Профессор, написавший историю омского хоккея. Ушёл из жизни рекордсмен «Авангарда» Сергей Елаков
25 апреля на 59-м году жизни умер Сергей Елаков. Культовый хоккеист «Авангарда» конца 80-х — начала 90-х годов, проделавший вместе с родной командой путь от низов второй советской лиги до элиты российского хоккея. Игрок, получивший от болельщиков почётное прозвище «Профессор» за интеллектуальный и эстетический стиль на площадке. Игрок, в том числе благодаря которому Омск стал по-настоящему хоккейным городом, ведь игра Елакова привлекала зрителей на трибуны и влюбляла в этот красивейший вид спорта.
Елаков не выиграл с «Авангардом» ни одной медали (бронзу 1996 ему не вручили), но был важнейшей частью той легендарной эпохи Леонида Киселёва, с которой следует отсчитывать славную новую историю омского хоккея.
Сергей родился в Омске 5 марта 1964 года. В родном городе будущий Профессор и начал заниматься хоккеем, а уже в 17 лет дебютировал за «Авангард», который только что приобрёл это название. Омичи в то время барахтались в третьем по силе дивизионе чемпионата СССР, до прихода великого энтузиаста и реформатора Леонида Киселёва оставалось ещё 6 лет.
Этап возмужания и становления, как хоккеиста, Елаков проходил вне Омска. Так случилось, что почти сразу после дебюта за «Авангард» Сергей уехал из родного города. Поиграл за петропавловский «Металлист» и новосибирский СКА — соседей омичей по восточной зоне Второй лиги. В 1987 году Лала, как будут впоследствии ласково называть Елакова омские болельщики, вернулся домой. Вернулся, чтобы творить историю.
В том же сезоне «Авангард» возглавил молодой по тренерским меркам 40-летний специалист Леонид Киселёв, чей опыт ограничивался двумя годами работы в барнаульском «Моторе». Но где ещё наставнику набираться ума-разума, как не в команде из родного города, которая к тому же в то время была далека от больших амбиций?
Впрочем, Киселёв видел роль и место омского хоккея в будущем совсем иначе. И именно Леониду Георгиевичу удалось очень быстро вывести «Авангард» с задворок Второй лиги в элиту, и сохранить там место своему детищу. А в 1987-м Киселёв начал с того, что с нуля создал в «Авангарде» тройку Поляков — Елаков — Жилинский, которая вскоре перевернула представление омских болельщиков о хоккее.
«Когда мы их впервые поставили вместе, то сразу же почувствовали, что «попали» в состав. Иметь такое звено было просто необходимо. Почти в каждом матче они забивали больше остальных. Конечно, ровно сбалансированный состав лучше, чем команда с явными солистами. Но подравнивать остальных надо по лидерам, а таких игроков нам не хватало», - вспоминал позднее Киселёв.
Центрфорвал Елаков был мозгом того звена. Он не просто играл, а дирижировал на льду, потрясающе чувствовал партнёров и всегда предпочитал найти вариант с передачей, чем бросить самому. Он прекрасно катался, и не испытывал никакого дискомфорта из-за того, что порой не хватало скорости: светлая голова и волшебные руки Елакова позволяли ему читать хоккей на таком уровне, что в торопливости, суете и динамичности не было никакой необходимости.
За эту размеренность, грацию и феноменальный хоккейный интеллект Елакова и прозвали Профессором. А в супертройке «Авангарда» Сергея прекрасно дополняли скоростной живчик Поляков и крепкий, физически сильный Жилинский. В сезоне-1987/1988 на троих лидеры омичей набрали 290 очков, 96 из них записал на свой счёт Елаков. Это, кстати, абсолютный рекорд омского клуба за всю историю — никто и никогда не набирал больше результативных баллов за один чемпионат.
С таким звеном лидеров (Полякова, Елакова и Жилинского идеально дополняли защитники Виктор Архипов и Сергей Гуров) «Авангард» за один сезон решил главную задачу — поднялся из Второй лиги в Первую: омичи заняли первое место в своей зоне, а затем закончили на третьей позиции переходный турнир. Так «Авангард» начал свой триумфальный путь на вершину.
И Елаков прошёл его до конца, пусть по разным причинам Сергей и периодически отлучался из родного города. Например, сезон-1990/1991 он провёл в набиравшей финансовую и, соответственно, хоккейную мощь тольяттинской «Ладе». Волжане тогда не без помощи Елакова вынесли всех в Первой лиге и переходном турнире, но и «Авангард» в том сезоне оформил исторический выход в Вышку.
После года в Тольятти Елаков вернулся: приход в компанию к признанным грандам советского хоккея «Авангард» встретил со своим Профессором. В элитном первенстве результативность Елакова, разумеется, была не так высока, как в нижних дивизионах, однако он по-прежнему оставался главным бомбардиром команды и завораживал своей игрой.
«Матч на льду СКК имени Блинова. Открытый чемпионат СНГ. Высшая лига. Сезон 1991 – 1992 года. «Авангард» впервые в своей истории играет в элите отечественного хоккея. Соперник «Торпедо» из Нижнего Новгорода. Четвертая минута матча. Хозяева атакуют. На льду тройка Клемешов – Елаков – Цуканов. Круговерть у ворот кипера «автозаводцев» Ивашкина. С шайбой Елаков, он стягивает на себя двух защитников и отправляется к лицевому борту за воротами, туда в «ложу Гретцки». И бог его знает, что будет дальше, похоже накрыли омского нападающего… И тут, в мгновение, все переворачивается. Елаков делает, не глядя, скрытый пас на пятачок (между ног), где совершенно в одиночестве остается его партнер по тройке Юрий Клемешов (защитники же поехали за Елаковым). Бросок кистями и вынимай Ивашкин. Пять тысяч болельщиков и Ваш покорный слуга в едином порыве схватились за головы, а затем СКК чуть не раскололся от оваций. Стоя, все кто находился на трибунах, приветствовали и автора, и ассистента. Шедевральный гол! Вот в этой передаче весь Сергей Елаков», - так описывал игру Профессора очевидец, автор статьи про Елакова в одном из СМИ.
Примерно в то же время Елаков дебютировал и в национальной олимпийской сборной. В команде легендарного Виктора Тихонова он стал победителем турнира на Приз газеты «Известия», а затем отправился за океан, чтобы сыграть 10 матчей с канадцами под управлением Дэйва Кинга. В тех играх омич набрал 10 (4+6) очков и удостоился похвалы от великого Тихонова. «Золотая голова, катание и руки просто на уровне лучших мастеров страны. На площадке партнера найти передачей для него не проблема. Такое ощущение, что глаза на затылке. А вот канадцы поймать его у борта не могли. Он уходил от их силовых приемов в последний момент, одним движением…», - вспоминал о Елакове Виктор Васильевич.
С «Авангардом» Елаков впоследствии пережил переход в чемпионат МХЛ, в рамках которого в сезоне-1995/1996 начался поход омичей к первым в их истории медалям. Однако бронзу Межнациональной хоккейной лиги, поделенную «Авангардом» с «Салаватом Юлаевым», Елаков не получил: под занавес той регулярки Сергей перебрался в «Ладу», чтобы вскоре завоевать с толяттинцами золото турнира. Кстати, медаль высшей пробы Профессору тоже не досталась. Видимо, из-за того, что до конца сезона он успел сыграть за «Ладу» лишь 7 игр, в которых очки Елакову набрать не удалось.
В Тольятти Лала не задержался, но и в Омск вернулся не сразу: эпоху Суперлиги Елаков встретил в составе тюменского «Рубина». Очередной пришествие в «Авангард» состоялось уже во второй половине сезоне-1997/1998. 33-летний Елаков зацепил последний год работы в Омске Леонида Киселёва, поиграл бок о бок с новыми звёздами команды: Максимом Сушинским, Дмитрием Затонским, Юрием Пановым, Александром Вьюхиным.
Следующий сезон для Елакова стал последним в «Авангарде». Звезда Сергея в силу возраста уже сходила с небосклона, и в том чемпионате он набрал лишь 5 очков. Зато Профессор прикоснулся к новейшей истории клуба: ведь именно в сезоне-1998/1999 «Авангард» стал «ястребами» и приобрёл красно-бело-чёрную расцветку формы.
Через 2 года Елаков завершил игровую карьеру. Произошло это в родном Омске — Профессор сыграл 9 матчей за фарм-клуб «ястребов» «Авангард-ВДВ» и повесил коньки на гвоздь. Сергей остался в родном городе, попробовал тренерскую профессию, поработав в детской школе и фарм-клубе, но довольно быстро оставил эту стезю.
С тех пор Елаков жил в Омске, играл за команды ветеранов, проводил мастер-классы для детей на катке «Тополиный». И даже в последний день своей жизни Лала собирался на очередную тренировку...
Елаков ушёл очень рано. Но он сумел оставить значительный след в истории хоккея родного города, а его игру никогда не забудут тысячи благодарных болельщиков. Светлая память хоккейному Профессору.