«Жили от зарплаты и до зарплаты»: сколько и за что платили хоккеистам в СССР. Шиковать не приходилось
Вопрос зарплат профессиональных спортсменов давно стоит ребром. Любоу упоминание гонораров игроков часто сопровождается фразой «А за что они вообще столько получают?». Однако в СССР расклад был несколько другим. Но всё познаётся в сравнении...
«Сейчас в НХЛ за год зарабатывают столько, сколько я не заработал за всю свою карьеру», — заявил как-то Валерий Васильев, звёздный защитник советской сборной. Его слова, впрочем, не стоит воспринимать как истину последней инстанции: да, зарплаты были куда ниже современных, однако на фоне основной массы населения спортсмены зарабатывали больше основной массы. Однако сам Васильев утверждал, что он со своим заработком ничего не выделялся из толпы:
«Я не знаю, как с точки зрения сегодняшнего дня оценивать те наши премии, например, в тысячу долларов, которые делали нас богачами? Конечно, с деньгами тех, кто пахал в поле или спускался за углем в шахты, наши заработки сравнивать нельзя, но тогда уже существовало достаточное число людей, которые жили так же, как мы, а порой гораздо лучше. Различными способами они прекрасно вписались в ту коммунистическую систему, которая сейчас многим старикам кажется справедливой, и откровенно смеялись над остальными. Когда я уезжал в отпуск отдыхать, мне денег хватало только заплатить за хороший номер и посидеть в ресторанах, а вокруг меня на дорогих курортах эти люди широко гуляли. У них денег хватало на все».
Если уж говорить о числовых выражениях гонораров, то средняя зарплата игрока за месяц составляла где-то 250 рублей, в то время как средняя зарплата по стране была на 120-140 рублей ниже. Но собака была зарыта в другом месте: игроки, помимо основного оклада, получали ещё и премии. Причем регулярно. Особенно это касалось игроков топ-клубов и сборной СССР.
Так, Третьяку выплачивали его законные 330 рублей, а к ним добавляли ещё премию за победы в ЦСКА (180 рублей) и премию за отличные результаты в сборной (иногда целых 1500 рублей). Всем, кто получал приглашение в сборную вообще жаловаться было не положено. В первую очередь они попадали под полное социальное обеспечение: квартиры, машины и лучшие доктора. Кроме того, их призовые за крупные турниры часто превышали годовой заработок обычного советского трудяги, а за триумф на кубке Канады, например, советские хоккеисты обогатились трёмя тысячами рублей от руководства своей страны и ещё 1000 долларов от канадского.
Тем не менее, и этого оказывалось недостаточно, и игроки сборной занимались спекуляциями. Вот что рассказывал о промысле Вячеслав Фетисов:
«Любой игрок и тренер сборной, я говорю не только о хоккее, старался в зарубежных поездках сделать нехитрый бизнес. Сводился он к формуле 1:10 — то есть на один вложенный в покупку доллар полагалось продать привезенного барахла на 10 рублей. Чистый маразм. Хоккеистам выдавали валюту только по окончании последней игры. Обычно нас увозили на следующий день вечером, если турнир проходил в Европе, или через день утром, если играли в Америке. Сколько же за день предстояло всего купить?! И подарки родным, и вещи на продажу. Дурдом, как вспомнишь: люди, отыграв суперсерию, неслись по заснеженному Монреалю с двумя хоккейными мешками за плечами. Бегали, распаренные, в родных ондатровых шапках‑ушанках, в дубленках, с огромными красными баулами, чтобы успеть за несколько часов купить то, что здесь семья покупает в течение года. Нам не разрешалось даже ходить прицениваться во время турнира».
Впрочем, Фетисов не считал свой доход достаточным и полагал, что даже работники сферы услуг иной раз зарабатывали больше:
«Многие мои сограждане искренне считали, что мы получаем слишком большие дары за «гоняние шайбы». Как сказал отец заместителя министра спорта Николая Ивановича Русака: «Какие же вы деньги этим дармоедам платите!» А наш тренер Виктор Васильевич говорил: «Ты что — академик? Ты что — токарь высокого разряда? Ты хоккеист, тебе говорят: живи на сборах, значит, езжай и живи на сборах». Зарплату мы имели все одинаковую, около 250 рублей, плюс доплата за офицерское звание и 20 рублей за звание заслуженного мастера спорта. Еще полагалось получать за выслугу лет. Не знаю, какая средняя зарплата была в те годы в стране. Но официант, директор магазина или продавец‑мясник в то время имели заработки, наверное, побольше, чем хоккеист сборной страны. Однако не с ними мне бы хотелось сравниваться».
Вот вам и тема для дискуссий: правда получали мало или аппетит приходил во время еды?
Опять перепечатка откуда-то. Где-то эту чушь уже читал. Ни за какое капитанство Третьяку платить не могли. Он никогда не был капитаном.
Но все это им прощали за их победы и выступления. Смотрели по ночам, орали кварталами. Да было на что посмотреть.
Я лично с тех пор уже и не смотрю, позорище, причем мировое, но за какие деньги? погонял по полю 15- 20 минут и все зарплата целой фабрики, а результата ни какого. А что творят порой наши спиртсмены?
Нет талант должен быть голодным, тогда есть стимул.
---------------
Зарплата доктора наук