Легендарный снайпер девяностых: «Ак Барс» поднял свитер Алексея Чупина
25 декабря под своды «Татнефть Арены» был поднят свитер нападающего Алексея Чупина. Рассказываем об игроке, который отдал 12 лет своей карьеры «Ак Барсу», провёл в её составе 541 матч в чемпионатах страны и забросил более 150 шайб.
«Всегда любил прошить вратаря со щелчка»
Алексей Чупин родился 11 ноября 1972 года в Глазове в хоккейной семье. В то время его отец, защитник Геннадий Чупин, играл за местный «Прогресс». А спустя два года семья переехала в Ижевск, где Геннадий Харитонович стал легендой местной «Ижстали», пройдя с командой путь от Второй до Высшей лиги. Защитник Чупин-старший штамповал дубли и хет-трики, забросив в сезоне 1978/79 более 20 шайб.
Любовь к хоккею Алексей перенял от отца и с восьми лет начал ходить в ижевскую секцию. Форвард вспоминал, что технику своего фирменного броска получил именно от отца: «Он мне показывал, объяснял, и сам я всегда любил прошить вратаря со щелчка». Будущий снайпер «барсов» с самого детства посещал тренировки папы и выходил с ним на лёд после основных занятий. В седьмом классе он на два года отравился в систему горьковского «Торпедо», где тренировочный процесс был организован гораздо лучше, чем в Ижевске.
Но по итогу он всё же вернулся в Удмуртию, где застал тренера Николая Соловьёва, который отдельно проводил занятия для молодых хоккеистов. На них приходило по 30-40 игроков, с ними работали тренеры основы, а после просмотра лучших забирали в «Ижсталь». В их числе оказался и Алексей, который дебютировал в Первой лиге в сезоне 1988/89.
Тренер рассказывал, что форвард сразу отличался характером, спортивной злостью, что стало залогом его успеха: «Ребята, которых привлекали в команду мастеров, уж точно не терялись на фоне старших одноклубников, но у Алексея был ещё и неслабый бросок. Одарённые ребята быстро находят взаимопонимание в тройках».
– Сначала выпускали на одну-две смены в конце, когда счет позволял. Потом стали доверять больше, и все пришло само собой. Старшие помогали советом, но могли и жестко выговорить в случае неудачи. Надо было пройти эту школу и не сломаться, – вспоминал этот отрезок карьеры Чупин.
За четыре сезона в ижевской команде форвард провёл 224 матча, набрав 89 (51+38) очков. Периодически он возвращался в лигу рангом ниже, выступать за родной Глазов. Но самым результативным для него стал турнир Восточной зоны Первой лиги 1991/92, в котором Чупин набрал 53 (28+25) очка в 67 играх.
«Настоящий лидер звена, команды»
На следующий год 20-летнего игрока пригласили в «Итиль» к тренеру Владимиру Гусеву, которого спустя четыре месяца сменил Виктор Кузнецов. В Казани ему достался 18-й номер – с ним он провёл весь этап татарстанской карьеры. С ходу форвард дебютировал в Межнациональной хоккейной лиге – турнире, который стал преемником чемпионата СССР. Его первый выход на казанский лёд случился 3 сентября 1992 года в тройке с Айратом Кадейкиным и Игорем Агеевым против «Магнитки» (0:5). В то время команды проводили спаренные матчи, так что уже в своей четвёртой игре в МХЛ – против «Салавата Юлаева» – Чупин набрал первое очко (3:3), а 12 сентября отличился дебютным голом в Перми, добыв для «Итили» ничью за 22 секунды до конца основного времени. По ходу чемпионата тренерский штаб тасовал игрока в тройках, собрав в итоге звено атаки с Чупиным, Романом Барановым и Ринатом Касьяновым. Этой тройкой «Итиль» прошла сезон 1993/94, но финишировала лишь седьмой, а из Кубка МХЛ-1994 вылетела в ¼ финала.
В следующем сезоне на пост главного тренера команды вернулся Всеволод Елфимов, при котором окончательно сложилась любимая казанскими болельщиками тройка Баранов – Чупин – Голубев. Кирилл Голубев тоже был выходцем из системы «Ижстали», но в Казани оказался на год позже Чупина.
– Алексей был нападающим креативного плана, – рассказывал Елфимов. – Забивной, нацеленный на ворота. По самоотдаче, ведению игры – это настоящий лидер звена, команды. Он неплохо забивал, обладал хорошим броском.
Чемпионат страны в сезоне 1994/95 претерпел изменения – команды разделились на две зоны, а судьба трофея определялась в ходе плей-офф. «Итиль» отправилась в Западную зону, где в первой же игре в Санкт-Петербурге Чупин оформил дубль в ворота СКА (3:1). Регулярку команда завершила пятой, но в первом же раунде плей-офф вылетела от «Салавата Юлаева». Лучшим бомбардиром (37) и снайпером (23) «Итили» стал именно Чупин, всего его тройка набрала сотню очков.
– От их звена исходила огромная полезность, собрались качественные бомбардиры. Представляете, и это на фоне таких грандов, как ЦСКА, московское «Динамо», «Крылья Советов», «Химик»! Голубев был хорош на пятаке, Баранов в черновой работе – все гармонично друг друга дополняли, имели хорошую химию, – отмечал Елфимов.
Бомбардир золотого «Ак Барса»
В 1995-м «Итиль» получила современное название – «Ак Барс», а у руля команды встал Юрий Моисеев.
– Когда он ввел у нас новый график, новую методику, стало приходить совсем другое понимание хоккея, стала меняться психология, отношение к работе и к самому себе. Тренироваться начали больше и качественнее, – вспоминал Чупин.
Форварду тренер запомнился очень требовательным специалистом, максималистом, который подчас задействовал довольно жёсткие методы: «Он «ломал» психологию подопечных. В тех условиях, в которых мы тогда находились, это было единственно правильным решением для достижения высоких результатов».
Хоккей Моисеева был заточен на атаку – команде предстояло доминировать и в атаке, и в обороне. Сминать соперника технически, физически или психологически. Так формировалась психология победителей, которая принесла результат. В чемпионате 1996/97 «барсы» финишировали на первой строчке Западной зоны и вторыми по результатам суммарного этапа. В плей-офф команде выпал скромный саратовский «Кристалл» – второй с конца клуб по количеству пропущенных шайб. «Кристалл» выиграл матч на своей площадке, а во второй игре серии «Ак Барс» не без труда одержал победу (1:0). Решающий матч раунда проходил в Казани на следующий день – «Кристалл» довольно быстро реализовал лишнего, а на 26-й минуте форвард Валерий Минаев отправил шайбу в сетку впритирку со штангой, завершив сезон «Ак Барса».
– Произошло какое-то роковое стечение обстоятельств. Мы заняли первое место в Восточной зоне, второе по итогам всего регулярного чемпионата и к концу сезона очень устали, были просто измотаны. На фоне всего этого вышли на Саратов. И вроде бы сильнее их – и физически, и по составу, и по моментам. Катали их, катали… Но так бывает – шайба просто не идет в ворота, хоть ты тресни! – вспоминал ту серию Чупин.
Но сезон Чупина на этом не закончился, весной его впервые вызвали в сборную России на чемпионат мира. В Финляндии национальная команда уступила в матче за бронзу, а нападающий «Ак Барса» дважды забил и один раз отдал.
На следующий год Моисеев отчасти изменил свой подход к тренировочному процессу – стало больше выходных, тренер стал более гибким. Чупин вспоминал – выходя на лёд, каждый игрок команды убирал своё «я» – 5 игроков пятёрки превращались в единый организм. В золотом сезоне тройка Чупина набрала 63 очка в чемпионате, 35 (16+19) из которых оказались на счету самого Алексея. Вместе с Эдуардом Кудерметовым он поделил место лучшего бомбардира «Ак Барса» и стал лучшим бомбардиром команды в Кубке России.
– Надо признать, что я был не подарок! Юрий Иванович искал ко мне подход, хотел мой характер сломать. Но я выстоял. За что ему и благодарен. Да, у нас были конфликты, мы ругались. Но, в конце концов, мы нашли общий язык. И сейчас с высоты прожитых лет могу сказать, что он был прав, – признаётся сейчас форвард.
Спор с Крикуновым
В 1999-м Моисеева в «Ак Барсе» сменил Владимир Крикунов, который закладывал команде сумасшедшую физическую базу. Чупин вспоминал:
– Физические нагрузки при Крикунове зашкаливали. Такого мы еще не проходили в предсезонке, даже при Моисееве. Были ребята, которые просто не выдерживали.
Габаритный форвард отличался бойцовским характером и любил силовой хоккей, что иногда приводила к 80 минут штрафа за сезон. При Крикунове в контракт игрока было включено условие – нападающий должен набрать меньше фолов, чем соперники на нём.
– По окончании сезона, правда, Крикунов по этому поводу меня не вызывал. Значит, я регламент выдержал. Так что спор закончился вничью, – говорил нападающий.
«Барсы» под руководством Крикунова с ходу стали вторыми в регулярке и дошли до финала плей-офф, где уступили «Динамо» Зинэтулы Билялетдинова со счётом 1-4. Но проработал Владимир Васильевич в Казани лишь 2,5 сезона – тренера сняли прямо по ходу регулярного чемпионата 2001/02, вернув Моисеева, с которым «Ак Барс» вновь дошёл до финала, проиграв «Локомотиву».
После сезона 2002/03 Чупину пришлось покинуть состав «барсов» из-за разногласий с руководством. Форвард откровенно признавался, что не хотел уезжать из Казани и намеревался провести там всю карьеру, но обстоятельства вынудили перейти в московское «Динамо».
За два года Чупин успел поиграть в одной тройке с многими партнёрами, в том числе Александром Овечкиным, Павлом Росой, Павлом Дацюком, Владимиром Воробьёвым, опытнейшим Александром Кувалдиным. В свой первый сезон нападающий выиграл внутрикомандную бомбардирскую гонку, набрав 31 (11+20) очко, а во второй – поднять над головой чемпионский кубок и Кубок Европейских чемпионов.
В сезоне 2005/06 форвард вернулся в Казань, однако сыграл за команду только 39 матчей в регулярном чемпионате и набрал 12 (3+9) очков, а в победном плей-офф Чупин ни разу не появился на льду. В результате в межсезонье 32-летний нападающий в ХК МВД, проводивший на тот момент второй год в элите. В Подольске Алексей подтвердил свой статус бомбардира, набрав 45 (15+30) очков в 53-х играх, но в плей-офф команда вылетела в первом же раунде от будущего чемпиона – «Магнитки». Затем последовало возвращение в московское «Динамо», а в сезоне 2008/09 Чупин защищал цвета «Кузни».
– Алексей стал настоящим казанцем, татарином, – рассуждал Елфимов. – Порой ведь бывает, что игроки приходят, пару лет поиграют и уходят, а он был чисто наш игрок. Как будто с детства воспитывался в нашем клубе, на наших традициях.
Снайперский рекорд форварда на протяжении многих лет оставался недостижимым в современной истории «Ак Барса». Лишь в конце двухтысячных его обошёл Алексей Морозов, а затем и Данис Зарипов, но Алексей Чупин навсегда вписал своё имя в Зал славы казанского хоккея.