505 млн рублей клубам от КХЛ за прошлый сезон: кто, за что и сколько получит, на что надо тратить
Важная история, которую вы могли пропустить – на старте нового сезона офис КХЛ отчитался о финансовых показателях и распределил между клубами прибыль, полученную в результате реализации телевизионных и коммерческих прав.
По итогам сезона-2020/21 клубам выделят 505 млн рублей – это рекордная сумма. Правда, в долларах выглядит уже не так солидно – меньше 7 млн. Если сравнивать с НХЛ, то увидим пропасть – по новому ТВ-контракту главная хоккейная лига мира будет зарабатывать порядка 400 млн долларов в год.
Доходы, которые клубы получают от КХЛ, складываются по довольно сложной схеме, поэтому отдельно разберемся с каждой частью.
Алексей Морозов говорил, что за прошлый год КХЛ заработала 2,8 млрд рублей, так что клубам ушло меньше 20%.
Из этих 505 млн рублей 30% делятся поровну, то есть каждый клуб КХЛ получает деньги вне зависимости от спортивного результата. На эту выплату не влияет статус клуба – одинаковую сумму получают и «Авангард», и «Амур». По итогам сезона-2020/21 каждая команда КХЛ за участие получила чуть больше 5,7 млн рублей, или почти 132 млн на всех.
А дальше уже начинаются детали – клубы могут получать от лиги больше, но тут уж все зависит от спортивного результата и телевизионного спроса на матчи команды.
Сначала разберем привязку к спортивным достижениям – 30% от 505 млн распределяются между клубами, которые вышли в плей-офф.
• Каждый участник плей-офф получает чуть больше 4,1 млн рублей
• Финалист (им стал ЦСКА) получил 13,2 млн, а обладатель Кубка Гагарина «Авангард» – 32,9 млн рублей
• Еще один способ заработать – победа в регулярном чемпионате. Регулярку взял ЦСКА, и это принесло ему 19,8 млн рублей, то есть в сумме за спортивный результат финалист заработал примерно столько же, сколько и чемпион.
Самая сложная доходная часть – принцип ТВ-спроса. Это довольно обтекаемое понятие, но на самом деле все просто – больше денег получают те клубы, чьи ТВ-права продаются дороже.
КХЛ отчиталась о продаже телевизионных прав в 26 стран вещания (вместе с Россией) – 13 международных каналов, 17 региональных, плюс Матч ТВ, КХЛ ТВ и КХЛ ТВ HD.
А вот как распределяется стоимость лицензии показа одного матча.
Подберем конкретный пример – матчи «Сибири» транслирует местный вещатель «ОТС». За трансляцию ТВ-компания платит лицензионный сбор в лигу – сумма такого сбора может отличаться для вещателей из разных регионов. «Сибирь» из тех денег, что платит вещатель, получает 70% с каждого матча, а сопернику остается 30% от суммы.
Еще один пример – «Йокерит», который по итогам сезона-2020/21 заработал больше, чем чемпион, финалист и любой российский топ-клуб. Все дело в сумме соглашения о продаже прав – у финнов один из самых высоких лицензионных платежей в КХЛ, а местный вещатель показывает и выездные матчи команды. От каждого платежа финны получают 70% - отсюда такая разница в ТВ-доходах.
В этом сезоне трансляциями занимается Discovery Finland – покажут все матчи «Йокерита», а на сервисе Discovery+ можно будет посмотреть еще 100 матчей КХЛ. Доходы от этих матчей как раз попадают под второй тип лицензии – участники получат по 50% от лицензионного платежа. В общем, играть с «Йокеритом» – выгодно.
При этом лига не забыла и дать рекомендации клубам, на что тратить эти деньги. Очевидно, что несколько миллионов в год для «Амура» с точки зрения спортивного результата – копейки, но клуб может потратить их не на зарплату игрока четвертого звена, а, допустим, вложить в модернизацию арены или рекламные материалы, что поможет увеличить коммерческую привлекательность в будущем.
К слову, таким детальным раскрытием финансовой части и объемом рекомендаций для клубов-участников не может похвастаться ни одна спортивная лига в России.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; globallookpress.com/Alexander Kulebyakin/Global Look Press, Dmitry Golubovich/Global Look Press
Можно какие угодно крутить, суперзвезд звать, мегаарену запилить, но все упирается в платежеспособность и уровень жизни.
И кстати, дружище, у нас вся страна из провинциальных городков состоит, которых в разы больше чем миллионников