Овечкин носил его на руках. Все о новом главном тренере «Динамо»
Лонгрид, в котором мы подробно рассказываем о карьере Алексея Кудашова
Дебютировал в «Кристалле», раскрылся в «Крылышках»
Подмосковная Электросталь всего при 150 тысячах населения — настоящий клондайк талантов отечественного хоккея: Ионов, Парамошкин, Ёркин, Пряжников, Прошкин, Скопинцев, Прокопьев, Игнатушкин, Суглобов, Кадейкин… Алексей Кудашов тоже в этом ряду.
В 1971 году местный «Кристалл» и все электростальские любители хоккея получили шикарный подарок — открылся ледовый каток, придавший новый импульс развитию вида спорта в городе. Так совпало, что это случилось в год рождения Алексея Николаевича. Видимо, он просто обречен был заниматься хоккеем. Хотя имелись и варианты:
— У меня был друг в Электростали, с которым мы в одном дворе росли. Мы и сейчас с ним дружим. И вместе с другом в основном играли либо в футбол, либо в хоккей. Понятно, что были и войнушка, и другие мальчишеские забавы. Но футбол и хоккей всегда оставались на первом месте. Мы играли со своими братьями с утра до вечера. Во дворе был каток. И однажды мой друг сказал, что он идет записываться в дворовую команду. Я пошел с ним. Так в шесть лет оказался в дворовой команде «Метеор». До четвертого класса я зимой играл в хоккей, а летом в футбол. А потом пришлось уже сделать окончательный выбор.
В «Кристалле» Кудашов дебютировал в 15 лет и за несколько лет прошел путь до юниорской сборной СССР, с которой выиграл золото чемпионата Европы. Праворукий центрфорвард был одним из главных действующих лиц той команды, забросив на турнире столько же шайб — пять, сколько звезды того поколения Павел Буре и Вячеслав Козлов. Логичным был следующий шаг — переход в одну из команд высшей лиги.
— Лучшие игроки «Кристалла» регулярно переезжали в Сетунь, — рассказывает Алексей Николаевич. — А началось все в 1983 году, когда главным тренером «Кристалла» стал Валентин Григорьев, который до этого работал в «Крыльях». Меня приглашали и в ЦСКА, и в московское «Динамо». Но в выборе команды для меня самый главный критерий — твердое место в составе. А это мне обещал только Игорь Дмитриев [прим. — главный тренер «Крыльев Советов»], который сам приезжал на переговоры ко мне домой.
Как показало будущее, это было правильным решением. В «Крылышках» сформировалась ударная тройка: Потайчук справа, Кудашов в центре, Золотов слева, которая выжигала в МХЛ — Межнациональной хоккейной лиге, прообразе КХЛ того времени. Команда из Сетуни взяла бронзовые медали в сезоне 1992/93, а Кудашов получил приглашение в НХЛ, куда и уехал на следующий год.
Потерпел неудачу за океаном и в сборной, воплотил мечту в «Динамо»
«Торонто Мэйпл Лифс» того времени — серьезная организация с максимальными амбициями и опытным составом. За год до того, как Кудашов пополнил ростер «листьев», в команду пришел главный тренер Пэт Бернс и сходу вывел канадцев в финал конференции. А затем повторил этот результат еще раз. Тон в «Торонто» задавали 6-кратный обладатель Кубка Стэнли Гленн Андерсон и 5-кратный Грант Фюр, а также другие «тяжеловесы» — Даг Гилмор, Дэйв Андрейчак и Джейми Макун.
Пробиться в основу в такой компании было непросто, даже несмотря на поддержку других россиян, игравших в «Торонто» — Николая Борщевского и знакомого Кудашову по «Крыльям Советов» Дмитрия Миронова. В своем первом и последнем сезоне в НХЛ 22-летний нападающий сыграл 25 матчей и забросил одну шайбу — в ворота «Сент Луиса». Больше шансов Кудашову не давали.
— Винить тут некого, кроме самого себя, — подытожил Алексей Николаевич заокеанский этап своей карьеры, — Зато я многое почерпнул для себя в плане профессионального отношения к делу.
Спустя два года скитаний по АХЛ он вернулся в Европу: выиграл чемпионат Германии с «Дюссельдорфом», Суперкубок Европы — с финским ТПС. В 98-м пришло время возвращаться в Россию — сперва в «Ак Барс».
Не сложился у Кудашова-игрока и роман со сборной, первый вызов в которую он получил еще в ноябре 1991-го. Тогда 20-летний нападающий съездил на Кубок Германии, где ничем не блеснул и в итоге не попал на победную Олимпиаду. Говорят, его отцепили в самый последний момент. Следующий свой олимпийский шанс Кудашов также вспоминает без особого удовольствия:
— Мы неправильно отнеслись к турниру. Не осознавали, что шанс стать олимпийским чемпионом может даваться лишь раз в жизни. Молодыми были, многого не понимали… Да и разруха, творившаяся тогда в нашем хоккее, тоже, к сожалению, сказалась. Настройся мы иначе — сыграли бы по-другому.
В Лиллехаммере, напомним, россияне уступили в «бронзовом» матче Финляндии. Не стали медальными и все три чемпионата мира, в которых нападающий принимал участие. А мировой форум, проходивший в Санкт-Петербурге в 2000-м, и вовсе охота выкинуть из памяти…
Прорыв в карьере Кудашова случился ближе к 30-ти. И был связан с его любимым клубом. После сезона в Казани нападающего пригласил в «Динамо» Зинэтула Билялетдинов.
— Никогда не забуду слов Виталия Семеновича Давыдова, сказанных им применительно к московскому «Динамо»: «Театров много, но Большой — только один. И он находится в Москве», — объясняет Алексей Николаевич. — На самом деле, после пяти лет, проведенных за границей и одного года в казанском «Ак Барсе», уже хотелось вернуться домой, поближе к родителям. Соскучился. Хотел больше бывать дома. Кроме того, «Динамо» – очень серьезная организация.
Кудашов стал одним из ключевых игроков команды, выигравшей чемпионат страны в 2000-м году. Центр второго звена, третий бомбардир дружины, он помог динамовцам в финале обыграть свой бывший клуб — «Ак Барс».
— На самом деле у меня сбылась мечта. Я ведь с детства болел за «Динамо» и хотел туда попасть. Играть за свой любимый клуб, да еще стать с ним чемпионом — ощущения непередаваемые, — делился эмоциями форвард.
Помогал раскрыться Овечкину, вдохновлял команду
Следующий сезон был для великого клуба уже не столь успешным. Чемпионы не то, что подтвердить звание не смогли — впервые в истории «Динамо» не вышло в плей-офф, финишировав на итоговом 13-м месте, а Билялетдинов был уволен еще в ноябре (чтобы вернуться через год). Тренер ли был тому причиной? Скорее, сказался массовый уход лидеров в межсезонье, когда команда в одночасье лишилась восьми классных хоккеистов (Еремеев, Марков, Хаванов, Прошкин, Трощинский, Прокопьев, Харитонов, Калюжный). Кудашов же остался, чтобы превратиться в одного из стержневых игроков «Динамо» на ближайшие несколько лет, а также в дядьку для динамовской молодежи.
Одним из таких молодых динамовцев, получивших шанс в основной команде, боровшейся за места на границе первой восьмерки, стал 16-летний Александр Овечкин.
— Я помню, как он пришел в первую команду «Динамо», — вспоминал потом Алексей Николаевич. — В первой пятерке играл со мной. Если не ошибаюсь, в Уфе первый свой гол забил. Я его знаю с детских лет, потом юниоры, молодежь. У них была группа хороших хоккеистов — Терещенко, Мирнов, Никулин.
Молодежь — это хорошо, но от такого клуба как «Динамо» всегда ждут результат. А его не было: 7-е место, снова 7-е, потом 6-е — терпение руководства не было бесконечным, и перед сезоном 2004/2005 Билялетдинов покинул команду, уступив место Владимиру Крикунову.
Кудашов же остался и вроде бы неплохо начал чемпионат, в 10-ти матчах отдав 6 результативных передач. Учитывая то, что нападающий никогда не ходил в бомбардирах, играя надежно, но неброско, для него такая статистика была вполне приемлемой. Однако тренерский штаб «Динамо» посчитал иначе, и заканчивал Алексей Николаевич сезон, ставший в итоге для бело-голубых золотым, уже в ЦСКА. Победителей, конечно же, не судят, но то, как Кудашова провожали из команды, свидетельствует — его роль в раздевалке была огромной.
— Помню, когда Кудашов ушел из «Динамо», я и Александр Савченков подняли его на плечи, вытащили из раздевалки и пронесли по улице, — вспоминал Александр Овечкин.
— У нас был очень дружный коллектив. Ребята меня таким образом решили поддержать. Получилось весело. Самое главное, им это было небезразлично. И мне тоже. Хотя это была шутка, но даже такой шутке не каждый удостаивается, — в словах Кудашова горечи нет, но наверняка он сожалеет об упущенном шансе поднять Кубок над головой во второй раз в карьере.
Следующая такая возможность предоставится ему под занавес карьеры. После нескольких лет, проведенных в ЦСКА, мытищинском «Химике» и ярославском «Локомотиве», который Кудашов выводил на лед с капитанской нашивкой, он будет приглашен Олегом Знарком в ХК МВД, а затем последует за ним и в «Динамо». Капитаном и вожаком он будет и в этих командах. Нападающий не сыграл ни одного матча в финале 2012 года, но все причастные к той победе в один голос говорят о его вкладе: Кудашов был рядом, подсказывал, настраивал, вдохновлял. И заслуженно стал обладателем Кубка Гагарина, после чего повесил коньки на гвоздь.
Учился у великих, останавливал ЦСКА
— У меня в карьере были тренеры, которые уже давно предлагали мне заняться «конспектированием». Еще начиная с Игоря Ефимовича Дмитриева, — не скрывал Алексей Николаевич, еще выступая за «Динамо». — Помню, и Юрзинов Владимир Владимирович говорил мне: «Записывай все, что делаете на тренировках. Может пригодиться в будущем». И это правильно. Ведь никто не знает, кем он будет после окончания хоккейной карьеры. Поэтому я в свое время взял тетрадку и стал потихонечку записывать. Не скажу, что это было давно, но есть какие-то записи.
Записывать Кудашову было за кем. Григорьев и Дмитриев, Тихонов и Юрзинов, Моисеев и Бернс, Билялетдинов и Якушев, Крикунов и Быков, Знарок и Михайлов: мало кому удалось соприкоснуться с таким количеством не просто классных — легендарных специалистов. Не удивительно, что вдумчивый игрок, прошедший потрясающую школу, выбрал карьеру тренера.
Она началась в Мытищах, где Алексей Николаевич стал помощником главного тренера «Атланта» Янне Карлссона. Шведский специалист, известный по работе с «Фрелундой», «Линчепингом» и национальной сборной своей страны, имел в своем распоряжении вполне крепкий коллектив: Озолиньш, Жердев, Энгквист, Михнов, Кольцов, Нискала. С таким подбором игроков можно было претендовать на многое, но подмосковная команда со скрипом вышла в плей-офф и не оказала серьезного сопротивления СКА в четвертьфинале конференции (1:4). На следующий сезон руководство доверило команду Кудашову.
Надо сказать, условия для тренерского дебюта Алексея Николаевича были не самыми оптимальными. Финансовое состояние клуба ухудшилось, большинство звезд «Атлант» покинули. Тогда и стало вырисовываться тренерское кредо Кудашова — системный подход, ставка на коллективные действия, а не яркие индивидуальности, умение раскрыть молодых игроков. Дыбленко, Рукавишников, Кадейкин, Лещенко, Левицкий, Шмелев, Сошников — молодой тренер не побоялся дать им шанс, и это оправдалось. В плей-офф «Атлант» не попал, зато Кадейкин стал лучшим бомбардиром команды. Оцените прогресс нападающего, учитывая то, что он дебютировал в КХЛ год назад, сыграв у Карлссона всего в двух матчах!
Заметили не только игроков, раскрывшихся в «Атланте», но и тренера, их раскрывшего. После двух не слишком успешных в турнирном отношении лет в подмосковной команде Кудашова позвал топ-клуб — «Локомотив».
Самым ярким достижением этого периода работы для Алексея Николаевича, стала серия плей-офф с ЦСКА в сезоне 2016/2017, которую железнодорожники сумели выиграть со счетом 4:2, остановив, возможно, главного на тот момент фаворита Лиги. Интересно, что этого успеха могло и не быть, ведь летом Кудашова рассматривали на пост главного тренера «Динамо», но в итоге московский клуб возглавил Владимир Воробьев.
А нынешний наставник «Динамо» на третий сезон в Ярославле продолжил гнуть свою линию, постепенно вводя в состав все больше талантливой местной молодежи (Коновалов, Красковский, Алексеев, Юртайкин и другие), за что в итоге поплатился, провалив старт сезона 2017/2018 и в октябре уступив пост Квартальнову.
— Я уверен и знаю, что команда выходит из этого пике, — объяснял Кудашов. — Как и в прошлом году, это всегда было с начала октября, все эти проблемы. Сейчас, возможно, они выразились более ярко. За эти два с половиной года в «Локомотиве» мы сделали большое дело.
Следующий этап карьеры Алексея Николаевича в СКА и сборной России, сперва ассистентом Ильи Воробьева, а затем и главным тренером, также оставил ощущение недосказанности. Армейцы авторитетно смотрелись в регулярном чемпионате, всего на один балл отстав от московских одноклубников, а в плей-офф просто не заметили «Витязь» (4:0). Но дальше была пандемия, отмена чемпионата мира — и неожиданное решение наставника покинуть оба поста.
— Дело не было доделано до конца, мы не доиграли Кубок Гагарина. СКА был на хорошем ходу, команда была готова решать серьезные задачи. Чемпионат мира в Швейцарии, увы, тоже отменили. Так что подвести полноценный итог не получается. Обида? Какая может быть обида, если я сам принял это решение? — так на целый сезон Кудашов пропал с радаров внимания общественности.
Но из хоккея никуда не ушел. Его сын Артем, защитник по амплуа, занимается в Академии имени Чернышева, и Алексей Николаевич участвовал в его развитии, помогая тренеру команды 2005-го года рождения динамовской школы Антону Корредору.
Верится, что он просто ждал шанс вновь прийти в свой любимый клуб, чтобы опять взойти на вершину. Прислушаемся к Виталию Давыдову:
— Кудашов всегда был очень классным нападающим, а самое главное — хоккеистом с железным характером. Мы выиграли первый Кубок Гагарина, и Леша тогда внес не только игровой, но и феноменальный моральный вклад в успех, поддерживая фантастическую атмосферу в команде. То же самое он перенес и на свою тренерскую деятельность.
Удачи, тренер