Величайшая победа советского хоккея – разгром канадцев в финале Кубка Канады-81. У них играл молодой Гретцки, у нас – Третьяк и тройка Ларионова
Ее посвятили Харламову, который погиб за 17 дней до финала.
Кубок Канады – уникальный турнир, на котором собирались все лучшие игроки мира. Своим появлением он обязан огромной энергии Алана Иглсона – ранее он лоббировал проведение Суперсерий между сборными СССР и Канады, а после успешного опыта соревнований между СССР и Канадой грезил настоящим чемпионатом мира.
13 сентября 1981 года сборная СССР в первый и последний раз завоевала трофей, который некоторые канадские звезды ставили выше Кубка Стэнли – команда Виктора Тихонова уничтожила хозяев в финале со счетом 8:1 и посвятила победу памяти Валерия Харламова, который погиб в автокастрофе 27 августа.
* * *
Ненастоящими турнирами канадцы считали все те, куда не пускали игроков НХЛ – а их в то время не пускали никуда. Канадская федерация несколько раз пыталась добиться разрешения привозить профессионалов, но получала отказ за отказом. Итог оказался печальным для мирового хоккея – канадцы пропустили две Олимпиады и семь чемпионатов мира, которые превратились в чемпионаты Европы, ведь американцы вылетали из элитного дивизиона на несколько лет.
Проблему удалось решить во второй половине 70-х. В 1976-м Алан Иглсон, основатель и исполнительный директор профсоюза игроков НХЛ, запустил турнир в формате «лучшие против лучших», а новый президент ИИХФ Гюнтер Сабецки его санкционировал – Кубок Канады получил официальный статус, международное признание и поддержку, что отличало его от обычного коммерческого междусобойчика. А в 1977-м Канада вернулась на чемпионаты мира – уже с игроками НХЛ. Лига тоже получала от проведения Кубка Канады свою выгоду – Иглсон обещал владельцам клубов половину дохода от продажи телеправ и билетов.
«Бог послал его на землю рулить хоккеем». Авантюрист, придумавший Кубок мира
Правда, при организации турнира в 1981-м возникли трудности – изначально его хотели провести в 1980-м (чтобы раз в четыре года, как Олимпиада), но СССР ввел войска в Афганистан, что осложнило политическую обстановку. Собственно, из-за этого в списке принимающих городов не оказалось Торонто – владелец «Мэйпл Лифс» Гарольд Баллард отказался пускать «fucking Russians» на свою арену. Когда в конце 80-х «Торонто» предложили поучаствовать в серии матчей против советских клубов, Баллард, которому уже было за 80, ответил в таком же стиле: «Покуда у меня есть дырка в жопе, хрена лысого я их к себе на арену пущу!». Поэтому Иглсон выбрал для проведения турнира Эдмонтон, Виннипег, Оттаву и Монреаль.
Игры проходили с 1 по 13 сентября по очень простой схеме: 6 сборных играли друг с другом на предварительном этапе в разных городах, 4 лучших проходили в полуфинал. Матчи плей-офф играли до одной победы – канадцы по итогам группового этапа попали на США, а сборная СССР – на Чехословакию. За победу на предварительном этапе давали 2 очка, за ничью – 1.
Тихонов привез на турнир обновленную сборную – с Третьяком, но без Харламова
Это было время масштабной смены поколений в сборной СССР. За полтора года до Кубка Канады-81 случилось «Чудо на льду», и на турнир Тихонов ехал без целого ряда легенд.
Не было звена Харламов – Петров – Михайлов. Один из главных мифов нашего хоккея – Виктор Тихонов отцепил пикового Харламова прямо из автобуса перед Кубком Канады, а несколько дней спустя одна из главных звезд советского хоккея погибла в автокатастрофе. Этот миф подробно и с безупречной точностью разбил главный хоккейный историк Станислав Гридасов – не пожалейте времени и ознакомьтесь.
Виновен ли Тихонов в смерти Харламова? Разбираем главный миф хоккея
Если совсем коротко, Харламову было уже 33 года и в чемпионате СССР он набирал очков меньше, чем хоккеисты, не попадавшие даже в расширенный список сборной.
Тихонов понимал, что время ветеранов подходит к концу, а на подходе много больших талантов. Он уже строил команду к Олимпиаде-84, и Кубок Канады был своеобразным и очень жестким тестом для игроков, только набиравших силу – Игоря Ларионова, Владимира Крутова, Андрея Хомутова.
Из ветеранов в Канаду поехали только Александр Мальцев и Валерий Васильев. Плюс Третьяк, которому еще даже не было 30, и Виктор Шалимов, не игравший в сборной несколько лет. Шалимов вернулся с убойной спартаковский тройкой, в которой рядом с ним выходили Сергей Капустин и Сергей Шепелев, и Кубок Канады-81 стал ее звездным часом, а для Шепелева и вовсе лучшим турниром карьеры.
Владимир Крутов в интервью «Советскому спорту» вспоминал, что канадские газеты писали про легкий разгром сборной СССР, но номер «Montreal Gazette» от 29 августа 1981-го (то есть за пару дней до старта турнира) вышел с заголовком «Советы сильны как никогда». Авторы подмечали отсутствие звездных игроков с прошлого турнира и настоятельно советовали присмотреться к тройке Крутов – Ларионов – Макаров и новой звезде ЦСКА Николаю Дроздецкому.
На предварительном этапе сборная СССР выступила без особого блеска. Нервная ничья с чехословаками, рабочие победы над шведами и американцами (с ними сломался Мальцев), привычный разгром финнов. А в последнем матче на льду забитого монреальского «Форума» влетели Канаде 3:7: два периода держались на равных, а в третьем получили 1:5.
Гретцки забил Мышкину бэкхендом на первой минуте, набрал три очка и оказался на первой полосе главных канадских газет. Все та же «Montreal Gazette» на спортивной полосе выкатила статью с заголовком «Канада хоронит Советы» – но если прочитать что-то, кроме больших букв, то внутри можно найти полное непонимание того, почему на игру с канадцами Виктор Тихонов выпустил Владимира Мышкина, для которого этот матч стал единственным на турнире.
Полуфинал с Чехословакией прошли уже ровно – Третьяк вернулся в ворота и пропустил лишь один гол, Шепелев сделал дубль, а Тихонов с Владимиром Юрзиновым отправились шпионить за канадскими утренними раскатками. И главным объектом их интереса был 20-летний парень, который сыграл за «Эдмонтон» только два сезона, но уже был канадской звездой №1.
Канада была фаворитом – привезла клубные связки, молодого Гретцки и лучшего тренера
Осенью 1981-го главный хоккейный тренер Канады Скотти Боумэн был на пике – ему было 48 лет, он выиграл 5 Кубков Стэнли с «Монреалем», собрал одну из сильнейших команд в истории канадского хоккея и хотел сделать золотой дубль на Кубке Канады (в 1976-м Боумэн уже обыгрывал Советы на «настоящем» ЧМ).
Как и Тихонов, он перекроил состав в пользу новой волны талантов – из «Айлендерс» привез целую тройку Босси-Троттье-Гиллис, которые уже заложили два из четырех Кубков Стэнли в фундамент величия команды с Лонг-Айленда. Их одноклубник, Дени Потвен, был капитаном и лидером очень мощной защитной линии – сбалансированной, габаритной и результативной.
Здоровяки Робинсон, Энгблом и Бек еще и эффективно играли с шайбой – Робинсон солировал у Боумэна в «Монреале» и с поразительной легкостью выбивал по 50 очков за регулярный сезон. Потвен был еще страшнее – пошел по стопам великого Бобби Орра и набрал больше сотни (!) очков за полный сезон. К результативности прилагались харизма и запредельный уровень игры в кубковых матчах – Потвена просто невозможно было сломить.
Еще один козырь – суперсвязка Лефлер-Гретцки, к которой добавили Жильбера Перро (он получил тяжелую травму на старте турнира и не сыграл в финале). Гретцки называли «Малышом на миллион долларов» – в сезоне-1980/81 он набрал 164 очка за «Эдмонтон» и постепенно становился новым лицом канадского хоккея. Его знаменитый офис за воротами уничтожал всех соперников – над нейтрализацией передач Гретцки Виктор Тихонов работал в течение всего турнира, но к последнему матчу предварительного раунда просто не успел.
При всей мощи Канада в группе все же дала осечку – сыграла 4:4 с Чехословакией и не выбила красивые 5 побед из 5, причем четвертый гол Дудачек забил на 56-й минуте матча.
На финал Боумэн подготовил следующие сочетания – мощь, связки и бешеный талант. Перро на фланге у Гретцки заменил Марсель Дионн – они классно взаимодействовали как против СССР в первой части турнира, так и в полуфинале против США. Эта тройка была номинально третьей – дело, прежде всего, в мощи того состава, но был и тренерский расчет – Боумэн хотел найти наиболее уязвимые пятерки Тихонова и расшатать их своим ударным звеном.
«Очень умен. Очень. Самый умный игрок из тех, что я видел», – говорил канадской прессе Анатолий Тарасов, который тоже присутствовал на Кубке Канады.
Финал стал шоком для Канады – Третьяк уничтожил звездное нападение, Крутов забил великий гол в меньшинстве, а газеты делали тонкие отсылки к Холодной войне
Первая полоса «Montreal Gazette» от 14 сентября 1981 года: «Советский Союз прошлым вечером одержал победу в Ледяной войне (игра слов cold – холодный, frozen – ледяной – Sports.ru), одолев Канаду со счетом 8:1, и предъявил права на мировое господство в хоккее. Снова».
«Я только что увидел, как лучшая канадская сборная в истории (и самая подготовленная) с треском проиграла СССР, и я не понимаю, как это возможно», – Рид Фишер, спортивный редактор той же газеты и один из главных хоккейных журналистов Монреаля того времени.
По сравнению со стартом турнира сборная СССР внесла лишь одно изменение в состав – травмированного Мальцева заменил универсальный Ирек Гимаев, который по ходу своей карьеры неоднократно будет закрывать самые разные позиции в ЦСКА и сборной страны.
13 сентября – день, который мог легко превратить Владислава Третьяка в министра обороны страны. Сборная СССР не могла бросить по воротам в течение 12 минут по ходу первого периода финального матча. Звено Лефлер – Гретцки – Дионн контролировало шайбу в советском стиле и терзало русских защитников затяжными атаками, которые регулярно заканчивались бросками. Третьяк взял их все. Эта игра стала одной из лучших в его карьере, а после матча ему вручили приз MVP турнира.
«Несмотря на то, что четыре из пяти лучших бомбардиров турнира представляли нашу команду, в финале все свелось к противостоянию вратарей. И Третьяк не дал нам шанса. Он абсолютно заслуженно был признан лучшим игроком», – вспоминал Ларри Робинсон в своей автобиографии.
Во втором периоде случилось что-то странное – Ларионов разобрался на пятачке против габаритных оппонентов, а новичок сборной Сергей Шепелев дважды выстрелил так, что Майк Лиут даже не успел разглядеть шайбу.
А дальше игра перешла в избиение – еще пять шайб на домашней арене сборной Канады, которая так и не поднялась после нокдауна. Владимир Крутов за свою карьеру забил множество голов, но этот – в меньшинстве – был одним из лучших.
«Мы остались в меньшинстве, Гретцки в средней зоне оставил себе за спину шайбу, я ее подхватил, двинулся вперед, замахнулся для броска, а Лефлер отъехал в сторону, я бросил и забил», – вспоминал Владимир годы спустя.
«На мой взгляд, сборная Канады – одна из наилучших команд, с которыми нам приходилось играть. Однако даже сильные команды иногда проигрывают. Это спорт. Именно это и произошло сегодня. Мы учли свои ошибки, сделанные в первом матче с Канадой. Крупный счет не отражает реальных сил команд. Если бы снова играли с ними завтра или послезавтра, может быть Канада смогла бы снова победить», – Виктор Тихонов после матча говорил о сопернике только с уважением.
«В моей жизни бывали неудачи. Эта – худшая», – Уэйн Гретцки после разгрома не мог сдержать слез.
«Никаких оправданий. Я разочарован результатом. Обидно после хорошего турнира проиграть вот так в последнем матче. В отдельной игре очень важен горячий вратарь, и он у соперника был. Думаю, серия из семи игр позволила бы точнее сказать вам, какая команда была лучше», – Скотти Боумэну после финала было тяжелее остальных.
***
Тот Кубок Канады стал началом новой эпохи в истории сборной СССР – на смену великой тройке Петрова пришла великая тройка Ларионова. Сборная СССР продолжала собирать трофеи, но Кубок Канады больше выиграть не смогла. Канадцы же после самого тяжелого поражения в истории изменили формат домашнего турнира – финал стали играть до двух побед.
Виновен ли Тихонов в смерти Харламова? Разбираем главный миф хоккея
Фото: РИА Новости/В. Зуфаров, Сергей Гунеев; globallookpress.com/Ron Poling/STRTCPI
Нехило для третеьго звена, пускай даже номинального.
Классика мирового хоккея