11 мин.

История «Королей» 70-х по 90-е

Марсель Дионн стал первой по-настоящему яркой звездой «Кингз», игроком, долгое время определявшим лицо клуба. За свою выдающуюся карьеру он в рамках регулярных чемпионатов набрал 1771 очко (731 + 1040), что является четвертым результатом в истории Лиги – после Уэйна Гретцки, Горди Хоу и Марка Мессье, а по количеству голов он и вовсе уступает лишь Гретцки с Хоу. Дионна с полным правом можно назвать самым великим неудачником в летописи НХЛ – уроженцу Квебеку так ни разу и не посчастливилось поднять над своей головой Кубок Стенли.

Дионн родился 3 августа 1951 года в Драммондвилле (Квебек). Его хоккейные таланты стали проявляться в раннем возрасте – за 3 сезона, проведенных в юниорской лиге, он насобирал 375 очков, дважды выигрывал спор бомбардиров, избирался во вторую и первую пятерку звезд. И если бы его выбирали на драфте не 1971 года, а иного, то высшая строчка ему была бы гарантирована. Однако в 1971-м на его опередил еще один феноменальный юниор – суперснайпер Ги Лефлер, доставшийся «Монреалю». Вслед за «Канадиенс» шла очередь «Ред Уингз», и Дионн отправляется в Детройт. В дебютном сезоне 1971-72 малогабаритный центрфорвард (рост 172 см) забил 28 голов и отдает 49 передач. И пусть «Колдер Трофи» достался Кену Драйдену, великолепный старт Марселя не остается без награды – 21-летний плеймейкер зарабатывает приглашение в сборную Канады на знаменитую Суперсерию-72 против команды СССР. Затем были еще 3 результативных сезона за «Красных Крыльев» (особенно удалась «регулярка» 1974-75 – 47 шайб и 74 передачи в 80 встречах). Однако контрактные споры с руководством «Ред Уингз» стали причиной переезда Дионна из истинно хоккейного Детройта в Лос-Анджелес, где в ту пору ледовая игра была еще в диковинку.

Дионн пришел в команду, в которой необходимо было повышать эффективность нападения и зрелищность игры. Марсель идеально подходил для обеих целей. Скоростной, с отличным броском и великолепным видением площадки, Дионн добавил немало ярких красок в атакующие действия «Королей», способствуя популяризации хоккея в Калифорнии. С его приходом количество зрителей на трибунах «Форума» заметно возросло.

Роже Вашон приобрел звездный статус в конце 60-х, когда он, будучи вратарем «Монреаля», завоевал «Везина Трофи» и принял непосредственное участие в завоевании двух Кубков Стэнли. Однако провал «Канадцев» в регулярном чемпионате 1969-70, когда действующие обладатели Серебряной Чаши не сумели даже попасть в плей-офф, дорого стоил Вашону, на которого повесили всех собак. А в следующем году из основы его вытеснил молодой Кен Драйден, с ходу добавивший прославленному клубу еще один чемпионский перстень. Роже, поняв, что отныне ставка сделана на Драйдена, попросил обмена, и в ноябре 1971-го его приобрел «Лос-Анджелес», остро нуждающийся в надежном голкипере. Вашон, в свою очередь, отчаянно желал доказать, что он по-прежнему входит в когорту лучших вратарей Лиги – и к удовольствию обеих сторон, союз Вашона и «Лос-Анджелеса» получился долгим и счастливым. По сей день Роже признается лучшим голкипером в истории «Кингз», а его уникальные показатели начала сезона 1974-75 – 1,41 пропущенных гола в среднем за 17 матчей – стали лучшими со времен Жака Планта образца 1957 года. В 1985-м под сводами «Форума» появился именной свитер Вашона с номером 30. В разные годы уже бывший вратарь занимал различные правящие должности в системе «Кингз». 

Первый сезон Дионна в «Лос-Анджелесе» (1975-76) ознаменовался рекордными в истории клуба показателями – 40 голов и 54 передачи в 80 матчах. Два года спустя Марсель самой малости не дотянул до отметки в 60 голов (59). Ясно, что «Лос-Анджелесу» было необходимо усиление. И оно пришло в виде двух малоизвестных крайних форвардов – Дэйва Тэйлора и Чарли Симмера. Во второй половине сезона 1978-79 эти 24-летние нападающие (Симмер старше Тэйлора на 4 месяца), поставленные наставником клуба Бобом Берри в одно звено к Дионну, навели форменный фурор в Лиге. Как уже упоминалось, Дэйв набрал 91 очко (43+48), а Чарли – 48 (21+27) в 38 встречах. Возросла результативность и самого Дионна – рекордные 130 баллов (59+71). Так образовалась одна из сильнейших троек в истории Лиги, позже получившая название «Тройная Корона» - трио разноплановых, но удивительно органично дополнявших друг друга форвардов, совместными усилиями набравшие 2842 очка в 2416 матчах. 

Удивительно, но факт: подвиги «Тройной Короны» в регулярных чемпионатах не приносили желаемых плодов в плей-офф. Сезон 1979-80, ознаменованный фантастической стартовой 13-матчевой голевой серией Симмера и рекордной в карьере Дионна результативностью (137 очков), был скомкан травмами Тэйлора и Симмера, причем последний, сломав ногу, уже ничем не мог помочь своим товарищам в Кубке Стэнли. А его мощь очень пригодилась бы – в отсутствие покинувших «Лос-Анджелес» Горинга и Вашона «Айлендерс» с видимой легкостью (3-1 в серии, 8:1 в поединке №1 и 6:0 в поединке №4) выбили «Королей» уже в первом раунде.

Казалось бы, регулярный чемпионат 1980-81, самый удачный за время существования легендарного звена, все трое участников которого пересекли 100-очковый рубеж (Дионн – 135, Тэйлор – 112, Симмер – 105), должен предварять собой длительный кубковый путь. Тем более что в защитных порядках «Кингз» появилась очень яркая фигура – Лэрри Мерфи, в своем дебютном сезоне набравший аж 76 баллов (16+60)! Никто из самых великих оборонцев – ни Бобби Орр, ни Рэй Бурк, ни Пол Коффи, ни другие – не стартовал столь резво. Следующие два сезона (1982-83 и 1983-84) «Кингз» провели из рук вон плохо (50 побед в 160 матчах) и закономерно «пролетали» мимо плей-офф. Уменьшилась продуктивность «Тройной Короны» (лишь Симмер отыграл оба чемпионата целиком) - сперва из-за тяжелого повреждения кисти у Тэйлора, заставившего правого крайнего промучиться почти целый 1983-й год, а затем травмировался до того «железный» Дионн, пропустивший 14 матчей чемпионата 1983-84. Вынужденный простой многолетнего лидера «Лос-Анджелеса» привел к тому, что впервые со времени прихода в калифорнийский клуб Марсель оказался смещен с верхней строчки лучших в списке бомбардиров.

Осенью 1984-го распалась «Тройная Корона». В «Бостон» ушел Чарли Симмер, которого в ведущем звене заменил Брайан Маклеллан. Без своего постоянного партнера Дионн в чемпионате 1984-85 в последний раз в карьере набрал более 100 очков (126); старались не отставать от лидера Николлз (100), Тэйлор (92), Маклеллан (85) и Фокс (83). Становилось очевидно - «Лос-Анджелесу» необходимы коренные перемены. Великий Дионн и капитан Тэйлор старели, от «Тройной Короны» остались лишь воспоминания, надежных голкиперов со времен Вашона, к этому времени работавшего на посту генерального менеджера, не обнаруживалось. Сезон 1986-87 является поворотным в истории «Кингз» - наступала новая эра хоккея в Калифорнии. Без Дионна, Симмера, Мерфи, но с Робитайлом, Келли Хруди, Стивом Дюшеном, Яри Курри и, конечно же, Уэйном Гретцки. Эпоха, ставшая наиболее успешной страницей в летописи «Королей» ХХ века и ознаменованная первым выходом в финал плей-офф. 

Когда в составе команды закрепляется один молодой хоккеист – не только закрепляется, но и в первом же своем сезоне выдвигается в ряд ведущих игроков – это очень неплохо. Когда таких талантов в два раза больше – это очень хорошо. Но когда сразу три новичка с ходу затмевают признанных лидеров – это просто великолепно! Именно такой уникальный приток свежей крови случился в «Лос-Анджелесе» в сезоне 1986-87. 21-летний атакующий защитник Стив Дюшен, подписавший контракт с «Кингз» в качестве свободного агента (ни один из клубов Лиги не посчитал необходимым поставить Стива на драфт), с места в карьер стал самым результативным оборонцем (13 голов + 25 передач), забронировав за собой это звание до ухода в «Филадельфию» в 1991-м. 18-летний центрфорвард Джимми Карсон, 2-й номер летнего драфта, в столь юном возрасте набрал далеко не детские 79 очков в 80 встречах, опередив коллег по амплуа Дионна и Николлза, и вполне мог выиграть приз лучшему новичку сезона, если бы его не перехватил… партнер по звену Люк Робитайл. 20-летний левый крайний, всего-навсего 171-й номер драфта-84 с самого первого матча стал оправдывать прозвище, вскоре данное ему болельщиками – Счастливчик (Lucky, производное от его имени Luc). 45 раз поражал Робитайл ворота соперников, еще 39 раз он точно ассистировал партнерам. Итого - 84 балла и заслуженный «Колдер Трофи» К слову, третьим номинантом на престижную награду оказался голкипер «Флайерз» Рон Хекстолл, едва не подаривший «Летчикам» Кубок Стэнли. 

Сверхпродуктивная подпитка «Кингз» молодыми талантами в немалой степени способствовала тому, что, начиная с сезона 1986-87, «Лос-Анджелес» забронировал за собой место в плей-офф – вплоть до 1994 года. Правда, кубковые успехи «Королей» по-прежнему оставляли желать лучшего. Весна 1987-го, отмеченная, прежде всего, трейдом многолетнего лидера калифорнийцев Марселя Дионна, который, отчаявшись выиграть Кубок Стэнли в городе Ангелов, решил перейти в «Рейнджерс» (к сожалению, и там заветной цели Дионну достичь не удалось), вновь стала порой выяснения отношений в плей-офф между «Эдмонтоном» и «Лос-Анджелесом». Но остановить «Нефтяников», на всех парах мчавшихся к третьему чемпионству за последние 4 года, оказалось не под силу. Весьма неожиданно выиграв первый поединок в гостях, «Короли», словно испугавшись собственной прыти, практически без борьбы отдали следующие четыре. Особенно неудачным выдался матч №2, в котором звездная атака «Ойлерз» - Гретцки, Курри, Мессье, Андерсон, Коффи и другие – разметала в щепки оборонительные построение соперника – 13:3! Серьезный удар по психике голкипера «Кингз» Ролли Мелансона, приобретенного у «Миннесоты» в прошлом году в надежде на решение вратарской проблемы.  Сезон 1987-88 стал продолжением предыдущего, в точности скопировав все его плюсы и минусы. Молодежь «Кингз» - Робитайл, Карсон и Дюшен – прочно закрепилась на первых ролях в клубе, оттеснив ветеранов со стажем – Николлза, Тэйлора, Фокса. Робитайл уже на второй год пребывания в сильнейшей хоккейной лиге мира с легкостью преодолел гроссмейстерский рубеж в 100 очков – 53 гола и 58 передач определили Люка в лучшего бомбардира «Королей». На втором месте расположился не дотянувший всего четырех пунктов Карсон. Он превзошел Счастливчика в снайперском мастерстве, 55 раз поразив ворота соперника. Примером ровесников воспользовался Дюшен, без зазрения совести отодвинувший своих более опытных коллег на задний план – 55 баллов в 71 встрече и бесспорное звание лучшего атакующего защитника. Однако как только дело дошло до заколдованной для «Лос-Анджелеса» стадии плей-офф, никакой прогресс молодых хоккеистов не помогает – вновь фиаско в стартовом раунде. На этот раз – 1-4 от «Калгари». Не обошлось и без обязательного разгрома – в поединке №1 «Огоньки» вволю поиздевались над Ролли Мелансоном, накидав полную авоську шайб (2:9).Очередная экзекуция не прошла бесследно для Мелансона – в оставшихся кубковых матчах место в «рамке» занимал новичок Гленн Хили, который, хотя и сам особой надежностью не мог похвастаться. 

Закончилась эра Марселя Дионна, но началась эпоха Уэйна Гретцки – наиболее удачная страница в истории «Лос-Анджелеса» ХХ века. В своем первом же за «Кингз» сезоне (1988-89) Великий в 78 матчах набрал 168 очков (54+114), более чем на 30 пунктов побив прежний рекорд результативности, установленный Дионном в 1980-м году (137). Гретцки также завоевал «Харт Трофи», опередив Марио Лемье, который, в свою очередь, перехватил у Великого «Арт Росс Трофи». Брюс Макнолл удовлетворенно потирал руки: в никогда не считавшемся хоккейным штате возник доселе не наблюдавшийся ажиотаж. Практически каждый домашний поединок неизменно сопровождался аншлагом, уровень продаж спортивной атрибутики. «Короли» в этот сезон вступили в новой серебристо-черно-белой форме – Брюс справедливо заметил, что предыдущая бело-желто-синяя копирует расцветки баскетбольных «Лейкерс». 

 

Добившись впечатляющего прогресса в регулярном чемпионате 1988-89 (+23 очка по сравнению с предыдущим первенством), чему в немалой степени способствовала выдающаяся игра ведущего звена Робитайл-Гретцки-Николлз (Берни, переведенный из центра на правый фланг, добился феноменальных показателей – 70 голов, из которых 21 в большинстве, и 80 передач!), калифорнийцы никак не могли преодолеть барьер полуфинала конференции. Хотя не обходилось без локальных успехов. Весной 1989-го в первом раунде плей-офф «Лос-Анджелесу» достался символичный соперник – действующий обладатель Кубка Стэнли «Эдмонтон», игроки которого во что бы то ни стало стремились доказать, что и без 99-го номера способны замахнуться на многое. И после поединка №4, казалось, все кончено для нового коллектива Гретцки: «Ойлерз» повели в серии 3-1. Однако Уэйн, взяв в помощники до того мало известного широкому кругу болельщиков форварда Криса Контоса (2 гола в «регулярке» и 9 заброшенных шайб (!) в плей-офф) и надежного голкипера Келли Хруди, пришедшего в клуб из «Айлендерс» перед дэдлайном, сотворил невероятное: одержав 3 победы кряду (4:2, 4:1, 6:3), «Короли» донельзя огорчили Мессье и компанию. Правда, эмоциональный подъем вскоре сменился горьким разочарованием: в следующем круге «Кингз» были жестоко биты будущим чемпионом «Калгари Флэймз» (0-4), в 4 встречах пропустив 22 гола, а забив вдвое меньше. Это драматичное сражение между бывшим и настоящим клубами Гретцки стало первым в череде из четырех последовательных кубковых противостояний. И если на стартовом этапе успех сопутствовал «Лос-Анджелесу», то затем трижды «Нефтяники» становились непреодолимой преградой на пути калифорнийцев. В 1990-м «Эдмонтон» не оставил камня на камне от построений оппонента: рвущиеся к пятому Кубку Стэнли в истории «Ойлерз» Мессье, Курри, Рэндфорд сотоварищи буквально разорвали «Королей» (4-0), которые до того заставили сложить чемпионские полномочия «Огоньков».