Александр Великий: Легенда N8. Часть 27. It’s a Long Way to the Top
Мы с вами остановились на том, что во время первого захода на кубок в 2008-10 гг. четвёртую часть платёжки Кэпс занимал абсолютный неликвид, от которого не было ни малейшей пользы. Подобное обстоятельство само по себе убивает реальные шансы на титул. Но у Вашингтона в тот период были и другие серьёзные проблемы.
Базовый вариант построения чемпионской команды выглядит так. Сначала на драфте выбираются топ проспекты, которые в дальнейшем станут лидерами клуба. Таким образом формируется костяк. Но только через драфт построить сбалансированную команду нереально. Какие-то важные позиции останутся открытыми. Поэтому на рынке пытаются найти игроков, которые на долгий срок закрыли бы эти проблемные позиции. При удачном раскладе получается крутой контендер без явных слабых мест.
Самый актуальный пример команды, построенной с драфта, это Тампа - вратарь уровня Везины Василевский, дэф уровня Норрис Хедман, форвард уровня Харт и Арт Росс Кучеров, центры ТОП6 Пойнт, Стамкос и Сирелли, один из лучших двусторонних вингеров лиги Палат. Тампе удалось закрыть собственными воспитанниками все стратегические позиции за исключением защитника ТОП2 в дополнение к Хедману. Именно поэтому в Рейнджерс был приобретён Макдона. Элитный игрок на много лет закрыл важнейшую позицию. Образцовая работа Айзермана и Бризбуа, причём в условиях жесточайшего Тампагедона. Сравним с действиями менеджмента Кэпс.
В 2004 г. Макфи задрафтовал Овечкина, после чего находился в должности ГМ Вашингтона ещё 10 лет. Все эти годы две стратегические позиции оставались, по сути, открытыми - защитник первой пары (именно защитник, а не полузащитник) и центр ТОП6. На роль центра Макфи последовательно приобретал Нюландера, Фёдорова, Рибейро, Грабовского. Никто надолго не задержался, год-полтора и на выход. Фёдоров запомнился яркой игрой рядом с Овечкиным, Рибейро сверхрезультативными действиями в составе спецбригады большинства. Но все четверо выглядели несостоятельно в роли центра второго звена. Как следствие, у Вашингтона никогда не было второй тройки сопоставимой по уровню со звеном Овечкина.
За 10 лет Макфи приобрёл только одного дэфа, которому предназначалась роль столпа обороны. Это Том Поти. Его трудно назвать звёздным защитником. За всю карьеру он ни разу не был упомянут в голосовании на Норрис, где ежегодно получают хотя бы один голос примерно 20 игроков. Поти оказался в Кэпс, когда ему уже стукнуло 30, но, главное, его в каждом сезоне преследовали травмы, иногда очень серьёзные. 3 сезона Поти вместе с Грином являлся ведущим защитником Кэпс, после чего травмы окончательно доканали его.
На первых порах Вашингтону был нужен ещё и опытный голкипер-стартёр. Макфи приобрёл Теодора. Что из этого вышло, мы все прекрасно помним.
В 2008-10 гг. Вашингтон не мог иметь глубокий сбалансированный состав только за счёт молодых звёзд, выбранных на драфте. Точечное усиление классными опытными игроками могло бы резко усилить команду. Увы, Жора Макфи проявил в этом вопросе полное служебное несоответствие.
Всё познаётся в сравнении. В эпоху контендерства Кэпс на Востоке было ещё 3 чемпионских франшизы. Питтсбург на позицию защитника ТОП2 приобрёл Сергея Гончара, Бостон Здено Хару, Тампа Райана Макдону. Макфи за 10 лет не сделал ничего хотя бы отдалённо похожего. В плане усиления состава за счёт игроков со стороны Вашингтон явно уступал всем своим конкурентам.
А ведь возможности были. Например, в сезоне 2005-06 у Оттавы сложилась удивительная линия защиты: Здена Хара, Уэйд Редден, Крис Филлипс, Антон Волченков, Андрей Мезарош и Брайан Потье. Шестой защитник Потье, который в итоге оказался в Кэпс, набрал целых 35 очков. Такую линию в условиях потолка зарплат сохранить невозможно. В Вашингтоне уже блистал Овечкин, за неделю до открытия рынка свободных агентов на драфте были выбраны Бекс и Варламов. Теперь для Кэпс главный кадровый вопрос заключался в том, чтобы найти столпа обороны на годы вперёд. У Вашингтона было огромное пространство под кепкой. И как раз в это время на рынок выходит Здено Хара, четвёртый в голосовании на Норрис, в отличном возрасте. Как показали последние события, Хара не испытывает никаких антипатий к Кэпиталз. Но Вашингтон подчёркнуто не участвовал в охоте на самую крупную рыбу на рынке, отлавливая мелкую сошку. Зачем нужен Хара, когда можно подписать Потье? Это была осознанная политика клуба.
И последнее. Я решил вспомнить игроков Вашингтона, приобретённых на стороне, которые играли заметную роль на протяжении более двух лет. В первую очередь на ум пришли Оши, Нисканен, Чимера, Уорд, Орпик, Эллер, Поти. На мой взгляд стратегическое значение имело лишь одновременное подписание Нисканена и Орпика. Защитная линия приобрела примерно следующий вид - Карлсон, Алзнер, Нисканен, Орпик, Орлов, Шмидт. Наметился баланс между опытом и молодостью, между защитниками атакующего плана, универсалами и дефами, заточенными на оборону. Наконец-то, Вашингтон в целом стал сбалансированной командой. Как следствие, дважды подряд был выигран кубок Президента, а затем и КС.
В сезоне 2013-14 Нисканен и Орпик были 3-4 защитниками Пенс по айстайму. По итогам года контракты с ними решили не продлевать. Вероятно, давила кепка, а руководство сочло их далеко не самым ценным активом. Орпик с Нисканеном вышли на рынок, где их подобрал Вашингтон. Вот ведь как интересно получается! Для Питтсбурга Орпик с Нисканеном это лишние люди, которых выставили на улицу за ненадобностью. А для Вашингтона это лучшее приобретение за много-много лет. Факт, который ещё раз подчёркивает, что Овечкин и Кросби находились в совершенно разных условиях в плане борьбы за КС.
Яркий и результативный хоккей под руководством Брюса Будро продлился 2 с половиной года. Вашингтон выиграл Президента в 2010 г., казалось, что есть неплохие шансы побороться за КС. При этом команда в огромной степени зависела от четырёх лидеров: Овечкина, Бекстрема, Сёмина и Грина. Никаких других козырей по сравнению с остальными контендерами у Вашингтона на тот момент просто не было. В сложившейся ситуации было крайне важно, чтобы в решающие моменты все четверо демонстрировали свой лучший хоккей.
Судьбоносную роль сыграли две подряд проигранные семиматчевые серии с Питтсбургом и Монреалем, после чего началась перестройка. Не столько состава, а прежде всего философии игры. Фактически эти 2 серии затормозили историю Вашингтона. Суммарные показатели лидеров Кэпс:
Овечкин 14, 13+11=24,+10;
Бекстрем 14, 8+9=17,+6;
Грин 14, 0+7=7,-4;
Сёмин 14, 0+8=8, -6.
Звёздные Сёмин и Грин, находившиеся в своём прайме, вдрызг провалили две ключевые серии: в 14 играх нуль голов и -10 на двоих.
Удобный случай немного поговорить о пресловутом втором раунде, который так долго не покорялся Овечкину. Играя за Кэпс, Сёмин провёл 3 серии второго раунда с Питтсбургом 2009, Тампой 2011 и Рейнджерс 2012, Грин ещё и серию с Рейнджерс 2015. Статистика талантливых раздолбаев в этих играх:
Грин 24, 1+6=7 -10
Сёмин 18, 1+8=9, -9
Больше половины из этих очков Сёмин и Грин набрали в серии с Питтсбургом. Об этом противостоянии стоит поговорить отдельно.
В сезоне 1992-93 защитник Вашингтона Кэвин Хэтчер забил 34 шайбы. С тех пор во всей НХЛ нашёлся только один игрок обороны, который достиг отметки в 30 заброшенных шайб - Майк Грин как раз в сезоне 2008-09 (31 гол). Удивительный показатель, но это в РЧ. В 7 играх против Пенс Грин не отличился ни разу, хотя это была самая результативная серия в новейшей истории Кэпс - по 7 шайб за игру в среднем.
В той серии Грина (7, 0+4=4, -5) логично сравнить с Летангом (7, 3+3=6, +2) и Гончаром (5, 1+4=5, +2). Летанг ещё не достиг своего прайма, он был лишь пятым по айс-тайму среди защитников Питтсбурга. 35-летний Гончар пропустил почти 3 игры после памятного столкновения с Овечкиным. Но, тем не менее, Грин, находившийся в высшей точке своей карьеры, проиграл обоим как по результативности, так и по показателю полезности. У своих ворот Грин никогда не отличался надёжностью. Вот и в тех играх из-под Грина раз за разом забивал Сидней Кросби, порой с левых удалений или просто не по правилам, но тем не менее.
Вообще топить Вашингтон у Грина получалось вплоть до последней игры за клуб. В 7-й игре с Рейнджерс в 2015, к тому времени скатившийся до третьей пары Майк, словил удаление 2+2, второе из которых Рейнджерс реализовал.
Переходим к Сёмину. Славдос с Ланкаширом все лавры победоносца в той серии максимально нелепо присвоили Кросби. Но всё не так просто. У Кросби 8+5=13,+4, у Овечкина 8+6=14,+5.
Кросби добился паритета только по заброшенным шайбам, но мы-то помним, какой ценой это было сделано. Третий гол Кросби во второй игре был забит с вопиющим нарушением правил, Куницу за этот эпизод оштрафовали на 2.5 штуки баксов, но гол засчитали.
А ещё Овечкин был более результативен в выигранных играх, Кросби, напротив, в проигранных. В противостоянии лидеров команд Овечкин переиграл Кросби по всем статям, пусть и с небольшим преимуществом.
Второе звено Кэпс имело вид Сёмин - Бекс(Фёдоров) - Флейшман. Сёмин главная фигура, т.к. Федс и Бекс поочерёдно играли в этом юните. Показатели лидеров второго звена: Малкин 2+8=10,-2, Сёмин 0+6=6,-6. Можно смело сказать, что именно подавляющее преимущество Малкина над Сёминым сделало разницу и принесло победу Питтсбургу. Если называть вещи своими именами, то Грин и Сёмин откровенно провалили одну из самых важных и запоминающихся серий в истории Кэпс.
Если не считать серию с Питтсбургом, то в остальных играх второго раунда в составе Кэпс показатели Грина 17, 1+2=3, -5, Сёмина 11, 1+2=3, -3. Результативность ниже плинтуса, полезность опять отрицательная. Без Овечкина у Грина и Сёмина на двоих всего-навсего 5 игр в ПО за 10 сезонов в лиге. Грин сыграл их в 2016 г. за Детройт.
Переходим к фигуре №2 в новейшей истории Вашингтона Ларсу Никласу Бекстрему. Овечкин и Бекстрем впервые играли во втором раунде в 2009 г., последний раз в 2018. За эти 10 сезонов статистика в ПО, начиная со второго раунда (включены финал конференции против Тампы и финал КС против Вегаса): Овечкин 56, 30+27=57, +9, Бекс 52, 11+30=41, -2. Швед в своём излюбленном репертуаре. Борозды не испортит, но и глубоко не вспашет. Любой другой репертуар ему не под силу.
Первая строка GPG, вторая PPG. Первый столбец РЧ, второй ПО, третий ПО, начиная со второго раунда (буду называть "игры в 2+ раундах"). Суммирование по 10 сезонам с 2008-09 по 2017-18.
Овечкин 0.59 0.50 0.54
1.07 0.95 1.02
Бекс 0.27 0.25 0.21
1.00 0.84 0.79
Результативность Овечкина в играх 2+ раундов на 5(PPG)-10(GPG) % ниже, чем в РЧ. Отличный показатель, ведь мы помним, что главные звёзды лиги теряют в играх ПО в среднем 15-20% своей результативности по сравнению с РЧ.
Результативность Овечкина (голы, передачи, очки) в играх 2+ раундов даже повышается по сравнению с первым раундом. Бекс в играх 2+ раундов теряет 27-28% своей результативности по сравнению с РЧ. Многовато. В играх первого раунда он на 7-18% результативнее, чем в ПО в целом.
Единственный раз Вашингтон прошёл второй раунд, когда Бекс был травмирован. По ходу пятой игры с Пенс в 2018 г. ситуация стала критической. В четвёртой игре Пенс, нанывшие бан Тому Уилсону, сравняли счёт в серии, во втором периоде пятой повели 3-2. При этом сторонники Питтсбурга отмечали, что такого большого игрового преимущества у их команды не было ни в одной другой игре серии. В этот момент Бекстрем из-за травмы перестал выходить на лёд, словив рукой бросок будущего одноклубника Джастина Шульца. Но Саня с Кузей заруливают сначала пятую, а затем и шестую игру.
В курятнике огорчились, но не очень сильно. Куриц успокаивало одно обстоятельство. По их мнению мощнейшая Тампа в финале конференции без вариантов вынесла бы как Кэпс, так и Пенс.
За 4.5 игры, которые пропустил Бекс, Вашингтон, проиграл только единожды, и из гадкого утёнка, вылетающего во втором раунде, превратился в, вероятно, главного фаворита КС.
Бекс вернулся в строй, когда Вашингтон вёл 2-1. Не без приключений, но Вашингтон довёл до победы эту серию.
Вот такая сложилась ситуация. До поры до времени (а именно, до появления в команде МакЛеллана и Тротца) Вашингтон даже близко не мог сравниться с лучшими командами лиги в плане глубины и сбалансированности состава. Вашингтон не был эталоном игры в обороне. По большому счёту у команды был один единственный козырь – яркая и результативная игра четырёх лидеров Овечкина, Бекстрема, Сёмина и Грина. Атакующий потенциал остальных игроков, в том числе и предпенсионного Фёдорова, был весьма ограничен. И что мы видим?
У Сёмина и Грина на двоих 26 сезонов в лиге, 7 серий второго раунда, в которых заброшено 2 шайбы (по одной на брата) и полезность -19. Все без исключения серии второго раунда они в той или иной степени провалили. До финала конференции так ни разу в жизни и не добрались. Бекс он и есть Бекс. Игрок хороший, но не орёл. Как говорится: "Рождённый ползать - летать не может". Особых претензий по игре в 2+ раундах к нему нет, но и больших восторгов тоже. И только Овечкин стабильно держал марку суперзвезды: больше очка и пол-шайбы в среднем за игру, существенно положительная полезность на фоне минусов Грина, Сёмина и Бекса.
И, тем не менее, кащениты нам постоянно твердят, что Вашингтон все эти годы был железным контендером, просто надо было поменять Овечкина на Хоссу (Зетту, Марчанда, Панарина, да на кого угодно), и титулы посыпались бы на Вашингтон как из рога изобилия. Прямо как в анекдоте: "Муму" написал Тургенев, а памятник поставили Гоголю». Так и у нас Сёмин с Грином постоянно проваливались, а поменять надо было Овечкина! Логика! Или точнее сказать, да что вы знаете о лицемерии?
Следующий этап это 2010-15 гг. Вашингтон резко утратил свой главный козырь. Результативность команды рухнула с 318 шайб (первое место в лиге с огромным отрывом) в сезоне 2009-10 до 224 шайб (19-е место) в сезоне 2010-11. Сёмин и Грин в своё время вспыхнули необычайно ярко и неожиданно, сдулись они столь же резко. Вашингтон в лучшем случае выглядел командой немного выше среднего. Результаты в КС (3 вторых раунда, 1 первый и пролёт мимо ПО с минимальным отставанием от 8–го места) вполне соответствовали тогдашнему уровню команды.
На мой взгляд, эти 5 лет имели два главных положительных последствия. Когда-то Макфи пытался закрыть три главных позиции вратаря, защитника первой пары и центра ТОП6, приобретя Теодора, Поти и Нюландера. Всё кончилось грандиозным провалом. На этот раз решили действовать по принципу: «Бабу Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своём коллективе». Все эти годы мужали, набирались мастерства Холтби, Карлсон и Кузя. Пришло время, и в победной кампании каждый из них блестяще исполнил свою роль.
Во-вторых, нарыв лопнул. Леонсис попёр из команды Оутса, а, главное, Жорика Макфи. Взамен пришли Тротц и МакЛеллан. Переломный момент в истории франшизы. Ради такого дела не жалко даже разок ПО пропустить, оно того стоило.
Отдельно надо сказать об обмене Форсберга на Эрата. Как правило, в своих действиях Макфи был похож на обычного дурачка, но в данном случае попахивает откровенным вредительством. Обмен топ проспекта на крепкого ветерана логичен, когда результат нужен прямо здесь и сейчас, команда реально готова биться за кубок, но вскоре окно прихлопнется. Вашик при Оутсе имел достаточное количество слабых мест, Эрат уж точно не мог превратить команду в готового контендера, надо было мыслить с горизонтом в несколько лет. Но Макфи явно предчувствовал, что волшебный пендаль под зад уже витает где-то в воздухе. Это был жест отчаяния в надежде удержаться в своём кресле. А по отношению к команде он руководствовался принципом: «После нас хоть потоп». Редкостное свинство.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Только то был край первой тройки и 7-я игра. Никакого наказания не получил Пилон
Кстати взял именно в том году, когда я притопил за него и Кузю - в 2018 г.
Притопил из жалости, если честно.
Уж слишком не везло самой русской команде, чемпиону регулярки к тому же, и по вине Пенс, к тому же.
Но грубость Уилсона по отношению к Пенс конечно была отвратной.
Там перелом челюсти у одного пенса, сотряс и перелом ещё у двоих, если не ошибаюсь.