7 мин.

Стартуем на МЧМ с надеждой на безумный талант пацанов. У тренеров сборной старые вредные методички: играть попроще, терпеть и работать

Все как мы любим.

Тренировочный матч против Канады наши начали с быстрых 0:4 – Сергей Зубов и помощник Олег Знарок вернули в наш быт понятие «под нагрузками» и, находясь именно что под нагрузками, не успевали где-то за шайбой, где-то за соперником, где-то за собственными мыслями: половина диагоналей на выходе из зоны улетела в борт и на крюк сопернику. Канадцы прилетали на наш пятак и драли его как Перри и Гецлаф в Ванкувере-2010 – ну а что, Мэйсон Мактавиш тоже из «Анахайма».

Диагонали на выходе из зоны – это, кстати, такая же верная примета старого стиля, как и то самое «под нагрузкой» – мы все это видели те 10 лет и 54 матча, что тренером молодежки был Валерий Брагин. Мы привыкли называть этот стиль брагинским, потому что молодежка всегда была на виду, но это не какой-то авторский стиль, это самый простой и понятный способ играть в хоккей. Терпение, правильный хоккей, дисциплина, характер – вы сами прекрасно знаете эти ключевые слова. 

Когда у тебя не хватает теории, ты берешь самый простой способ игры и настаиваешь на его идеальном, безошибочном выполнении. Твоя цель – заставить игроков быть немножко роботами, таким хоккейным конвейером, повторять одни и те же 2-3 элементарных действия и ехать на смену. Тебе нечего им предложить, кроме автоматизма. Ты выхолащиваешь из них выдумку и само желание играть – на табло тебе нужен счет 0:0. С одной стороны.

С другой, ты надеешься на своих звезд. Потому что если счет 0:0, то хватит и одной шайбы. Ты надеешься на проблески их таланта, на то, что они смогут создавать моменты из воздуха, из ничего, на основе твоих примитивных установок, а иногда и вопреки этим установкам. Ты развиваешь представления о характере, подвиге и терпении как о ключевых понятиях в становлении командного успеха. Выдумка и креатив в этой картине мира ущербны, потому что ведут к ошибкам.

Ошибка – самое страшное понятие в рамках этого, самого примитивного, способа играть в хоккей.

Может быть, вы забыли, но на МЧМ-2012 Брагин сажал на лавку Никиту Гусева – тот ходил с шайбой по синей линии и терял ее. Через пять лет он станет лучшим игроком КХЛ, через шесть, в финале Олимпиады, сыграет максимально неосторожно, бросит с неудобной – и спасет команду. А на МЧМ его шпыняли за ошибки. Сергей Зубов сажал целиком одно из звеньев на Кубке «Карьялы», куда мы вроде бы поехали обкатывать молодежь перед МЧМ.

Зубов не мог не взять в сборную игроков из системы СКА, потому что в текущей конфигурации нашего хоккея эти игроки неприкосновенны, но он не взял Ивана Мирошниченко – «не в тех кондициях». Валерий Брагин принципиально не брал в сборную, как мы их называем, игровичков – Владимира Ткачева-1995 и Ивана Чеховича.

Работа Валерия Брагина в молодежке очень навредила нашему хоккею тем, что утвердила такой подход к игре как правильный – он сам называл это «правильным» хоккеем, и аудитория приняла этот хоккей как правильный. Парадокс: Россия – самая играющая нация из хоккейных, воспитавшая самые светлые головы и самые изобретательные руки в мировом хоккее, выпустившая Малкина, Кузнецова, Капризова, Федорова, Мальцева, Фирсова, искренне убеждена в том, что идеал хоккея – это зажатая, автоматическая, минималистичная игра вообще без выдумки.

Тренерский штаб в исполнении Брагина ставит барьер между игроками и их раскрытым потенциалом. Его идеи закрепощают игроков, накладывают на них ограничения, тупо давят. Тренер не помогает раскрыться, он сковывает – если хочешь раскрыться, то тебе надо сломать сопротивление не только соперника, но и этого барьера. 

Эту идею в России почему-то приняли как норму: у нас тренер должен быть жестким вредителем.

Когда Ларионов поспорил с этой нормой и вернул в хоккей молодежки жизнь, болельщикам стало настолько неуютно, что они навалились и на самого Профессора, и, по касательной, на мои тексты о той команде, которая играла в хоккей. Где характер? Где звонко матерящийся тренер? Разве это нормально, когда тренер способен развить мысль из нескольких предложений подряд и не вставить ругательство? 

На какое-то время Брагин стал идеальным тренером России, в комментариях его требовали вернуть в команду – до того момента, пока он не вернулся в нормальный профессиональный хоккей, с 50+ матчами регулярки и плей-офф, где характер и ругательства не работают, если у тебя нет хоть какой-нибудь теории. В КХЛ Брагин просто растворился; на скамейке СКА Роман Ротенберг смотрится гораздо ярче, приковывает к себе внимание и не оставляет шанса засомневаться, что именно он там главный.

Но образ «правильного» хоккея остался. На МЧМ-2022 его будет ставить Сергей Зубов – самый незаметный тренер СКА 2010-х (а там очень длинная линейка) и в смысле теории, и в смысле прямой речи. В этой модели тренеру, как и игрокам, не надо ничего выдумывать – а вы думаете, почему за нее так держатся? Говори про правильный хоккей, про характер. Отвечай на вопросы короткими, рваными предложениями и вообще поменьше говори. Если игрок ошибся – сажай на скамейку. Ошибся дважды – снимай с игры. Проигрываем в третьем периоде – переходи на три звена. Если кто-то решил скреативить – обвини его в том, что он зачем-то начал выдумывать вопреки установкам.

Повторяй, что путь к успеху – поменьше выдумывать и играть за Россию. 

Результат? Его голами из ниоткуда обеспечат таланты, которые в составе сборной России есть всегда. Творчество Мичкова не ограничить никакими установками, он как доктор Стрендж, замедляет время, генерит по три разных решения в одном эпизоде и спокойно выбирает из них самое оптимальное – в товарняке против Канады он оказался за воротами, показал лакросс, а потом отдал пас. Вася Пономарев и его передачки на пятак. Саша Пашин увидел, что вратарь копошится в воротах, дал с нулевого угла – вынимай. 

Если не обеспечат – их проблемы. Виновато поколение. Неудачный урожай. Нет талантливых игроков. Система виновата. Я сделал все, что мог – вы видели. Я матерился. Запрещал креативить. Призывал играть просто и безопасно. Призывал не ошибаться. Вы видели? Они все сделали как я просил – не было креатива, все звенья мучались, а не играли, терпели – но мы проиграли. Это они виноваты, они недостаточно талантливы. Помните, сколько раз такое говорил Валерий Брагин? Судя по нагрузкам и диагоналям, у Зубова те же методички.

Я думаю, что очень скоро этот шлак закончится и испарится, как испарились из нашего хоккея и прочие атавизмы.

«Сидим с Юрзиновым-старшим на чемпионате мира, – рассказывал в «Сычев подкасте» Алексей Жамнов, – просто смотрим тренировку сборной. Я говорю: Владимир Владимирович, скажите честно, а для чего мы это все делали? Я понять не могу, сейчас же этого никто не делает – эти утренние пробежки по 8 километров, фортлеки, кроссы эти. Ребята тренировались – кому-то плохо становилось, кого-то подташнивало за борт. 

Он отвечает: а я не знаю».

«Правильному» хоккею в молодежке осталось 2-3 года, ну максимум пять – потом мы будем вспоминать и смеяться; пока отмечу главное: никакие ограничения и пытки утренними пробежками не помешали поколению Жамнова творить красоту. Точно так же и сейчас: «правильный» хоккей Брагина безусловно навредил, но наши пацаны из молодежек разных лет регулярно оказывались круче и делали красиво вопреки.

Нет никаких оснований не верить в тех парней, что сейчас переехали в городок Ред Дир. Да, их завалят ответственностью перед страной. Да, на них навешают невыполнимых и противоречивых требований. На них будут орать и материться. Если они подведут, их выставят виноватыми, скажут, что в них никогда и не было нужного таланта.

Но они как и многие выпускники нашей школы хоккея в разные годы, окажутся выше этого и покажут все, что умеют, и даже больше. За это мы их любим, за это мы любим МЧМ.

Россия, вперед.

25 русских героев МЧМ. От Фетисова до Капризова

Молодежка жестко влетела Канаде: пропустили 6 в контрольном матче, порадовал только Мичков

Звезды МЧМ-2022, за которыми мы будем следить на праздниках

Фото: globallookpress.com/Jason Franson, Petr Sznapka, Edijs Palens, Alexander Kulebyakin