Владимир Шадрин. Великий главный инженер хоккея
В воскресенье 14 августа 2022 в 13.00 в моих любимых Лужниках на аутентичной Малой спортивной арене состоится благотворительный матч «Спартак» (Москва) – «Ак Барс» (Казань) памяти Владимира Николаевича Шадрина. Все средства, собранные от продажи билетов и сувенирной продукции, будут переданы семье Владимира Шадрина и направлены на открытие памятника великому хоккеисту на Троекуровском кладбище.
Стоимость билета на благотворительный матч – 100 рублей. Для владельцев абонементов ХК «Спартак» на новый сезон 2022/23 – вход свободный. Билеты доступны по ссылке: https://tickets.spartak.ru/tickets/
Фото Сергея Когланова
Когда этот материал был почти готов, в сети обнаружилась редкая ссылка на киножурнал газеты «Советский Спорт» 1983 года выпуска, где Владимир Шадрин буднично рассказывает о Канаде –главном сопернике советских хоккеистов. Рассказывает все это Владимир Николаевич аккурат после встречи ветеранов СССР и Канады во время проведения ежегодного турнира на Приз газеты «Известия». В 1983 году ветеранам отечественной сборной было от силы чуть за тридцать, но Шадрин грустно вещает о том, что ноги уже не такие быстрые, что Александр Якушев уже не тот ястреб каким был в молодости, а дети вчерашних хоккеистов буквально наступают на пятки отцам в плане хоккейного мастерства. Сегодня, тот их возраст – совсем не ветеранский. Большинство современных хоккеистов преспокойно гоняют шайбу на высоком уровне и не помышляют о том, чтобы записать себя в аксакалы.
Фото Сергея Колганова
Год назад, после тяжелой болезни, Владимир Николаевич Шадрин покинул нас навсегда. Звезда советского и красно-белого хоккея, который вопреки обстоятельствам стал настоящим символом спортивной надежности. Если послушать рассуждения партнеров Шадрина по сборной и «Спартаку», то почти все отмечают один занятный нюанс: у Владимира было неказистое, даже угловатое катание, при этом он был на дефицитной нынче позиции центрфорварда, у которого, по словам очевидцев, были «глаза на затылке». Культура филигранного паса, цепкость, настойчивость, надежность, вылепили из Шадрина поистине культового хоккеиста на десятилетия вперед. И если Александр Якушев или Вячеслав Старшинов отличались бомбардирскими навыками и финтами, то Шадрин всегда был где-то рядом, там, где шайба попадала на его крюк, а он уже прекрасно знал, где находится его партнер, который обязательно замкнет и не закопает в лёд идеально созданный момент для взятия ворот. В хоккее могут быть волшебные ноги и руки, отменное катание, но самое главное качество центра атакующего звена - это думающая голова и постоянный анализ действий, умение в доли секунды спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
Фамилия Шадрин очень сочетается со словом «щедрость». У Владимира Николаевича никогда не наблюдалось отчужденности или заносчивости. Он из разряда тех советских спортсменов, обладавших живой, какой-то по-хорошему свойской внешностью без эгоизма. Шадрин располагал во всем: и в манере своей игры, и в выражении лица. Уникальное сочетание интеллектуального начала, инженерной хватки и спортсмена до мозга костей. Всё это не случайно. Математическая школа МГУ, МИНХ и ГП имени И. М. Губкина, высшая школа тренеров, и все это на фоне изнурительных хоккейных нагрузок, бесконечных сборов и большого количества игр за родной «Спартак» и сборную.
Фото Сергея Колганова
Начинал в хоккее Владимир Шадрин очень бодро. Рулевой «Спартака», великий Всеволод Бобров поверил в семнадцатилетнего Шадрина, выпустив необстрелянного хоккеиста в игре с принципиальным соперником - московским «Динамо». Доставалось ему сильно, от скоростей и персоналий вокруг голова шла кругом, но Владимир не растерялся и даже забросил шайбу. Редкое счастье – дебютировать в элитном хоккее с гола. На фоне партнеров по команде, гегемонов советского хоккея Старшинова, Якушева, Мартынюка и братьев Майоровых, Шадрин имел сумасшедшую статистику - 445 игр в чемпионате СССР и 213 шайб! Поэтому и не особо удивляет тот факт, что в легендарной серии с Канадой в 1972 году Шадрин, вслед за Якушевым (7 шайб + 4 передачи), стал вторым бомбардиром сборной СССР (3 шайбы + 5 передач). Если вперед летело спартаковское звено сборной, то Шадрин всегда был в районе заброшенной шайбы. Либо красиво отдаст, либо сам решит эпизод.
Фото Сергея Колганова
Удивительно, но пик карьеры многократного чемпиона мира, двукратного олимпийского чемпиона, пришелся не на игры в суперсериях с Канадой и с клубами НХЛ, а на одну из самых легендарных побед сборной СССР в австрийском Инсбруке, во время зимней Олимпиады 1976 года, где Шадрин стал лучшим бомбардиром. Решающая игра была с вечно неудобной сборной Чехословакии. Наша сборная, уступая 0:2 в первом периоде, предоставила чехам шикарный шанс решить всё здесь и сейчас. СССР осталась в меньшинстве, втроем против пятерых соперников, но выстояли вопреки тому, что соперник обладал отличной реализацией лишнего. Шадрин, Ляпкин и Цыганков ничего не дали сделать чешским мастерам около ворот Владислава Третьяка. Этот момент стал переломным в матче, вселил в советских хоккеистов уверенность, после чего они выиграли тот матч 4:3 и завоевали золотые медали. Кстати, Владимир Николаевич забросил первую, а заодно переломную шайбу в этой игре. В этом был весь Шадрин. Если тренерам в тяжелую минуту нужно было на кого-то положиться, то это был Шадрин, потому что знали, что никогда не подведет.
После четырнадцати лет карьеры в родном «Спартаке» (1965 по 1979 г.) и трех чемпионств СССР (1967, 1969, 1976), Владимир Николаевич не стал покидать хоккей и уехал вместе Юрием Ляпкиным покорять экзотическую Японию. И там Шадрина также ждал успех – 4 чемпионских звания с хоккейным клубом «Одзи Сейси» в качестве играющего тренера. Не бог весть какое достижение для звезды мирового хоккея в нехоккейной стране, но все-таки. По возвращении на Родину, Шадрин успел поработать старшим тренером «Спартака» (1984 год), старшим тренером СДЮШОР «Спартак» (до 1991 года), старшим тренером юношеской сборной России (с 1992 по 1997 г.) с которой ему удалось выиграть золото юниорского чемпионата Европы в Уфе. В той команде, кстати, блистали Андрей Зюзин, Андрей Марков, Олег Кваша, Максим Афиногенов, Сергей Самсонов, Владимир Антипов. Так что и после окончания хоккейной карьеры Владимир Шадрин всегда был на виду. Человек, который всю свою сознательную жизнь отдал хоккею!
Фото Сергея Колганова
П.С.
Когда Владимира Шадрина спросили, не жалеет ли он, что стал хоккеистом, а не инженером или олигархом нефтяной промышленности, он ответил не сразу, чуть подумав:
«Да, большой спорт – это не только пироги и пышки, но и синяки и шишки. И если сложить все мои награды и звания и отнять травмы и болезни, которые получил за длительную карьеру, то получится равенство. Но я ни о чем не жалею. Я видел и чувствовал любовь болельщиков, доверие партнеров, и только ради этого стоило стать хоккеистом».
Да, уходят великие...
Идеальная тройка кмк - с А.Мальцевым. Динамовец не имел постоянной тройки в сборной, а по уровню таланта подходит спартаковцам.
об этом термине в союзе никто понятия не имел :)
Наверное лучшим в советском хоккее тех лет. Абсолютный баланс между умением одинаково хорошо играть в атаке и в защите.
https://youtu.be/qZ3grhJ9OQY?t=6674
Травмы - часть игры. У нас вылетал по ходу серии Харламов, у них Орр вообще не сыграл. Лучший - на секундочку! - игрок Канады на тот момент. А главное "Что если..." той серии - Фирсов. Если бы Бобров взял "Систему".
Но Мальцев по своему классу это игрок первого звена. Универсал, который мог играть
и в центре и на фланге, поэтому и заменял практически любую потерю.
А в сборной если кого-то не заменял в первой армейской тройке, то играл в 3-м звене.
С Шадриным и Якушевым он обычно играл в сборной до 75-го, когда его вытеснил Шалимов.
В 70-м ( в основном еще со Старшиновым и Якушевым ) и в 72-м на ОИ это формально было
3-е звено. Такая мощная была тогда сборная ...