Этот финал Востока – пушка. В нем играют два наших лучших вратаря поколения
Серия, которую нельзя пропустить.
Кайфанули от перестрелки Макдэвида и Маккиннона за право назвать новую версию «Макдональдса» в России своим именем? Не расходимся, у нас есть не менее крутая серия.
Встреча «Тампы» и «Рейнджерс» буквально пропитана голливудским сюжетом, талантом и смыслами.
Например, в 2015-м «Тампа» Купера впервые заявилась в финал, на пути к которому прошла как раз эту команду из Нью-Йорка. А в 2020-м и 2021-м самое серьезное сопротивление банде Кучерова оказывали «Айлендерс» – соседи «Рейнджерс» по городу.
Тут есть куча классных дуэлей, причем с одной стороны – игроки стремительно растущей команды, а с другой – ветераны с двумя гайками на пальцах.
Хедман против Фокса, Панарин против Кучерова и… Шестеркин против Василевского. У Игоря – сезон, который можно справедливо назвать великим. У Андрея – три года кубковой доминации. Между ними год разницы в возрасте – это сшибка лоб в лоб двух лучших русских вратарей поколения, и в битве за финал не будет никаких компромиссов.
Шестеркин и Василевский классно играли в КХЛ – но Андрей съел конкурентов, а Игорь сидел под иностранцами СКА
В штате Флорида есть небольшой городок Сент-Питерсберг – там нет «Зенита» и Романа Ротенберга, но есть методистская церковь, которая в один прекрасный летний день порадовала прихожан объявлением: «Только Бог спасает больше, чем Василевский».
Василевский проник везде – обаятельный Большой Кот из России мало говорит, надвигает бейсболку на глаза во время редких пресс-конференций и методично тащит бросок за броском. Джон Купер, главный тренер «Тампы» вообще утверждает, что Андрей – это лучший голкипер мира на ближайшие 10 лет вперед. И сейчас просто нет ни одного основания ему не верить.
А Стивен Стэмкос говорит, что Василевский – главный пахарь из тех, что он видел, и это слова человека, который играет бок о бок с главным фанатом хоккея Никитой Кучеровым. Андрей много раз благодарил своих родителей за становление в спортивной карьере – его отец, тоже хоккейный вратарь, рассказывал в интервью Дарье Тубольцевой: «Материальная часть нашей жизни была такова, что когда я закончил карьеру, то практически 10 лет мы очень трудно жили. Андрей все это видел и один раз сказал, что, когда вырастет, будет зарабатывать и позволит нам жить так, как мы сейчас живем. Он сдержал слово. Первые деньги, которые они с Алексеем заработали практически вместе (Андрей чуть больше), они отдали нам. С первой крупной премии или зарплаты приобрели хороший внедорожник, потом дом на даче поменяли с летнего на новый, мы там с женой живем уже девятый год круглогодично».
Трудолюбие отшлифовало безумный талант Василевского. Когда в 18 лет он попал в основу «Салавата», то достойно выдержал приличный уровень конкуренции, а дальше просто съел более опытных конкурентов – по ходу сезона-2013/14 Василевский играл мощнее Алексея Волкова и Владимира Сохатского, и продолжил тащить в плей-офф.
«В тот сезон мы дошли до финала конференции, для того состава это был уже большой успех. У Магнитогорска тогда была тройка Зарипов — Коварж — Мозякин, на скамейке Кинэн. Но мы смогли с ними нормально зарубиться. Но, как мне по истечении времени кажется, некоторые ребята вроде как выполняли задачу и понимали, что практически невозможно будет пройти «Металлург». Они сложили оружие. Но только не Андрей. Что он творил в воротах с «Магниткой»! Чуть ли не спиной ловил шайбу! Я подходил к более старшим ребятам и говорил: «Посмотрите, что творит парень! Помогите ему. С таким-то можно и кубок завернуть», – вспоминал спортивный директор «Салавата» Василий Чижов.
После того впечатляющего года Василевский отправился в «Тампу» – выиграл конкуренцию у одного из лучших вратарей лиги Бена Бишопа и стал основой доминации «Лайтнинг». У Игоря Шестеркина все было чуть сложнее – особенно в российской части карьеры.
Он классно начинал в «Спартаке», но взрослая команда обанкротилась – значительная часть молодежи в результате грандиозного обмена оказалась в системе СКА, который в тот момент существовал в режиме скупки всего и вся, а основной состав по плану должен был выигрывать кубок за кубком.
Парадокс его армейского отрезка карьеры в том, что его называли талантливым, он эффективно использовал свое время в основе, но больше него все равно играли иностранцы – сначала Александр Салак и Микко Коскинен, а затем и вовсе средний швед Магнус Хелльберг из «Куньлуня».
Это отразилось на восприятии его отъезда в НХЛ: все понимали, что Шестеркин – талантливый парень, но не понимали, чего от него ждать в «Рейнджерс», ведь по суммарному числу сыгранных матчей в России его было сложно назвать первым номером.
Игорь своей игрой показал, что СКА скрывал от нас суперзвезду и алмаз.
«Очень талантливый, невероятный вратарь. Когда я его в первый раз увидел вживую, смотрел на него с открытым ртом: «Вау!». То же самое у меня было, когда я впервые увидел в деле 18-летнего Андрюху Василевского в Уфе», – говорил главный космонавт нашего хоккея Илья Брызгалов.
«Он выдающийся. Он был таким весь год», – говорит Жерар Галлан, который использует Игоря как фундамент для рывка «Рейнджерс» в этом сезоне.
И это вообще не преувеличение – на второй год в лиге Шестеркин влетел в тройку номинантов на «Везину» (заберет ее с вероятностью 100%), а в плей-офф играет как один из главных претендентов на приз MVP. Для молодых и довольно сырых «Рейнджерс» он стал Х-фактором – превратил нестабильную команду в одного из кандидатов на кубок, но главное – ему всего 26 лет, и в НХЛ он надолго.
Как они играют: Василевский – суператлет, Шестеркин берет мобильной стойкой. И у них несгибаемый дух
Элитный вратарь не пытается отбить все броски. Элитный вратарь делает сэйвы в самый нужный момент. Это правило применимо и к Игорю, и к Андрею.
У них есть отличия в стиле игры (о них чуть ниже), но их общая черта – дух и характер. Вы можете забить им гол, но не сможете их сломать.
«Это приходит с опытом. Вы не можете провести 60 великих матчей в году. Постоянно что-то идет не так. Но главное – придерживаться определенного процесса. Это и есть ментальность Андрея. Плохой отскок здесь, случайный гол там. Он забывает про это. И с сухими матчами точно так же. Забыл – и пошел дальше», – рассказывает тренер вратарей «Тампы» Франц Жан.
«Он очень спокойный, – говорил этой весной Мика Зибанежад, – и как бы распространяет это спокойствие на всю команду».
По ходу этого плей-офф у них были неудачные отрезки – «Торонто» много забивал Василевскому, а «Питтсбург» разматывал защиту «Рейнджерс» и громил Шестеркина, а болельщики насмешливо кричали ему «Игорь, Игорь!».
Они пережили это и забирали ключевые матчи серий, в которых все шло наперекосяк. Это признак больших вратарей – и теперь они сыграют между собой.
Василевского, по общему признанию, можно считать элитным вратарем-атлетом. У него классные габариты и пластика – нападающий, который вываливается на его ворота, имеет дело с огромной, но подвижной стенкой, которая перекрывает угол обстрела и способна сделать сэйв под любым углом.
Он фантастически быстрый – за кошачьи рефлексы его прозвали Большим Котом, и это не преувеличение. Когда ESPN пытался собрать идеального вратаря вселенной, авторы, не думая, ухватились за рефлексы и взрывные ноги Андрея. Что еще? Он четко работает в трафике, высматривая шайбу – и почти всегда ее находит. Забить Василевскому – это квест, который требует самого педантичного подхода. Спросите у «Флориды», которую он аккуратно намазал на хлеб. Или у соперников, которые выходят против него на решающий матч – из 7 таких игр в плей-офф Андрей засушил 6.
Шестеркин играет чуть иначе – его габариты и атлетизм скромнее, чем у стены из Уфы. Никита Петухов в фундаментальном тексте про Игоря обозначал его главные особенности:
• ноги стоят шире, чем в стандартной стойке – относительно других вратарей он экономит время для перехода от высокой стойки в среднюю или низкую;
• положение ловушки – рука находится в нейтральном положении, что позволяет быстро развернуть кисть вниз или повернуть наверх. Плюс – тут хороший разворот ловушки по отношению к шайбе. Многие вратари либо разворачивают кисть вверх, что не позволяет им успеть на бросок над щитком. Или немного не до конца разворачивают ловушку по отношению к шайбе;
• ширина постановки рук – Игорь держит руки на хорошем расстоянии перед собой, что сокращает угол для шайбы и позволяет играть более агрессивно вблизи ворот;
• Постановка клюшки на льду – Шестеркин контролирует шайбу после отскоков и часто выигрывает битву за добивание у нападающих соперника. Это очень важный фактор, потому что в равных составах против Шестеркина наносят в 2 раза больше бросков после добиваний, чем против ближайшего конкурента, но Игорь все равно дотащил «Рейнджерс» до финала Востока.
Что еще? Ключевое – потрясающая игра клюшкой, с ней он обращается лучше Василевского. Мартин Бродер в свое время изменил представление об игре вратаря и ввел специальную трапецию за воротами – сейчас что-то похожее пытается сотворить Игорь Шестеркин. Для «Рейнджерс» он сейчас больше, чем просто парень в шлеме и щитках.
Как играют в этом плей-офф – спасли свои команды от кучи ожидаемых голов
На сайте MoneyPuck.com считают интересный показатель – разницу между ожидаемыми и пропущенными шайбами. Чем она выше – тем больше потащил голкипер. И вот как выглядит топ-5 вратарей плей-офф:
Удивлены? Мы – нет.
А вот куда соперники забивают Игорю и Андрею.
Видим, что Игорю прилично прилетает под ловушкой и между ног – «Питтсбург» здорово растягивал его в первом раунде. А вот Василевскому прилично прилетало подмышку и над левым плечом – причем тоже в первом раунде, потому что «Флориде» он и защита «Тампы» устроили настоящий ад.
В целом, можно сказать, что у них нет явных слабых мест. И такой расклад делает битву двух йокодзун легендарной.
Я ждал Кучерова и Панарина в одном звене сборной России, но их баттл в Кубке Стэнли – еще круче
Фото: REUTERS/Sam Navarro, Dan Hamilton, Dennis Schneidler
По васе вопросов нет, может очень высоко забраться среди всех вратарей в истории
На востоке киперы основные действующие лица
ЙОКОДЗУН! На крайняк - ёкодзун (хотя мне категорически не нравится ёфикация этого слова). Но уж никак не "юкодзун". Что это за коверканье японского языка?
если это такая новая школа журналистики, то «спасибо, не надо». как и пересказ статьи Джо Смита про Василевского.