо опасны.
Так выглядит карта бросков казанцев в большинстве. Большое пятно в левом круге вбрасывания, чуть поменьше в правом. Приличное количество дальних бросков и совсем немного активности у ворот. В бросках из круга нет проблем, если они наносятся после резких поперечных передач, тогда при перемещении вратаря шансы забросить повышаются. После короткого паса от синей нужен исключительный по силе и точности бросок, чтобы забить.
Второй тезис, который повторяли Знарок с Бабенко, заключается в том, что на тренировках розыгрыш удается, а вот в игре начинаются трудности. Если посмотреть на действия команды в глубине зоны, то можно увидеть лишь передачи по борту и неуверенный контроль шайбы, который прерывается сразу с приближением опекуна. Активность соперника застает врасплох игроков «Ак Барса», если совместить это с фразой про тренировки, на которых все получается, то можно прийти лишь к одному выводу. Защита казанцев на тренировках работает неправильно и/или не в полную силу, а значит не может подготовить спецбригады большинства к условиям реального матча.
В любом случае, у «Ак Барса» видны фундаментальные проблемы: от банального размещения и правильного использования лидеров до отсутствия движения шайбы и хоккеистов. Знарок же пока только ссылается на психологию и повторяет, что «мы должны забивать», «такие мастера обязаны», и так далее. Первый тревожный звоночек для фаворита Востока уже прозвенел.